Здавалка
Главная | Обратная связь

Анатомо-физиологический аспект изучения алалии



Практическое занятие №1.

Тема:Общие сведения об алалии.

Современные классификации алалии и характеристика основных форм. (2 часа)

Цель:закрепление теоретических знаний о классификации алалии и характеристике основных форм.

План.

1.Дайте определение алалии. Приведите данные о статистических сведениях распространенности нарушения. Укажите место алалии в системе нарушений речи.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio — говорю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье — встречается в литературе, посвященной нарушениям речи, с давних пор. Кроме термина «алалия», для обозначения этого нарушения речи в литературе (особенно в зарубежной) используются и многие другие термины: «врожденная афазия», «онтогенетическая афазия», «афазия развития», «дисфазия», «задержка речевого развития», «конституциональная задержка речи», «нарушенное усвоение языка», «слухонемота» и т. д.

Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет. Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6—0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. Авторы подчеркивают, что у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.


2. Укажите причины, локализация, механизм нарушения. Раскройте понятие о локализации и динамической констелляции речевой функции в коре головного мозга.

Этиология алалии


1. Пренатальные вредности (физиологические, психические травмы, стрессовые состояния).
2. Натальные (быстрые, стремительные роды).
3. Постнатальные (до 3 лет опухоли, травмы, менингиты, энцефалиты).

Максимально вредоносным фактором нарушения является асфиксия, так как поражаются многие отделы нервной системы, что вызывает нарушение формирования всего мозга, что затрудняет спонтанную компенсацию.

Еще в 1926 г. Отмечалось влияние на речь минимальных мозговых нарушений. Признаки резидуально-органического поражения головного мозга: очаг пароксизмальной активности либо очаг патологической активности без приступов. Часто не обнаруживают признаков органического поражения, чаще отмечаются функциональные нарушения, что проявляется в запаздывании созревания нервных процессов. Практически не отмечается очаговых поражений, затрагивающих речевые зоны, чаще отмечаются диффузные нарушения левого и правого полушарий. Компенсаторные возможности выше в случае локальных повреждений. При диффузных нарушениях компенсаторные возможности ограничены. Это относится к случаям, когда тяжесть патологических изменений незначительна. Например, при ММД отмечается расхождение между обширностью патологической симптоматики (нарушений) и невыраженностью неврологической симптоматики. Системы, уже завершившие свое развитие, будут реагировать на вредности симптомами повреждения. Системы, еще формирующиеся, реагируют симптомами возбудимости, расторможенности, отставанием в развитии. В разные возрастные периоды дети по-разному реагируют на вредности.

На ЭЭГ можно узнать о степени перинатального поражения, а не о характере речевой патологии. У таких детей на исследовании отмечается заинтересованность височных областей.

Одни авторы при исследовании этиологии уделяли внимание биологическим факторам, другие — социально-психологическим. Большинство исследователей выделяют комплекс причин биологического и социально-психологического характера.

По данным Ковшикова В.А. причины могут быть:
А) беременность
- патология беременности у 92% матерей;
- сильный токсикоз у 30%;
- соматические заболевания (грипп и ОРЗ) перенесли 36,3% матерей;
- угрожающий выкидыш 12,6%;
- психотравмы 11,3%;
- неправильное положение плода 8%;
- кровотечения 5,6%;
- попытки прерывания беременности 3%;
- резус-несовместимость 2,6%.
Б) роды
- роды раньше или позже срока 36,6%
- патологические роды (стремительные, затяжные, сухие) 67,3%;
- осложнения родов 44,6% (стимуляция, наложение щипцов);
- травмы головы 24%;
- родились в асфиксии 66%;
- одновременно и травма, и асфиксия 22%, т.е. в общей сложности 88% детей родились в асфиксии,
И как следствие асфиксии: двустороннее поражение мозга, т.е. левой и правой гемисферы, а далее нарушение языковой системы.
В) первые годы жизни (до 1 года)
Заболевания:
1 группа заболеваний:
- ОРЗ 31%
- пневмония 23%,
- детские инфекции 15,3%,
- желудочные заболевания 12,6%,
- грипп 9%,
2 группа заболеваний:
- мозговые заболевания 4,7%,
- ушибы головы 5,3%.
Схожая картина и с 1 года до 3 лет.
3 группа заболеваний:
- отставания в психическом развитии 62,3%,
- психопатологические расстройства 16%,
- неврологические заболевания 24,3%.

Анатомо-физиологический аспект изучения алалии

 

В основе алалии — недоразвитие мозговых клеток.
Раньше (до 1980 года) считалось, что это узколокальное поражение речевых зон головного мозга (коркового конца речеслухового и речедвигательного анализаторов). Но сейчас это учение устарело, так как речевая функция имеет динамические констелляции («созвездие») в коре головного мозга (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия).

По всей коре рассыпаны ядра, которые связаны между собой, но и с зоной Брока. Аналогично: речеслуховой мозговой конец в зоне Вернике и ядра по всей коре.
Итак, еще раз: в основе алалии — недоразвитие мозговых клеток. Мозговые клетки прекратили свое развитие на стадии нейробластов. Не произошел процесс миелинизации.

В работе незрелые клетки быстро утомляются, синтез и анализ протекает несовершенно.

По локализации: (преимущественно в левом полушарии):
1. Моторная (зона Брока),
2. Сенсорная алалии (зона Вернике).
Изучение электрической активности мозга у детей с алалией выявило локальные изменения биопотенциалов преимущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария. Последние исследования показывают, что при алалии имеют место Нерезко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т.е. билатеральные поражения. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или затруднительной.

· Латерализация — преобладание того или иного органа из пары сенсорных органов.

· Амбидекстрия — владение правой и левой рукой одинаково.

 

3. Приведите сведения из исто­рии изучения алалии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.