Здавалка
Главная | Обратная связь

Личность в психологии и философии позднего модернизма (постнеклассические теории личности)



Понятие «постмодерн» не имеет позитивного определения и возникло для обозначения периода, открывающегося с преодолением социального порядка, называемого «модернити». Последним неоднократно обозначали самые разные исторические эпохи. Впервые термин «modernus» был использован христианскими теологами 5 в. для противопоставления новой исторической эпохи языческим обществам Средиземноморья (рассматривавшимся как «anticuus») (подробнее см.: Turner В.S. Periodization and Politics in the Postmodern. – В кн.: Turner В.S. (ed.). Theories of Modernity and Postmodernity. L., 1995, p. 3–5). Вторично понятие «модернити» было использовано в эпоху Просвещения для подчеркивания различий между формирующимся индустриальным строем и феодальными порядками; в этом случае к эпохе «модернити» оказались причислены европейские общества начиная с кон. 17 в. Некоторые авторы, напр. А.Тойнби, относили данную границу к последней четверти 14 столетия (см.: Toynbee A. A Study of History, vol. VIII. L., 1954, p. 144).

Соответственно и понятие «постмодерн» применяется для подчеркивания разрыва человечества со ставшей традиционной эпохой; в силу этого оно не обладает внутренней хронологической определенностью и может использоваться исключительно широко. В научный оборот оно вошло в сер. 50-х гг. одновременно в различных сферах социальной теории. В 1939 А.Тойнби обозначил им этап, открытый окончанием 1-й мировой войны, а в 1946 отодвинул его границы далее в 19 в., назвав переломным моментом сер. 70-х гг. прошлого столетия. В 50-е гг. Ч.Райт Миллс и П.Дракер предпочли обозначить формирующееся социальное состояние не как postmodernity, а как post-modern order (см.: Mills С.R. The Sociological Imagination. Harmondsworth, 1956, p. 184; Drucker P.F. The Landmarks of Tomorrow. N. Y., 1957, p. LX). В дальнейшем к понятию «постмодерн» обратились в связи с изучением культурологических и социально-психологических особенностей (напр., Л.Фидлер и Л.Мейер при анализе постмодернистских тенденций в искусстве и архитектуре, исследования И.Хассана и Ч.Дженкса, Ж.Ф.Лиотара и Ж.Бодрийара, заложивших основы постмодернистской психологии, теории языка и символических систем).

Периоды постмодерна и модернити в современной социологии рассматриваются как альтернативные. Черты, приписываемые эпохе модернити, напр. динамизм, схожи с характеристиками индустриального общества. Как отмечает А.Турен, модернити воспринимается как эпоха, «отрицающая саму идею общества, разрушающая ее и замещающая ее идеей постоянного социального изменения», а «история модернити представляет собой историю медленного, но непрерывного нарастания разрыва между личностью, обществом и природой» (Touraine A.Critique de la modernité. P., 1992, p. 281, 199). Динамизм, порожденный модернити, переносится и на описание периода постмодерна.

Постмодерн определяется как эпоха, характеризующаяся резким ростом культурного и социального многообразия, отходом от ранее господствовавшей унификации и от принципов чистой экономической целесообразности, возрастанием многовариантности прогресса, отказом от принципов массового социального действия, формированием новой системы стимулов и мотивов деятельности человека, замещением материальных ориентиров культурными и др. Современное производство трактуется как производство знаковых, или символических, а не материальных ценностей







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.