Здавалка
Главная | Обратная связь

Записки из Мертвого дома» Достоевского



Это книга очерков,каждый из которых логически завершен и воспр.как нечто целое,законченное.Единство всех глав определяет постепенное познание автором всех сторон жизни каторги.Книга написана от лица каторжника Горянчикова,осужд.за убийство жены.Однако,скоро автор забывает об этом и уже начиная со 2 главы читатель узнает, что рассказчик попал на каторгу за полиич.преступление.В его характере,взглядах, суждениях отчетливо проступили черты самого Достоевского.Но это не воспоминание,это прежде всего худ.произв.Он создавал не только образы конкретных людей,но и домысливал и развивал отдельные эпизоды и ситуации..Рисует галерею обитателей каторги:было немало разбойников,но большинство тех,кто выступал за защиту человеч.достоинства.Заверш.книгу горько: «И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великой силы погибло даром».Писатель выделяет эпизод посещения каторжанами церкви. Глубоко гуманная книга, в которой чувств.вера писателя в человека, в каждом преступнике можно «откопать» человека.Четкая,продуманная композиция.Дается целостная картина всей жизни заключенного:от поступ.в острог до выхода на свободу.Каждый очерк имеет свое название(Первое впечатл,Новое знакомство,Баня).Д. утверждал,что не может быть единого тпа преступника.Каждый человек индивидуален.(добрый Алей,озорной Баклушин, отчаявшиеся Орлов и Петров). Опровергает мысль о природной предрасположенности к злу.Тема крепосного права проходит красной нитью через все произвед.

 

 

13. Преступление и наказание. Диспут идей. Двойничество Первый из великих «идеологических» романов Достоевского - «Преступление и наказание» (1866) - построен по принципу драматургического сквозного действия, которому строго подчинены все эпизоды и действующие лица. Роман состоит из 6-ти частей. 1-ая часть – преступление, 5 частей – наказание. Раскольников является композиционным и духовным центром романа. Раскольников – раскол, Родион – родина, Романович – ассоциация с династией Романовых, т.е. перед нами говорящие фамилии, что является признаком классицизма. Реализуется принцип контраста – Раскольников совершает преступление из-за высшей цели, он хочет проверить себя, провести эксперимент («тварь я дрожащая или право имею»). Его теория о двух разрядах людей терпит поражение.

Роман четко делится на две части: «преступление» - «наказание». Но оба потока событий как бы текут и в обратном направлении: «наказание» начинается тогда, когда «преступление» еще не совершено, а идея повторения «пробы себя на подвиг», только какими-то иными средствами, живет в душе героя даже тогда, когда он отбывает «наказание».

«Идеологическим» этот роман является потому, что в нем воспроизведена трагедия мыслящего героя-индивидуалиста перед лицом реальной жизни. Главная причина преступления Раскольникова 1)Бедность2)Одиночество3)Жил в уродливом обществе4)Неравнодушность Раскольникова5)Мысль об особых людях6)Идеи своей необычности.Важную роль в понимании психологии героев играет система “ двойничества ”. При помощи “двойников” снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона теории Раскольникова. Благодаря этому роман оказывается не столько судом над личностью, характером, психологией человека, сколько над русской действительностью 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления и заблуждения. В сопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным видна незаурядность личности Раскольникова, стремящегося к “всеобщности” решения вопросов о бедности, нищете и несправедливости. Деловой человек Лужин с его “экономическими теориями”, оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняют бескорыстие помыслов Раскольникова. Рядом с “механическим человеком” Лебезятниковым, который, ни о чем не думая, поддерживает “самую модную ходячую идею, чтобы тотчас же опошлить ее”. Раскольников с его выстраданной теорией оказывается живым, достойным сочувствия в своих исканиях и заблуждениях. Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление , неискупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова “двойник”, потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Достоевский также развивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выражена через образ Сони. Мысль об очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла лежит в основе мировоззрения самого писателя. Так, сопоставление Раскольникова с другими героями тесно связано не только с психологическим, но и с философским смыслом романа.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.