Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткие сведения истории изучения алалии




В прошлом веке «алалия» обозначала все формы отсутствия речи.

В 1861 голу Поль Брока открыл зависимость правильной речи от левого полушария, лобной зоны, третьей извилины (конец речедвигательного анализатора).

Арман Труссо — под термином «афазия» подразумевал недоразвитие или «пропажи речи».

1909 г. М.В. Багданов-Березовский в Петербурге организовал лечебно-воспитательное учреждение «Неговорящие и плохоговорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении».

1940 г. Н.Н. Трауготт впервые в работе «К организации и методике логопедической работы при моторной алалии» описала этих детей. Основой ее работы было преобладание индивидуальной работы.

1975-1977 г.г. вышло Постановление «О дальнейшем совершенствовании работы с «неговорящими» детьми»

АЛАЛИЯ — в буквальном переводе «безречие» (от греч. «а» — отрицание, «lalio» — говорю, речь), на самом деле под этим термином подразумевают недоразвитие речи.
Ковшиков В.А. обнаружил двадцать терминов, которые обозначают нарушение «алалия».
Из терминов, применяющихся для обозначения данной речевой патологии, наиболее подходящими являются «алалия» и «афазия развития» (т.е. «онтогенетическая афазия»).

 

4. Раскройте категориально-терминологический аппарат проблемы.

5. Психологическая классификация алалии (по Р.Е.Левиной).

Классификация Р.Е. Левиной. Левина Р.Е. в 1951 г. выделила три формы алалий в работе «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)». Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности:

1. Дети-алалики с недостаточным акустическим восприятием(нет тонких акустических дифференцировок, имеются и грубые дефекты). Другие исследователи называют эту форму сенсорной алалией. Дети-алалики с недостаточностью в двигательной сфере. Другие исследователи называют эту форму моторной алалией.
2. Дети-алалики с оптической недостаточностью(оптико-пространственная недостаточность, нет тонких зрительных дифференцировок, путает близкие формы, величины, путается в пространстве). Есть грубые оптические ориентировки (белое от черного, маленькое от большого), путают близкие формы, величины, путаются в направлениях. Это дети неслабовидящие, не слепые, а имеют оптическую недостаточность.
3. Дети-алалики с недостаточной психической активностью (смотрят, но не всматриваются, нарушена деятельность всех видов: включение, переключение, выключение. Дети пассивны, заторможены). Не могут довести работу до конца, нарушается переключаемость, дети с трудом вступают в контакт.

 

6.Лингвистическая классификация алалии (по В.К.Орфинской).

7. Проведите сопоставительный анализ моторной алалии: афферентная и эфферентная моторная алалия.

II. Классификация Н.Н. Трауготт, Л.В. Мелиховой, С.И. Кайдановой и др. подчеркивает, что при моторной алалии нарушен двигательный анализатор, а не только речедвигательный.
Некоторые исследователи (Г.В. Гуровец, Р.А. Белова-Давид) разделяют моторную алалию на два подвида, полагая, что моторную алалию вызывает апраксия.

Моторная афферентная (кинестетическая) Моторная эфферентная (кинетическая)
И.П. Павлов: благодаря кинестезиям возникают навыки, (кинестезии — базовые для речи навыки). Нет четкой следовой реакции в незрелых клетках мозга. Трудное произнесение звуков, не могут связать звуки и буквы (фонему, артикулему, графему). От слова «кинема» — движение. Нарушение линейной двигательной последовательности звуков в слове и т.д. Правильно произносит слово, но не может произнести слово. Искажает структуру слова, аграмматизмы.

 

Аналогично разграничиваются афазики (А.Р. Лурия).
Детей до 3 лет трудно разграничить на группы афферентных и эфферентных алаликов.

 

 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.