Ведущая деятельностьСтр 1 из 3Следующая ⇒
Подростковый возраст (11-12 лет – 14-15 лет) Подростковый возраст – период жизни между детством и взрослостью. Начало подросткового возраста определяется физическими изменениями организма подростков – пубертатом. А вот определить конец этого возраста трудно, так как половое созревание заканчивается примерно к 18 годам, но взрослое самосознание проявляется раньше.
Социальная ситуация развития В подростковом возрасте на первое место встает новая ССР – «ребенок – сверстники», а в системе отношений «ребенок – родители» происходит дистанцирование.
Отношения со взрослыми: подросток уже может показать свою независимость от взрослых, проявить себя (например, уйти, хлопнув дверью), поэтому и происходит перестройка отношений. Главная причина отдаления подростков от родителей – потребность в уважении и равноправии у подростков и стремление к абсолютному контролю у родителей. Подросток нуждается в уважении, партнерских отношениях со взрослыми, ему нужна родительская поддержка, так как он не понимает, что с ним происходит во время полового созревания. В своем стремлении полностью контролировать подростка, родители еще больше его отталкивают или вовсе теряют контакт с ребенком. Они должны давать определенную долю ответственности и свободы подростку, чтобы он мог себя проявить.
Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами: “эгоцентрическая доминанта” — интерес подростка к собственной личности; “доминанта дали” — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние; “доминанта усилия” — интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте; “доминанта романтики” — интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Ведущая деятельность
Ведущая деятельность в подростковом возрасте – это интимно-личностное общение со сверстниками. Подросток пробует создать межличностные отношения «как у взрослых», но только со своими сверстниками.
Отношения со сверстниками: на первое место в жизни подростка выходит общение со сверстниками, принадлежность к группе. Подростки сами выбирают нормы общения, при этом имея образцы: родители, фильмы, книги. В процессе самого общения в группе они открывают для себя заново эти нормы, сами регулируют свои отношения. Предметом общения выступает личность другого.
Общение в группе: группа, которую подростки выбирают сами, имеет несколько функций: - она является законодательным органом, т.е. вырабатывает свои нормы - это контролирующий и надзорный орган, следящий, чтобы нормы не нарушались - санкционирующий орган, наказывающий за нарушения - обеспечивает безопасность и комфорт членам группы При этом: 1) нормы не обсуждаются, но пересказываются одними членами группы другим; 2) нарушения обсуждаются и обдумываются; 3) нормы пускаются в действие, обсуждаются внутри себя; подросток открывает для себя эти нормы, подчиняет свое поведение им.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|