Здавалка
Главная | Обратная связь

Воображаемое — Символическое — Реальное



Сам Лакан считал базовой для своего учения схему «воображаемое» — «символическое» — «реальное», которую он начал разрабатывать с 1953 года и подробно изложил на своём самом знаменитом семинаре (1974—1975). Эту схему он обычно представлял в виде математической модели «колец Борромео» (которые сцеплены друг с другом таким образом, что размыкание одного из них приведёт к распаду всей конструкции. Например, темой для одного из семинаров (в 16ом цикле семинаров) послужило его известное высказывание «события, происходящие с другими, могут утолить наш эмоциональный голод». Воображаемым являются события жизни других, другие служат символами процессов жизни, а эти события воспринимаются, как происходящие в собственной реальности). Вообще Лакан любил обращаться для разъяснения своих идей к образам топологии, часто трактуя её весьма фантазийным образом. В книге «Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна» Жана Брикмона и Алена Сокала[1] отмечаются ошибки Лакана в использовании образов математики.

Схему трёх регистров Лакан применял к самому себе: первый этап, доструктуралистский был посвящён «воображаемому», второй этап, структуралистский, — «символическому», третий этап, постструктуралистский, — «реальному»; в некотором отношении это соответствовало триаде Фрейда «Я» — «Сверх-Я» — «Оно».

Другой основной идей Лакана было то, что бессознательное структурировано как язык, что оно есть результат воздействия речи на субъект. Речь при этом служит интерпретацией чего-то до конца не интерпретируемого, но взывающего к интерпретации. Это обуславливало интерес Лакана к лингвистике.

Одним из важных дополнений Лакана к мыслям Фрейда было открытие стадии зеркала — стадии, на которой ребёнок в 6-18 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, выстраивать и интегрировать собственный образ в воображаемом, но в реальности не обладает ещё полной властью над собственным телом и его разрозненными проявлениями. Из этой несостыковки Лакан делает разнообразные выводы о природе человека.

Алан Сокал и Жан Брикмон в своей книге «Интеллектуальные уловки» критикуют ту вольность, с которой Лакан оперирует терминами, заимствованными из различных областей математики, таких как, например, топология, обвиняя его в «поверхностной эрудиции» и злоупотреблениями научными понятиями, которые он, в сущности, не понимает. Другие же критики отвергают работы Лакана полностью, не ограничиваясь акцентами на несостоятельности и противоречивости использования математической терминологии. Франсуа Рустанг отзывается о текстах Лакана не иначе как о «бессвязной системе псевдонаучной тарабарщины» и приводит цитату Ноама Хомского, в которой тот описывает Лакана как «забавного и сознательного шарлатана». Дилан Эванс, некогда психоаналитик-лаканист, впоследствии отказавшийся от лакановского психоанализа по причине отсутствия какой бы то ни было научной обоснованности, а также потому, что, по его мнению, лакановский психоанализ скорее вредит, нежели помогает пациенту, — критикует отношение последователей Лакана к его труду как к своего рода священному писанию. Историк культуры Ричард Вебстер подвергает критике неясность текстов Лакана, высокомерие, по его мнению, произросшее из «культа Лакана». Ричард Докинз в рецензии к книге Сокала и Брикмона «Интеллектуальные уловки» в связи с Лаканом говорит: «Для гарантии того, что автор всего этого — шарлатан, нам, в сущности, и не нужен математический кругозор Сокала и Брикмона. Возможно, он прав относительно вещей, не касающихся науки? Но, на мой взгляд, философ, приравнивающий эректильный орган квадратному корню из минус единицы, полностью теряет доверие, когда дело доходит до вещей, о которых я не имею вообще какого бы то ни было представления». Малькольм Боуи высказывает мысль, что Лакан «как и все люди, рьяно противостоящие какой бы то ни было тотализиции (полной картине), в том, что мы называем гуманитарными науками, — обладал этой фатальной слабостью — любовью к системе». В 1964 г. Лакан основывает «Фрейдовскую Школу Парижа» (EFP). В 1974 появляется еще одна учрежденная им структура — «Фрейдовское Поле» («Le Champ freudien»). Лакан занимает пост директора, президентом становится Жак-Алэн Миллер. В 1980 году Лакан через газету «Ле Монд» объявляет о роспуске ФШП (EFP) и просит всех, кто хочет продолжать работу вместе с ним, изложить свои намерения в письменном виде. За одну неделю он получает тысячу писем. 21 февраля Лакан учреждает еще один институт – «Случай Фрейда» («La Cause freudienne»). 12 июля того же года на международной конференции в Каракасе он говорит: «Вам решать, быть ли вам лаканистами; сам я – фрейдист». Программа «Назад к Фрейду!», которая задавала маршруты движения мысли Лакана в течение нескольких десятилетий, завершала очередной виток. 9 сентября 1981 года в Париже Лакан умер. Его последними словами стали «я настаиваю на своем… я ухожу».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.