Формальные и неформальные, горизонтальные и вертикальные, вербальные и невербальные коммуникации.
Формальные: Совпадают с уровнями иерархии в организации. Неформальные: Носят спонтанный характер, возникают вследствие индивидуального выбора. (Организации состоят из формальных и неформальных компонентов. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Слухи «витают возле автоматов с охлажденной водой, по коридорам, в столовых и в любом другом месте, где люди собираются группами». Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».)
— Вертикальные ◦ Нисходящие ( руководитель - > подчиненные) (Постановка рабочих задач, обеспечение вовлеченности в решение задач, мотивация, обсуждение проблем эффективности работы, сбор информации о проблемах, получение сведений об идеях, предложениях, оповещение о грядущих изменениях, трансляция норм и ценностей организации) ◦ Восходящие (информация относительно производственной деятельности, личная информация об установках и проблемах, внесение новых предложений, идей и т.д.) — Горизонтальные (выработка совместных решений, координация деятельности отделов и решение проблем, групповой контроль, удовлетворение потребности в неформальных социальных контактах
Невербальные коммуникации. Невербальной коммуникации - информация, передаваемая отправителем без использования слов как системы координации. Основные типы невербальной коммуникации: 1) Движения тела (жесты, выражения лица, выражения глаз, прикосновения, позы), (составляют до 55% всех коммуникаций) 2) Личные физические качества (строение тела, вес, рост и пр.) 3) Использование среды (способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории и пр.) 4) Физическая среда (дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум и пр.) 5) Время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса) 6) Специфика речи (качества голоса, грамотность, частота речи, дикция, засоренность речи, смех и пр.), (составляет до 35% всех коммуникаций).
Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и её сложно скрывать в любой межличностной коммуникации.
Вербальная коммуникация – передача и восприятие информации (идей, мыслей и пр.) посредством некоторых определённых знаков (слов). Вербальное общение может быть устным, когда используется разговорный язык (разговоры «с глазу на глаз», по телефону, записи на плёнку и пр.), и письменным (письма, записи, бланки, электронная почта и пр.). Чем проще сообщение, чем менее оно важно для организации, тем чаще менеджеры предпочитают использование письменные средства (письма, записки). Письменные коммуникации реализуются через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передает подчиненному письменные указания. Преимущества: · фиксируется информация, на которую можно сослаться впоследствии; · одно и то же сообщение можно отправить одновременно многим людям · позволяют планировать, отбирать и правильно оформлять Ваши мысли; · ведущую роль в передаче важной и официальной информации · средство передачи конфиденциальной информации; · чётко сформулировать и согласовать определенные договорные условия; · средство для поддержания деловых и личных взаимоотношений; Недостатки: · однонаправленность: получатели письменных сообщений не могут в срочном порядке потребовать пояснения или дополнительной информации. · затраты времени и средств на подготовку сообщения. · задержка по времени между отправкой и получением. · Необходимо чётко формулировать мысли, т.к. нет права на ошибку Вертикальные и горизонтальные коммуникации в организации. «Мостик Файоля». Горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий. Функции – выработка совместных решений, групповой контроль, удовлетворение потребностей в неформальном общении. Горизонтальные коммуникации встречаются чаще, чем вертикальные, так как люди более склонны общаться с людьми, равными по социальному статусу, и они менее склонны к искажениям. Вертикальные коммуникации – существуют восходящие (от работника к начальнику) и нисходящие (от начальника вниз). Нисходящие коммуникации необходимы для трансляции приказов, распоряжений, мотивации, норм и ценностей организации. Восходящие – для обратной связи с начальством – передача информации о проблемах, информации о работе, личной информации. Мостик Файоля – идея специально предусмотренных механизмов поперечной коммуникации в организации. Т.к. имеется много видов деятельности, успех которых зависит от их быстрого исполнения, и что необходимо найти способы сочетания должного почтения к иерархическим каналам с удовлетворением потребности в быстрых действиях.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|