Тема: Научные исследования в методологическом осмыслении.
Вопросы:
Научное исследование (по Лукашевичу) – это один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний в соответствии с характером объекта и предмета исследования, его целями, задачами, конкретной темой.
К предметным элементам научного исследования относятся: · Объект исследования. Это то, на что направлена творческая активность исследователя, то что противостоит ему как непознанное и неизвестное. «Объект всегда в теме». · Предмет исследования. Это часть объекта или его аспект. Любая тема (объект) может быть ограничена с помощью 5 аспектов: o История. o Теория. o Методика и технология. o Организация и управление. o Методология. Предмет всегда уже объекта. · Цели и задачи исследования. Цель - это представление результата исследования. Задачи – подцели, совокупность конкретных целевых установок, необходимых для получения конечного результата исследования. Задача определяется в зависимости от цели и объекта. Могут быть типовые задачи: o Выявить и проанализировать научную литературу по теме исследования. o Проанализировать практическую область. o В задачи можно выносить крупные методы, которые планируется использовать. o Написать какие именно знания намерены получить. o Если есть задумка составить и предложить модель оптимального обслуживания, так и писать. · Результаты исследования. Это приращённые знания, представляющие собой решение проблемы или вопроса, которому посвящена работа. Фиксируется в форме научных фактов, понятий, категорий. В идеале фиксируется в научной теории/концепции.
К процессуальным элементам относятся: · Выбор темы для исследования. При выборе темы надо руководствоваться следующим: o Актуальность темы. Что бы тема была актуальной, надо проанализировать социальный заказ, который заключается в анализе существующих программ. Так же рекомендуется изучение дискуссионных материалов: если ведётся дискуссия – значит нет чётких знаний, значит тема актуальна. o Не разработанность темы в соответствующей научной дисциплине. · Уточнение цели и задач исследования. · Формулировка проблемы и выдвижение гипотезы. Чёткая формулировка темы – залог чёткого ведения исследования. · Выбор репрезентативного объекта и методов исследования. Если будешь изучать читателей-подростков, то надо изучить процентов 10-15, дабы твои данные выглядели представительно. · Накопление новой информации и концептуального знания. · Изложение и аргументация выводов.
Все методы Лукашевич подразделяет на 3 уровня: · Общелогические методы. Их применяют во всех науках. Сюда относятся: o Анализ – мысленное или реальное расчленение исследуемого объекта, его свойств, отношений между предметными частями. o Синтез – соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое и изучение интегративных свойств целого. o Индукция и дедукция – «индукция»: метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок, «от частного к общему»; «дедукция»: метод познания, состоящий в выведении из общего заключений частного характера, «от общего к частному». o Абстрагирование – метод познания, состоящий в мысленном отвлечении от ряда признаков объекта при одновременном выделении для рассмотрения тех или иных из низ, которые интересуют исследователя. o Аналогия – приём познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве по другим признакам. o Моделирование – такой метод познания, при котором изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его модели (копии), с последующим переносом полученной информации на оригинал. Модели бывают материальные или идеальные. o Обобщение – метод познания, состоящий в установлении общих признаков, свойств и отношений предмета. o Сравнение – метод познания, состоящий в сопоставлении однородных признаков предметов, посредством которых проявляются их количественные и качественные свойства.
· Общенаучные методы: o Эмперические методы: Вопросы в интервью/анкете бывают: § Событийные § Мотивационные. § Статусные – зависят от статуса пользователя. По форме вопросы бывают: § Закрытые – с предложенными вариантами ответа. § Открытые – свободный вариант ответа. § Полуоткрытые. § Комбинированные. По функциям вопросы бывают: § Основной – «посещаете ли вы театр?». § Контрольные – после основного. § Фильтрующий – контроль на достоверность 2ух первых.
Примерная модель анкеты. Состоит из 3 частей. § Введение – где указывается кто и для чего проводит анкетирование, как будут использованы данные, условия анонимности, даётся инструкция и способы возвращение анкеты анкетёру. Выражается благодарность за сотрудничество. § Основная часть анкеты – включает сами вопросы, на которые должны ответить респонденты. Вопросы в анкете в начале ставят лёгкие – событийные, ибо сложные вопросы отпугивают от анкетирования. Потом могут идти и сложные вопросы. Но заканчивать предпочтительно лёгкими вопросами. § Паспортичка – вопросы о социальном статусе респондента.
Разновидностью опросных методов исследования является метод экспертных оценок. Это опрос экспертов, специалистов высокой классификации по предлагаемой теме.
o Теоретические методы: § Метод мысленного эксперимента. § Метод идеализации – мысленное конструирование идеального объекта, путём исключения условия, необходимого для его существования. § Метод формализации – заключается в построении абстрактных моделей, когда рассуждение об объекте переносится в область оперирования знаками. § Аксиоматический метод – в любой науке есть аксиомы. От их можно отталкиваться. · Частнонаучные методы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|