Здавалка
Главная | Обратная связь

Управленческая культура руководителя



Управленческая культура руководителя характеризует ценностные установки руководителя и уровень реализации им функций управления образовательным учреждением.
Модель управленческой культуры включает три блока, каждый из которых содержит, в свою очередь, оп-ределенную совокупность компонентов управленческой культуры: 1. Формы взаимодействия, этикет. Этот блок внешних видимых элементов культуры обеспечивает соответствие поведения руководителя нормам, принятым в обществе и в субкультуре работников образования, а потому соответствует аспекту личности. 2.2. Поведение и способы взаимодействия в деятельности. Поскольку этот блок выражает неповторимый стиль профессиональной деятельности руково-дителя образовательного учреждения, он соотносится с аспектом индивидуальности. 3.Ценности и смыслы профессиональной деятельности. Этот блок пред-ставляет собой ядро управленческой культуры руководителя, определяющее как способы его деятельности, так и формы поведения, и соответствует аспекту субъектности.
. Формы взаимодействия   внешний вид (стилевое единство, аккуратность, сдержанность, умение двигаться); речь (грамматическая правильность, логика изложения, лексическое бо-гатство, владение техникой речи) и элементы невербального общения (мимика, жесты); соблюдение правил поведения, принятых в обществе, и специфических правил, принятых в среде педагогов и в конкретном образовательном учрежде-нии.
Компоненты взаимодействия в деятельности   · способы предъявления требований; · методы принятия управленческих решений (в том числе в условиях де-фицита времени); · умение организовать работу в команде (функциональной группе), в том числе умение делегировать полномочия; · владение современными технологиями организации управленческого труда, эффективными приемами работы; · корректное применение методов мотивации и стимулирования (различ-ных видов поощрений и наказаний) на основе четких критериев и показателей оценки труда подчиненных; · способы разрешения конфликтов; · культура общения (умение слушать и слышать собеседника, задавить во-просы, устанавливать контакты, понимать другого человека, видеть и правиль-но интерпретировать реакцию людей, адекватно передавать свое отношение по поводу чего-либо, учитывать в общении культурную принадлежность и инди-видуальные особенности собеседника, ориентироваться в ситуации общения, регулировать характер и продолжительность общения в отдельных ситуациях); · самоменеджмент (организация рабочего места, оптимальное распределе-ние рабочего времени, правильное чередование труда и отдыха, использование в работе технических средств, умение работать с документами).
Способы принятия управленческих решений: автократический («Мы поступим так»); бюрократический(«Необходимо поступить так»); технократический(«Лучше поступить так»); демократический («Как нам поступить?»)
Ценности и смыслы профессиональной деятельности предпологают:   § наличие концепции образовательного учреждения; § ценностные ориентации (общие и в сфере образования) и основанные на них суждения (правильно — ошибочно, справедливо — неэтично, гуманно — негуманно); § культуру мышления (логика, критичность, прогностичность — в том числе способность предвидеть возможные ошибки, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота); § творчество и системность в деятельности; § способность воспринимать нужды сотрудников, уважение их достоинства, заботу о творческом развитии каждого члена педагогического коллектива; задача руководителя — старается сделать так, чтобы работа для педагогов и со-трудников была источником удовлетворения и воодушевленности.
Системность предполагает наличие элементов цель,содержание,средства, процесс, результат; определяемых функциями управленче-ской деятельности.
Гуманитарность можно рассматривать в качестве системообразующего принципа, который лежит в основе формирования управленческой куль-туры руководителя образовательного учреждения. Рассматриваемая как самостоятельная ценность, гуманитарность определяет методы его деятельности и формы взаимодействия с педагогами, сотрудниками, учащи-мися
Методы совершенствования управленческой культурой деловые игры, имитирующие ситуации профессиональной деятельности, тре-нинги общения, упражнения на отработку умений работать с текстами, рефлек-сивные упражнения, разнообразные творческие и проектные задания (в том числе научно-исследовательские проекты).
Имидж обозначает форму жизнепроявления человека, при которой «презентуют-ся» (предъявляются другим людям) наиболее выигрышные профессиональные и личностные качества. Имидж фиксируется в сознании окружающих людей и имеет характер эмоционально окрашенного стереотипа.
Группы имиджа 1. Природные качества. К ним относятся внешние характеристики, психическое здоровье, психологические качества (темперамент, воля и др.), способности. Следует подчеркнуть, что слагаемые этой группы, хотя и заданы человеку от рождения, не имеют характера «приговора»: они могут быть скорректированы, развиты, усовершенствованы с помощью специальных приемов и уп-ражнений, а недостатки превращены в продолжение достоинств. 2. Духовно-нравственные качества. Эта группа слагаемых включает в себя ценностные ориентации (для руководителя сферы образования высшей ценно-стью должен быть человек), позитивное отношение к принятым в обществе мо-ральным нормам (это проявляется в первую очередь в строгом следовании нор-мам педагогической этики и демократическим принципам в управлении образовательным учреждением), педагогический такт в отношениях с учащимися и педагогами, желание и способность понимать других людей и оказывать им деятельную помощь, стремление к самосовершенствованию, следование лучшим педагогическим традициям в профессиональной деятельности, их развитие и обогащение. По словам В. М. Шепеля, достойный имидж может быть достоя-нием только нравственных людей. 3. Общая культура. Она предполагает широкую эрудированность, гуманитарную образованность, следование принятым в педагогической среде нормам и формам этикета (в первую очередь речевого), знание и понимание отечественной и мировой художественной культуры. 4. Профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность руководителя в сфере образования включает как педагогическую, так и управленческую компетентность, высокий уровень развития которой как раз и обозначается термином «управленческая культура». Особенно ценны для руково-дителя сферы образования знания в области психологии и педагогики, которые позволяют избежать шаблона в создании и утверждении собственного имиджа.
Имидж это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому требует от руководителя образовательного учреждения правильного выбора модели поведения.
Критерии выбора модели поведения: 1. Модель поведения не должна противоречить установленному в обществе правопорядку. При всем многообразии моделей поведения при их выборе сле-дует исходить из признания человека, его чести и достоинства высшей ценно-стью. 2. Модель поведения предполагает нравственную безупречность. При всей склонности людей к субъективному пониманию норм морали в любой культуре существуют общепринятые значения таких понятий, как честность, справедли-вость, порядочность. Правильное восприятие этих значений и следование им — гарантия верности выбора модели поведения и создания эффективного имиджа. 3. Критерием выбора могут служить целевые установки, которые должны быть ориентированы на гуманитарные ценности. 4. Учет конкретной ситуации, в которой руководитель действует или ока-зывается благодаря стечению обстоятельств, умение правильно оценить ее и выбрать соответствующий ей способ поведения. По словам В. М. Шепеля, не-редко личность высвечивается на фоне других, более ярких натур, т.к. удачно поступила в конкретной ситуации, т.е. «смотрелась», «слушалась», «запомина-лась». 5. Самокритичная оценка собственных возможностей использования той или иной модели поведения. Конкретный человек в силу индивидуальных осо-бенностей не в состоянии реализовать любую модель поведения, какой бы при-влекательной она ему ни казалась. Слепое копирование чужой модели поведе-ния нецелесообразно. 6. Учет полоролевых и возрастных особенностей. При создании модели по-ведения берутся за основу те качества и формы общения и поведения, проявле-ние которых люди сознательно или неосознанно ожидают от представителей определенного пола или возраста. Способы выражения индивидуальных особенностей выступают в качестве важного, но все же дополнения к ним.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.