Неустойчивый тип (Н)
Главная черта — нежелание трудиться — ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При стро-гом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязан-ностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество в целом. С желанием поразвлечься связана ранняя алкоголизация, делинквентность, упот-ребление наркотиков и других дурманящих средств. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положе-нии. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сек-суальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодуш-ны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная — легко приписывают себе гипертимные или конформные черты. Конформный тип (К) Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хоро-ших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде — со временем прочно ус-ваивают ее обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за компанию» легко спива-ются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью: истиной считают то, что поступает через привычный канал информации, некритичны ко всему, что черпают от привычного окружения, и склонны к предубежденному неприятию всего, что исходит от людей не своего круга. К этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обстановке. Нелюбовь к новому проявляется неприязнью к чужакам, настороженностью к незнакомым. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой. Паранойяльный тип в подростковом возрасте еще не проявляется — его расцвет падает на пик социальной зрелости, т.е. на 30–40 лет. Поэтому с помощью ПДО этот тип диагностировать невозможно. В подростковом возрасте будущие представители пара-нойяльного типа чаще всего обнаруживают эпилептоидную или шизоидную акцентуа-цию, реже истероидную и еще реже — гипертимную. Однако уже в этом возрасте может обнаруживаться завышенная оценка своей личности — своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда убежденность, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят — всегда истина, на что претендуют — безусловно имеют право. Любые препятствия на пути претворения в жизнь своих намерений пробуждают воинственную готовность отстаивать свои действительные или мнимые права. Рано пробуждается подозрительность, склонность всюду видеть злой умысел и злокозненный сговор против себя. Смешанные типы Достаточно часто встречаются при как акцентуациях характе-ра, так и при психопатиях. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны. Практически не сочетаются следующие типы: § Гипертимный — с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастени-ческим, шизоидным, эпилептоидным. § Циклоидный — со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного. § Лабильный — с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным. § Сенситивный — с гипертимным, циклоидным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым. § Психастенический — с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым. § Шизоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим. § Эпилептоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим. § Истероидный — с циклоидным, сенситивным, психастеническим. § Неустойчивый — с циклоидным, сенситивным, психастеническим. Смешанные типы бывают двоякого рода. Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть такие типы, как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный. Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу непра-вильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность и истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестоких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.
Способности Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Виды способностей Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей: 1. учебные и творческие 2. умственные и специальные 3. математические 4. конструктивно-технические 5. музыкальные 6. литературные 7. художественно-изобразительные 8. физические способности
Музыкальные способности можно разделится на две группы: 1. технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение) 2. слуховые (музыкальный слух). Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.
Уровни развития способностей: 1. репродуктивный 2. творческий Стадии развития способностей: 1. Задатки 2. Способности 3. Одаренность 4. Талант 5. Гениальность
Уровни развития способностей: § репродуктивный § реконструктивный § творческий
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|