Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Научные исследования в методологическом осмыслении.



Вопросы:

  1. Значение и понятия.

Научное исследование (по Лукашевичу) – это один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний в соответствии с характером объекта и предмета исследования, его целями, задачами, конкретной темой.

 

  1. Предметные элементы научного исследования.

К предметным элементам научного исследования относятся:

· Объект исследования.

Это то, на что направлена творческая активность исследователя, то что противостоит ему как непознанное и неизвестное. «Объект всегда в теме».

· Предмет исследования.

Это часть объекта или его аспект. Любая тема (объект) может быть ограничена с помощью 5 аспектов:

o История.

o Теория.

o Методика и технология.

o Организация и управление.

o Методология.

Предмет всегда уже объекта.

· Цели и задачи исследования.

Цель - это представление результата исследования.

Задачи – подцели, совокупность конкретных целевых установок, необходимых для получения конечного результата исследования. Задача определяется в зависимости от цели и объекта. Могут быть типовые задачи:

o Выявить и проанализировать научную литературу по теме исследования.

o Проанализировать практическую область.

o В задачи можно выносить крупные методы, которые планируется использовать.

o Написать какие именно знания намерены получить.

o Если есть задумка составить и предложить модель оптимального обслуживания, так и писать.

· Результаты исследования.

Это приращённые знания, представляющие собой решение проблемы или вопроса, которому посвящена работа. Фиксируется в форме научных фактов, понятий, категорий. В идеале фиксируется в научной теории/концепции.

 

  1. Процессуальные элементы научного исследования.

К процессуальным элементам относятся:

· Выбор темы для исследования.

При выборе темы надо руководствоваться следующим:

o Актуальность темы.

Что бы тема была актуальной, надо проанализировать социальный заказ, который заключается в анализе существующих программ. Так же рекомендуется изучение дискуссионных материалов: если ведётся дискуссия – значит нет чётких знаний, значит тема актуальна.

o Не разработанность темы в соответствующей научной дисциплине.

· Уточнение цели и задач исследования.

· Формулировка проблемы и выдвижение гипотезы.

Чёткая формулировка темы – залог чёткого ведения исследования.

· Выбор репрезентативного объекта и методов исследования.

Если будешь изучать читателей-подростков, то надо изучить процентов 10-15, дабы твои данные выглядели представительно.

· Накопление новой информации и концептуального знания.

· Изложение и аргументация выводов.

 

  1. Средства и методы научного исследования.

Все методы Лукашевич подразделяет на 3 уровня:

· Общелогические методы.

Их применяют во всех науках. Сюда относятся:

o Анализ – мысленное или реальное расчленение исследуемого объекта, его свойств, отношений между предметными частями.

o Синтез – соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое и изучение интегративных свойств целого.

o Индукция и дедукция – «индукция»: метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок, «от частного к общему»; «дедукция»: метод познания, состоящий в выведении из общего заключений частного характера, «от общего к частному».

o Абстрагирование – метод познания, состоящий в мысленном отвлечении от ряда признаков объекта при одновременном выделении для рассмотрения тех или иных из низ, которые интересуют исследователя.

o Аналогия – приём познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве по другим признакам.

o Моделирование – такой метод познания, при котором изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его модели (копии), с последующим переносом полученной информации на оригинал. Модели бывают материальные или идеальные.

o Обобщение – метод познания, состоящий в установлении общих признаков, свойств и отношений предмета.

o Сравнение – метод познания, состоящий в сопоставлении однородных признаков предметов, посредством которых проявляются их количественные и качественные свойства.

 

· Общенаучные методы:

o Эмперические методы:

Вопросы в интервью/анкете бывают:

§ Событийные

§ Мотивационные.

§ Статусные – зависят от статуса пользователя.

По форме вопросы бывают:

§ Закрытые – с предложенными вариантами ответа.

§ Открытые – свободный вариант ответа.

§ Полуоткрытые.

§ Комбинированные.

По функциям вопросы бывают:

§ Основной – «посещаете ли вы театр?».

§ Контрольные – после основного.

§ Фильтрующий – контроль на достоверность 2ух первых.

 

Примерная модель анкеты. Состоит из 3 частей.

§ Введение – где указывается кто и для чего проводит анкетирование, как будут использованы данные, условия анонимности, даётся инструкция и способы возвращение анкеты анкетёру. Выражается благодарность за сотрудничество.

§ Основная часть анкеты – включает сами вопросы, на которые должны ответить респонденты. Вопросы в анкете в начале ставят лёгкие – событийные, ибо сложные вопросы отпугивают от анкетирования. Потом могут идти и сложные вопросы. Но заканчивать предпочтительно лёгкими вопросами.

§ Паспортичка – вопросы о социальном статусе респондента.

 

Разновидностью опросных методов исследования является метод экспертных оценок. Это опрос экспертов, специалистов высокой классификации по предлагаемой теме.

 


o Теоретические методы:

§ Метод мысленного эксперимента.

§ Метод идеализации – мысленное конструирование идеального объекта, путём исключения условия, необходимого для его существования.

§ Метод формализации – заключается в построении абстрактных моделей, когда рассуждение об объекте переносится в область оперирования знаками.

§ Аксиоматический метод – в любой науке есть аксиомы. От их можно отталкиваться.

· Частнонаучные методы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.