Поведение во время истерики.
Правила: 1. Ребенок не должен получить желаемое при помощи истерических действий. 2. Не желательна вторичная выгода от истерики. 3. На начальной фазе истерики возможно переключение внимания (до 4-5 лет). 4. Во время кульминации истерики оставить ребенка без активного внимания («холодный угол», отстранение, до успокоения). 5. На этапе выхода из истерики можно предложить ребенку «выход», (слова - решения, разучить желаемые действия). 6. Родителям исключить эмоциональное (позитивное и негативное эмоции) подключение. 7. Гибкое тонко реагировать на изменения состояния ребенка (похвалить, когда возникнет адекватное поведение, не «наказывать» если ребенок идет на изменения).
5. Тактические приемы родителей до, во время и после истерики 5.1. Предупреждение истерики - диагностика состояния ребенка - организация деятельности и пребывания ребенка - устранение соблазнов - переключение внимания на другой объект - создание договоренностей (если ребенок способен к созданию договоренностей) 4.2. Во время истерики: - назовите чувство и состояние ребенка. Развивайте осознанность. - скажите о своем отношении к происходящему. Продемонстрируйте отношение к поведению. - предупредите о последствиях истерики - отстранение во время истерики - помощь на фазе завершения. 4.3. После истерики - «обнуляем» - для детей старше 4-х лет – последствие и наказание.
Недопустимо: - объяснения и уговоры, если ребенок не понимает (потеря времени) рассогласования позиций взрослых - конфликты и выяснения отношений при ребенке - тотальный торг и подкуп - насилие и рукоприкладство - «жертвенное» или обессиленное состояние взрослого - восприятие ребенка как «маленького тирана», «вождя краснокожих», программирование на формирование черты характера.
Агрессивное поведение. 1. Возможные причины агрессивного поведения ребенка
- пример родителей или старших сиблингов или окружения - агрессия как компенсация - агрессия как месть - агрессия как средство выражения эмоций - агрессия как следствие узкого социального репертуара - агрессия как следствие накопленного напряжения - агрессия как форма игры - агрессия как норма поведения.
2. Демонстрация отношения взрослого к агрессии ребенка
- блок, запрет - вербальная и невербальная демонстрация отношения - согласование позиций взрослых - однозначность реакций и отношения
3. Презентация приемлемой формы поведения.
4. Способы снятия психоэмоционального напряжения.
- спорт - прогулки - занятия творчеством - груша для битья, мочалки, бумажные комки и пр..
Манипуляции «Рассогласование» Педагог показывает дошкольнику, как писать букву. Мальчишка упрямо выводит непохожие закорючки, а на попытку педагога изменить ситуацию, отвечает, что именно так его учила писать мама. Конечно, скорее всего мама учила не так, или же вообще не учила, а ребенку просто интересно «столкнуть» лбами двух взрослых авторитетных людей. Часто маленькие манипуляторы пользуются рассогласованием родителей, если те в разводе и не находят общего мнения по разным вопросам.
«Прикрытие» У этой манипуляции есть много общего с предыдущей. В этом случае ребенок «прикрывается» авторитетом другого взрослого, пытаясь достичь своих целей. Например, «учительница разрешила» или «мама считает по — другому». Вот пример. Мальчик 11 лет собирается на прогулку. Мама просит его надеть одежду «попроще». На что сын уверенно отвечает, что бабушка отправляла его гулять в красивой одежде! Задача родителей в обеих ситуациях — не переключать внимание на выяснение отношений, а авторитетно транслировать свое мнение: «я так считаю», «сейчас ты со мной, и должен сделать именно так». Решение должно касаться ситуации «здесь и сейчас». Важно в таких ситуациях не унижать авторитет другого взрослого. Можно просто сообщить, что ситуация, в которой ребенок получал желаемое, была другой.
«Маме некогда» Месяцев с шести и до подросткового возраста дети вовсю пользуются данным способом для того, чтобы получить то, чего они хотят. Они могут делать что-то запретное или полузапретное, когда видят, что взрослый сильно занят, к нему пришли гости или он говорит по телефону. Чтобы прервать хныканье, мама может взять требующего малыша на ручки, дать грудь или свой телефон поиграть. Такие способы срабатывают и в более сознательном возрасте. Почему бы не спросить про полузапретный компьютер, когда мама разговаривает с подругой на кухне? Чтобы прервать такое манипулирование, нужно твердо стоять на своем: прервать разговор, отойти от гостей, успокоить малыша и отказать в компьютерных играх школьнику, есть тот не сделал домашние задания. Ребенок в ситуации, когда «маме некогда» не должен получать выгоду.
«Ты плохая!» Данный способ манипулирования может появиться лет с трех , когда малыш начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохое. Осуждающие высказывания ребенка ранят: «вы меня не любите», «ты плохая, потому что не заботишься обо мне», «если бы любила, разрешила бы это». У взрослых с нормальной самооценкой не должно возникнуть проблем с таким методом манипулирования. Понятно, что хорошая мать во имя любви может что-то и запретить.
«А Васе разрешают!» Когда вы вводите какие-либо ограничения: на компьютерные игры, на общение, на стиль одежды, можете в свой адрес услышать следующее высказывание: «А Васе (Пете, Рите) разрешают!». Ребенок таким образом, дает понять, что вы не котируетесь на рынке хороших родителей. Какие аргументы можно привести? «Я — твоя мама, и у меня свой взгляд на эту ситуацию», или «в разных семьях действуют разные правила», «этот пример не для нас».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|