Межличностные стили разрешения конфликтов
Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов (Приложение № 7). Избегание. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы. Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что “мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека повторяя: “Это не имеет большого значения. Подумай о том, что проявилось здесь сегодня, с позитивной стороны”. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что, в конечном счете, произойдет взрыв. Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала. Компромисс.Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных. Решение проблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, имеющим отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми. Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом. Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует. Некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта: 1. Определите проблему в категориях целей, а не решений. 2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон. 3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны. 4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией. 5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.
Литература 1. Аширов, Дмитрий Анатольевич. Организационное поведение : Учебник / Д.А.Аширов .— М. : Проспект, 2006 .— 357 с. 2. Брукс, Ян. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организации : учебник : пер. с англ. 3-го изд. / Я. Брукс .— М. : Дело и Сервис, 2008 .— 452 с. 3. Василенко, Светлана Викторовна. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом / С. В. Василенко .— Москва : Дашков и К, 2010 .— 134 с. 4. Герзон, Марк. Лидерство через конфликт. Как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности : пер. с англ. / М. Герзон .— М. : Манн, Иванов и Фербер, 2008 .— 332 с. 5. Гершанок, Геннадий Александрович. Инновационное лидерство : учебное пособие / Г. А. Гершанок ; Пермский национальный исследовательский политехнический университет .— Пермь : Изд-во ПНИПУ, 2011 .— 78 с. 6. Дафт Р.Л. Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; при участии П. Лейн; [пер. с англ. А.В. Козлова; под ред. Проф. И.В. Андреевой]. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с. 7. Доманова, Екатерина Евгеньевна. Теория лидерства: лидерство в организации : учебно-методическое пособие / Е. Е. Доманова, А. В. Доманов ; Пермский государственный технический университет .— Пермь : Изд-во ПГТУ, 2010 .— 97 с. 8. Зайцев , Леонид Григорьевич. Организационное поведение : учебник / Л. Г. Зайцев , М. И. Соколова .— Москва : Экономистъ, 2005 .— 666 с. 9. Захаров, Николай Львович. Организационное поведение государственных служащих : учебное пособие для вузов / Н. Л. Захаров .— Москва : ИНФРА-М, 2010 .— 236 с. 10. Иванова, Светлана Владимировна. Мотивация на 100%: а где же у него кнопка? / С. В. Иванова .— Москва : Альпина Бизнес Букс, 2005 .— 285 с. 11. Карташова, Лариса Васильевна. Организационное поведение : учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина .— М. : ИНФРА-М, 2006 .— 219 с. 12. Кови, Стивен. Лидерство, основанное на принципах : пер. с англ. / С. Кови .— М. : Альпина Бизнес Букс, 2008 .— 300 с. 13. Кочеткова, Александра Игоревна. Введение в организационное поведение и организационное моделирование : учебное пособие для вузов / А. И. Кочеткова ; Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; Институт бизнеса и делового администрирования .— 4-е изд .— М. : Дело, 2008 .— 942 с. 14. Красовский, Юрий Дмитриевич. Организационное поведение : учебное пособие для вузов / Ю.Д. Красовский .— 2-е изд., перераб. и доп .— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004 .— 511 с. 15. Леонов, Н И . Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения : учеб. пособие для вузов / Н.И. Леонов .— СПб : Питер, 2005 .— 236 с. 16. Маллинз, Лори. Менеджмент и организационное поведение : учебно-практическое пособие : [пер. с англ.] / Л. Маллинз ; Пер. Т. Цеханович [и др.] .— Минск : Новое знание, 2003 .— 1037 с. 17. Маслоу, Абрахам Гарольд. Мотивация и личность : пер. с англ. / А. Г. Маслоу ; Авт. послеслов. Р. Кокс .— 3-е изд .— СПб : Питер, 2009 .— 351 с . 18. Молл, Елена Георгиевна. Менеджмент: организационное поведение : Учеб. пособие / Е.Г.Молл .— М. : Финансы и статистика, 2000 .— 156 с. 19. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник для вузов / А. Я. Кибанов [и др.] ; Под ред. А. Я. Кибанова .— Москва : ИНФРА-М, 2011 .— 523 с. 20. Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие для вузов / В. П. Пугачев [и др.] ; Под ред. В. П. Пугачева .— Москва : ИНФРА-М, 2011 .— 393 с. Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие для вузов / В. П. Пугачев [и др.] ; Под ред. В. П. Пугачева .— Москва : ИНФРА-М, 2011 .— 393 с. 21. Оксинойд, Константин Элиасович. Организационное поведение : учебник / К.Э. Оксинойд .— Москва : КНОРУС, 2009 .— 472 с. 22. Организационная культура : учебник / Н.И. Шаталова [и др.] ; Под ред. Н.И. Шаталовой .— М. : Экзамен, 2006 .— 653 с. 23. Организационное поведение : практикум : учебное пособие для вузов / Г.Р. Латфуллин [и др.] ; Под ред. Г.Р. Латфуллина .— СПб : Питер, 2006 .— 268 с. 24. Организационное поведение : Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб: Питер, 2007 .— 432 с. 25. Организационное поведение : учебное пособие для вузов / И. В. Бородушко [и др.] ; Под ред. И. В. Бородушко .— М. : ЮНИТИ, 2007 .— 240 с. 26. Организационное поведение : хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского .— Самара : Бахрах-М, 2006 .— 751 с. 27. Пономарев, Николай Филиппович. Коммуникационный менеджмент и корпоративная культура : учебное пособие / Н.Ф. Пономарев ; Пермский государственный университет .— Пермь : Изд-во ПГУ, 2008 .— 190 с. 28. Пряжников, Николай Сергеевич. Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие для вузов / Н.С. Пряжников .— М. : Академия, 2008 .— 367 с. Пряжников, Николай Сергеевич. Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие для вузов / Н.С. Пряжников .— М. : Академия, 2008 .— 367 с. 29. Реан А.А. Психология развития личности. М.: СПб, 2007. – 384 с. 30. Регнет, Эрика. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления : пер. с нем. / Э. Регнет .— Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2005 .— 394 с . 31. Самоукина, Наталья Васильевна. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н.В. Самоукина .— М. ; СПб : Вершина, 2007 .— 223 с. 32. Соломанидина, Татьяна Оттовна. Организационная культура компании : учебное пособие для вузов / Т. О. Соломанидина .— 2-е изд., перераб. и доп .— Москва : Инфра-М, 2011 .— 624 с. 33. Херцберг, Фредерик. Мотивация к работе : пер. с англ. / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Б. Снидерман .— М. ; СПб : Вершина, 2007 .— 238 с. 34. Хэнна, Дэвид. Лидерство на все времена: результаты сегодня - наследие на века : пер. с англ. / Д. Хэнна .— М. : Альпина Бизнес Букс, 2007 .— 296 с. 35. Шапиро, Сергей Александрович. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро .— М. : ГроссМедиа, 2005 .— 223 с. 36. Шейн, Эдгар. Организационная культура и лидерство: Построение. Эволюция. Совершенствование : пер. с англ. / Э. Шейн ; Пер. С. Жильцова; Под ред. В. А. Спивака .— Санкт-Петербург : Питер, 2002 .— 335 с. 37. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осбори Р. Организационное поведение, 8-е издание. / Пер. с англ. под ред. Е.Г. Молл. - СПб: Питер, 2006 .— 637 с. 38. Шефер, Бодо. Простое лидерство : пер. с англ. / Б. Шефер, Б. Грундль .— Минск : Попурри, 2008 .— 175 с. 39. Эсаулова, Ирэна Александровна. Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие / И.А. Эсаулова ; Пермский государственный технический университет .— Пермь : Изд-во ПГТУ, 2007 .— 230 с.
Приложение № 1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|