Здавалка
Главная | Обратная связь

Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика).



Основные компоненты содержания религии (т.е. мифолого‑религиозное сознание):

1) вера как психологическая установка принимать определенную информацию и следовать ей («исповедовать»), независимо от степени ее правдоподобности или доказанности, часто вопреки возможным сомнениям;

2) мифопоэтическое (наглядно‑образное) содержание;

3) теоретический (абстрактно‑логический) компонент;

4) интуитивно‑мистическое содержание.

При этом в любые эпохи религиозное содержание в той или иной мере проникает во все другие формы общественного сознания, поэтому в реальности психологические формы существования религиозных представлений более разнообразны и многочисленны, чем названные.

В разных религиях один и тот же содержательный компонент может иметь различную психологическую форму. Например, представления о Боге в одних религиях выражены в мифопоэтическом о б р а з е Бога, т.е. принадлежат уровню наглядного знания, сюжетно и пластически организованного, а потому правдоподобного, согретого эмоциями. В другой религии (или религиях) — совсем иная картина: Бог — это прежде всего и д е я (концепция, догмат Бога), т.е. знание, принадлежащее уровню абстрактно‑логического мышления (пример: мифопоэтические предания христианства и мистико‑теоретическая доктрина буддизма).

Абстрактно‑теоретический компонент религиозного сознания в разных традициях может быть существенно различным по соотношению в нем умозрительного (рассудочно‑логического) и иррационалистического начал. В наибольшей степени логизирована христианская, особенно католическая, догматика и теология. В иудаизме и исламе учение о боге в меньшей мере отделено от религиозных этико‑правовых принципов и концепций. В буддизме, конфуцианстве, даосизме, дзэн‑буддизме всегда были сильны традиции иррационализма, стремление к сверхчувственному и надлогическому постижению Абсолюта.

В структуре религиозного сознания каждой религии в той или иной мере присутствует мистический компонент, однако эта мера может быть существенно различной. С одной стороны, во всякой религии имеется, по представлениям верующих, та или иная с в я з ь, контракт, соглашение, договор между людьми и высшими силами (этот момент связи отражен в самом общем и древнейшем смысле слова религия). Именно в этой связи заключается психологическая основа религии. Но с другой стороны, в большинстве случаев людям совсем не очевиден двусторонний характер этой связи: человек молится, но не слышит, что отвечает ему Небо.

Мистическое общение, а иногда озарение, означает, что человек слышит ответ Бога, знает, понимает то, что ему было сказано с Неба. По‑видимому, самые разные религиозные учения и культы в своих истоках связаны именно с мистическим переживанием, точнее, потрясением религиозно одаренной личности. Природа мистических озарений и мистического знания остается загадкой. Общей чертой мистических переживаний является их «неизреченность» — невероятная затрудненность изложения, фактически невозможность передать «обретенные впечатления на обычном посюстороннем языке» (Гуревич).

Таким образом, в отличие от психологической одноплановости языковой семантики, содержание религии по своей психологической природе крайне разнородно. С этим связана общая высокая степень логической и вербальной (словесно‑понятийной) размытости религиозных смыслов и, как практическое следствие, – «необходимость постоянных филологических усилий при обращении к текстам Писания».

 

«Что «знают» о мире языки».

2 уровня хранения информации с участием языка:

1) информация хранится в самом языке, т.е. в семантических системах словаря и грамматики (это как бы «библиотека значений»);

2) при помощи языка, – в речи, т.е. в устных и письменных сообщениях, созданных на языке (это «библиотека текстов»).

Сведения о внеязыковой реальности в 1ом случае во много раз меньше чем во 2ом (пример: сравнить определение одного и того же предмета в толковом словаре и энциклопедическом, т.к. толковый словарь даёт значение слова, а энциклопедический – содержание понятия).

В своем основном объеме информация, составляющая семантику языка, известна всем говорящим на этом языке, без различия возраста, образования, социального положения. В отличие от языковой семантики, в основном известной каждому говорящему, поздняя информация, содержащаяся в текстах, известна отдельным говорящим в разной мере — в соответствии с их возрастом, образованием, социальным положением, профессией. В отличие от интенсивно меняющейся информации текстов, информация, сконцентрированная в языковой семантике, характеризуется исключительной стабильностью. Стабильность информации, заключенной в языке, связана с ее внутренним, опорным характером по отношению к знанию.

Таким образом, язык «знает» о мире немного (в сравнении со всем, что вообще знает человечество), потому что язык – это исторически первая моделирующая семиотическая система человеческого сознания. Картина мира, отраженная в языке, наивна, приблизительна и неточна, зато языковая картина в основном наглядна и отвечает здравому смыслу, то, что «знает» язык, — общедоступно и общеизвестно, это семантический фундамент человеческого сознания.

 

Содержание мифолого‑религиозной картины мира

Основные содержательные области во всем массиве конфессионального знания таковы:

1) представление о Боге (Абсолюте или сонме богов), его история и/или учение о Боге;

2) представления о воле Бога, о его Завете или требованиях по отношению к людям;

3) зависящие от представлений о Боге представления (учение) о человеке, обществе, мире (в некоторых религиях — также и о конце мира, о путях спасения, о загробном или ином потустороннем мире);

4) зависимые от представлений о Боге религиозно‑этические и религиозно‑правовые представления и нормы;

5) представления о должном порядке культа, церковной организации, взаимоотношениях клира и мира и т.п., а также представления о истории развития и решения этих проблем.

Что касается психологической, человеческой значимости религиозного содержания, то в сопоставлении с любой другой информацией, могущей циркулировать в человеческом обществе, религиозное содержание обладает максимальной ценностью. Это связано с двумя обстоятельствами во‑первых, религия ищет ответы на самые важные вопросы бытия, во‑вторых, ее ответы, обладая огромной обобщающей силой, отнюдь не абстрактны, они обращены не столько к логике, сколько к более сложным, тонким и интимным областям сознания человека – к его душе, разуму, воображению, интуиции, чувству, желаниям, совести.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.