Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава II. XX век – апогей культа личности.



XX столетие можно охарактеризовать как век индустриализации и научно-технических революций. Главнейшей в XX веке является идея. Развитие политической мысли набирает обороты, революции сотрясают развивающиеся страны, на средневековых ценностях общество перестаёт держаться. Рабочему классу больше не нужно было «Я – Бог» и «Бог и Я». Оно заменилось на «Мы».

Революционная и прогрессивная мысль народов разоблачала иллюзии о божественной силе личности правителей. Марксизм возник и окреп в борьбе против идеалистического понимания истории, чрезмерно преувеличивающей значение личностей. Выдающиеся личности играют важную роль в исторических событиях как руководители, организаторы и вдохновители, но решающая роль в истории принадлежит народным массам. Культ личности чужд пролетариату как классу, который стоит во главе народных масс в их борьбе за освобождение от всех форм эксплуатации и гнета. Рабочий класс и его партия сильны социалистической сознательностью масс, их солидарностью в борьбе, дисциплиной и массовым героизмом и поэтому не нуждаются ни в каких культах. Вожди пролетариата Маркс, Энгельс, Ленин, опасаясь возможности проникновения в революционное движение культа личности, как одного из самых отвратительных пережитков прошлого, решительно вели борьбу против всех его проявлений.

Официально советская политпропаганда отрицала роль личности в истории, считая ее буржуазным пережитком. Партия внушала народу, что в социалистическом обществе культа личности быть не может; это один из пороков «гнилого Запада». Так, когда в конце 1918, оправившись после ранения, Ленин обнаружил в газетах обилие материалов о нем: "Это что такое? Как же Вы могли допустить? Смотрите, что пишут в газетах? Читать стыдно. Пишут обо мне, что я такой, сякой, все преувеличивают, называют меня гением, каким-то особым человеком... Ведь это ужасно!... И откуда это? Всю жизнь мы идейно боролись против возвеличивания личности, отдельного человека, давно порешили с вопросом героев, а тут вдруг опять возвеличивание личности! Это никуда не годится." [2]

На смену Ленину приходит Сталин, который прикрывает своё «Я» под всеобщим «Мы». Своими коренными (переселение крестьян из деревень в города, трудоустройство) изменениями в быту народных масс он дал толчок к развитию мифа о Сталине, как об «отце народа», «великом учителе». Причём категорически отрицает создание культа имени себя.

Если раньше правители находили какой-то компромисс в вопросе религии (воздавая ей или же полностью ее игнорируя), то Сталин не был настроен на его поиски. Поголовный отказ от религии порождал в психике граждан агрессию и разрушал гармонию между разумом и бессознательным. В итоге опустевшую нишу стала занимать не религия и мораль, а культы руководителей страны – В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и наконец, И.В. Сталина. Людям стало не в кого верить и не на кого полагаться.

Следующим этапом становления культа Сталина стала Вторая Мировая Война. Непоколебимая решительность вождя и воля к победе вдохновляли советских солдат. Поэтому, вместо немецкого «Gott mit uns!» («С нами Бог!») в бой шли с фразой «За Родину, за Сталина». Довольно странно, ведь в Фашистской Германии на тот момент процветал такой же культ Гитлера. Однако ему удалось ужиться с религией под боком. По его теории «сверхчеловек сам откажется от религии в пользу логики и разума». Подобная теория была бы, на мой взгляд, менее болезненна для общества, нежели тотальный запрет религии.

Парадоксально выглядит СССР, в котором «культ личности недопустим», но при этом растёт только вширь, не смотря на все отговорки, на фоне Германии, правитель которой в открытую заявляет о том, что «Горе народу, который стыдится обращать свои взоры за помощью к великим людям». Результат, в конечном итоге, одинаковый.

Если более подробно рассмотреть эти две фигуры на политическом горизонте, то можно выделить ряд общих качеств, объединяющих двух правителей воевавших некогда государств. Они оба жестко пресекали неповиновение закону, который сами же и представляли. При этом культ личности в данном случае играл не только положительную роль. Порой люди боялись лишний раз произнести имя и фамилию своего кумира, потому что наказания и репрессии преследовали каждого, кто не угодил лидеру. Всем известны суровые лагеря, в которых погибло немало народа даже после окончания войны. И Сталин, и Гитлер обладали ярко выраженной харизмой, делавшей их заметными на фоне остальных граждан. При этом оба правителя строго придерживались одной конкретной цели, которая достигалась любыми путями. Ярким подтверждением этого являются немецкие концентрационные лагеря. Культ личности пылкого и энергичного фюрера сумел убедить в необходимости физического устранения всех, кто принадлежал к иной расе. При этом его последователи никогда бы самостоятельно не решились на подобную жестокость. Впрочем, как и не смогли бы столь четко, ясно и понятно сформулировать общественную идеологию, как это сделал Гитлер.

Основными принципами нацистского режима в Германии и коммунистического в СССР являлись:

1. Господство гитлеровской (коммунистической) партии, полное подчинение государства и всех его учреждений (местное самоуправление, суды, армия, полиция, спецслужбы) гитлеровцам (коммунистам ).

2. Изощренная система пропаганды и социальной демагогии, монополизация средств пропаганды и изоляция масс от всех источников объективной информации, из которых они могли бы получить сведения о внутреннем и внешним положениях страны.

3. Разветвленный аппарат насилия и террора, создание обширной сети осведомителей, обеспечивающей жесткий контроль над каждым гражданином, независимо от его должности и социального положения.

4. Учреждение концлагерей, в которых исчезали сотни тысяч людей, в подавляющих случаях невиновных в инспирируемых им ложных обвинениях.

После победы Советского союза в Великой Отечественной Войне, культ Сталина быстро распространяется в другие страны, в частности и саму Германию. Действительно, сменив проигравшего австрийского лидера на победоносного грузино-советского, немцы искренне связывали с новым вождем надежды на то, что вчерашние ужасы войны больше не повторятся. Людям, пережившим мировую бойню, явная сила Сталина казалась тогда лучшим гарантом мира, а его неожиданная смерть пугала возможностями новой войны между Востоком и Западом. Первый памятник Ленину в Германии появился уже в июне 1945 года – памятник установили на Гитлер-плац в центре саксонского городка Айслебен.

Оказавшись поверженными в войне, Германия довольно быстро позабыла своего почившего фюрера, найдя защиту под крылом «вождя и строителя социализма». Какой вывод можно сделать из этого? Не такой уж и надёжный оказался культ, выстроенный на запугивании и военной пропаганде. Стоило провести Сталину земельную реформу, как крестьянское население ГДР начали почитать его не хуже советских граждан.

Анализируя статью с довольно вызывающим названием «Фюрер Иосиф Сталин» я пришла к выводу, что сам культ личности помогал генералиссимусу распространять своё влияние на всё большие территории. Он будто размягчал почву в виде народа, делал её более податливой для реформ. Всецело доверяя своему вождю, общество не сильно сопротивлялось, пусть даже это и оккупированная страна.

После его смерти траур был объявлен не только в СССР и ГДР, но и в Израиле. Именно поддержка Сталина сыграла на голосовании по резолюции в ООН последнюю роль в создании Государства – Израиль.

Не удивительно, что, при упоминании культа личности, непроизвольно вспоминается Товарищ Сталин и, ставшее уже крылатым, выражение «При Сталине такого не было!». При этом крайне редко вспоминаются репрессии и его «Большой террор». Возможно ли предположить, что «добрых дел» он сделал намного больше, чем «злых»? [7]

Однако Европа – не единственная подверглась влиянию харизматичных личностей. Китай и его набиравшее обороты коммунистическое движение активно пропагандировало «идеи Мао Цзэдуна». Культ личности Мао Цзэдуна зародился в начале сороковых годов. Уже тогда на занятиях по изучению теории коммунизма используются главным образом труды Мао. Затем начинают выходить газеты с портретом Мао на передовице, а вскоре «идеи Мао Цзэдуна» становятся официальной программой КПК. После победы коммунистов в гражданской войне плакаты, портреты, а позже и статуи Мао появляются на площадях городов, в кабинетах и даже в квартирах граждан. Однако до гротескных размеров культ Мао был доведён в середине 1960-х. Тогда был впервые опубликован цитатник Мао — «Красная книжечка», ставшая впоследствии Библией культурной революции (к слову, Гитлер также писал свою Библию, а точнее – переписывал её для арийцев). Мао Цзэдун становится фигурой, на которой в Китае сосредотачивается практически всё.

На сегодняшний день роль Мао Цзэдуна, как символа единства нации, не только не ослабевает, но, наоборот, увеличивается. Он превра-тился в особого "духа-защитника", то есть он стал частью духов и богов. Мао - это очень позитивная фигура у китайцев. Более того, у моло-дого поколения, которое никогда не видело Мао, кроме как на картинках, и не переживало культурную революцию, его образ приобре-тает оттенок особого героизма. В лице молодого поколения он стал таким «китайским Че Геварой». После смерти его не стали втаптывать в грязь, как это случилось со Сталиным, и, я считаю, это было верным решением, учитывая, что многие его решения, как проанализи-ровали историки, были верными.

Общими тенденциями культа личностей XX века можно назвать:
-Отказ от религии или ограничение её действия на общественные массы.

-Харизматичные вожди. Каждый из правителей имел свою характерную внешнюю и поведенческую особенность, обладал особым шармом.

-В отличии от средневековья, диктаторы XX века имели в своём распоряжении намного более мощные средства пропаганды – радио, телевидение, контроль над прессой.

-Культы возводили не они сами, а их окружение. Кто-то пытался с ними бороться, а кто-то нет.

-Повсеместные репрессии, направленные на укрепление своей власти.

Если в древности и средневековье значительную роль в манипулировании сознанием народных масс играла их непросвещённость, то в XX веке этого можно достичь в маргинальном обществе. Эти люди вечно всем недовольны, испытывают агрессию по отношению ко всему миру. Вот в таком обществе и зарождается культ личности. Такими людьми легко манипулировать, удовлетворив их желания. Как правило, причины культа личности кроются ещё и в кризисе, в котором пребывает страна на тот момент. Рост цен, разгул криминала, беспорядки вызывают желание и необходимость появления сильной правящей руки. И таковая всегда находится. Однако получив желаемое, лидер зачастую становится тираном и деспотом.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.