Общие сведения о двигателях постоянного тока
Принцип обратимости электрических машин. Двигатели постоянного тока по конструкции не отличаются от генераторов и, как отмечалось, электрические машины постоянного тока могут работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя, т.е. являются обратимыми. Допустим, что машина работает в режиме генератора на сеть с постоянным напряжением U=const и развивает тормозной (по отношению к первичному двигателю) момент Mт (рисунок 3.1). Для этого режима справедливы соотношения и , (3.1) где ∑r- полное сопротивление цепи якоря.
Классификация двигателей постоянного тока.Аналогично генераторам, двигатели постоянного тока классифицируются по способу включения обмотки возбуждения по отношению к обмотке якоря - независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения. Схемы двигателей и генераторов с перечисленными способами возбуждения одинаковы и приведены на рисунке 2.1. Все типы двигателей в зависимости от вида возбуждения имеют различные характеристики, но в основе их работы лежит один и тот же энергетический процесс, характеризуемый уравнениями равновесия ЭДС и моментов. Уравнение ЭДС двигателя в установившемся режиме работы имеет вид + , (3.2)
ЭДС Еа в обмотке якоря направлена встречно приложенному напряжению, поэтому ее называют противо ЭДС.
Pэм= U(Ia+Iв) - UIв - Ia2𝛴r=UIa - Ia2𝛴r = ЕаIa, (3.3) Полезная механическая мощность P2, отдаваемая двигателем рабочему механизму, меньше мощности Pэм на величину потерь холостого хода ΔPо, включающих потери в стали якоря ΔPст и механические потери Pмех (трение в подшипниках, вентиляционные и т.д.)
P2= Pэм- ΔPo = Pэм - (ΔPc - ΔPмех). (3.4) Полезная мощность P2 обозначается на заводском щитке машины. Аналогично происходит энергетический процесс в двигателях других типов. Уравнение равновесия моментов. Уравнение вращающих моментов в установившемся режиме можно получить, разделив все чле- ны равенства (3.4) на W (угловую скорость вращения двигателя)
+ или , (3.5)
где М2 -момент сопротивления рабочего механизма; Мо-момент холостого хода. Вращающий электромагнитный момент равен
Мэм=смIaФ. (3.6)
Таким образом, вращающий электромагнитный момент расходуется на уравновешивание двух тормозящих моментов: - момента сопротивления рабочего механизма М2 ; - момента холостого хода Мо, соответствующего потерям Ро=Рс+Рмх. Момент М2 называется полезным моментом, т.к. он соответствует полезной мощности двигателя Р2. В неустановившемся режиме скорость двигателя изменяется и на его валу возникает динамический момент. Уравнение равновесия моментов в таких режимах приобретает вид Мэм=Мст+Мj, (3.7)
где Мст =М2 +Мо -статический момент сопротивления; - динамический момент. В зависимости от того, уменьшается или увеличивается частота вращения двигателя, динамический момент может быть отрицательным или положительным, т.е. в переходных режимах на валу двигателя создается момент Мj, который препятствует изменению скорости вращения двигателя и механизма. В установившемся режиме динамический момент Мj=0. Характеристики двигателей постоянного тока. Рабочие свойства электродвигателей постоянного тока оцениваются следующими характеристиками: 1. Пусковые характеристики, которые оценивают пусковые свойства электродвигателя. К ним относятся: - кратность пускового тока ki = где Iап - пусковой ток ; Iан- номинальный ток нагрузки; - кратность пускового момента где Мп=смIапФп; - tп -время пуска; - экономичность пуска (стоимость пусковой аппаратуры, пусковые потери). 2. Рабочие характеристики, под которыми понимают зависимости n, M и h от полезной мощности P2 или тока якоря Ia при постоянных значениях напряжения Uс, сопротивления цепи якоря ∑r и сопротивления цепи возбуждения rв. Зависимость n=f(P2) называют скоростной характеристикой, зависимость М=f(P2)- моментной характеристикой. 3. Механическая характеристика, представляющая собой зависимость n=f(M) при постоянных значениях Uн, rа, rв. 4. Регулировочные характеристики, к которым относятся: - диапазон регулирования скорости nmax/nmin; - экономичность регулирования (потери, стоимость аппаратуры); - характер регулирования (плавность); - простота, надежность и компактность регулировочной аппаратуры.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|