Анатомо-физиологический аспект изучения алалииСтр 1 из 3Следующая ⇒
Практическое занятие №1. Тема:Общие сведения об алалии. Современные классификации алалии и характеристика основных форм. (2 часа) Цель:закрепление теоретических знаний о классификации алалии и характеристике основных форм. План. 1.Дайте определение алалии. Приведите данные о статистических сведениях распространенности нарушения. Укажите место алалии в системе нарушений речи. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio — говорю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье — встречается в литературе, посвященной нарушениям речи, с давних пор. Кроме термина «алалия», для обозначения этого нарушения речи в литературе (особенно в зарубежной) используются и многие другие термины: «врожденная афазия», «онтогенетическая афазия», «афазия развития», «дисфазия», «задержка речевого развития», «конституциональная задержка речи», «нарушенное усвоение языка», «слухонемота» и т. д. Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет. Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6—0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. Авторы подчеркивают, что у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. 2. Укажите причины, локализация, механизм нарушения. Раскройте понятие о локализации и динамической констелляции речевой функции в коре головного мозга. Этиология алалии
Максимально вредоносным фактором нарушения является асфиксия, так как поражаются многие отделы нервной системы, что вызывает нарушение формирования всего мозга, что затрудняет спонтанную компенсацию. Еще в 1926 г. Отмечалось влияние на речь минимальных мозговых нарушений. Признаки резидуально-органического поражения головного мозга: очаг пароксизмальной активности либо очаг патологической активности без приступов. Часто не обнаруживают признаков органического поражения, чаще отмечаются функциональные нарушения, что проявляется в запаздывании созревания нервных процессов. Практически не отмечается очаговых поражений, затрагивающих речевые зоны, чаще отмечаются диффузные нарушения левого и правого полушарий. Компенсаторные возможности выше в случае локальных повреждений. При диффузных нарушениях компенсаторные возможности ограничены. Это относится к случаям, когда тяжесть патологических изменений незначительна. Например, при ММД отмечается расхождение между обширностью патологической симптоматики (нарушений) и невыраженностью неврологической симптоматики. Системы, уже завершившие свое развитие, будут реагировать на вредности симптомами повреждения. Системы, еще формирующиеся, реагируют симптомами возбудимости, расторможенности, отставанием в развитии. В разные возрастные периоды дети по-разному реагируют на вредности. На ЭЭГ можно узнать о степени перинатального поражения, а не о характере речевой патологии. У таких детей на исследовании отмечается заинтересованность височных областей. Одни авторы при исследовании этиологии уделяли внимание биологическим факторам, другие — социально-психологическим. Большинство исследователей выделяют комплекс причин биологического и социально-психологического характера. По данным Ковшикова В.А. причины могут быть: Анатомо-физиологический аспект изучения алалии
В основе алалии — недоразвитие мозговых клеток. По всей коре рассыпаны ядра, которые связаны между собой, но и с зоной Брока. Аналогично: речеслуховой мозговой конец в зоне Вернике и ядра по всей коре. В работе незрелые клетки быстро утомляются, синтез и анализ протекает несовершенно. По локализации: (преимущественно в левом полушарии): · Латерализация — преобладание того или иного органа из пары сенсорных органов. · Амбидекстрия — владение правой и левой рукой одинаково.
3. Приведите сведения из истории изучения алалии. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|