Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава III. XXI век.



Возможно ли повторение «культа личности» в 21 веке? Этот вопрос особенно актуален для постсоветских стран, в которых «культ личности» привел к наиболее тяжелым последствиям. Неудивительно, что после трагического урока, которым стала для всего человечества Вторая мировая война, политика ООН и ряда других международных союзов была направлена в том числе и на противодействие появлению новых авторитарно-тоталитарных. Но удастся ли предотвратить появление нового диктатора, пока не стало слишком поздно?

Сложнее дело обстоит в азиатских республиках, где культ главы государства поощряется национальными традициями. Самый яркий пример – Туркмения. На центральной площади Ашхабада стоит позолоченная статуя президента Ниязова – Туркменбаши, как его называют, «отца всех туркмен» (Ниязов заявлял, что трёхкратное прочтение его труда открывает дорогу в Рай). Силен авторитет личности президента Каримова в Узбекистане. Важно здесь то, насколько обязательное для Востока почитание личности руководителя страны сочетается с принципами демократии, прав человека, свободы слова. А в этом направлении даже центральноазиатские режимы ушли намного дальше, чем СССР после десталинизации.

Что касается России, где сталинские репрессии были самыми кровавыми, то еще в 1993 году она взяла за образец американскую модель президентской республики – с всенародно избираемым президентом, многопартийным парламентом и независимым судом. Однако история имеет тенденцию развиваться по кругу, и уже в XXI веке мировую общественность вновь взволновали разговоры о появлении новых диктаторов, и все чаще и политические аналитики, и лидеры ряда государств заявляют, что Президент РФ Владимир Путин является диктатором. И одним из признаков того, что Президент России отошел от принципов демократического управления государства и стремится сосредоточить всю власть в своих руках, является развитие культа личности Путина.

Трудно не заметить буквально дышащий в спину культ личности Путина. Он появился далеко не с таким размахом, как другие представители культов. Поначалу неприметный портфеленосец Собчака ничем не мог выдать в себе будущего президента и «Самого влиятельного человека в мире». Пожалуй, здесь сыграли ему на руку такие факторы, как место-время и опытные имиджмейкеры.

Из-за упора на силовую политику Путина нередко считают приверженцем советского прошлого. На самом же деле он воплощает в себе современную форму автократии, которая кардинально отличается от тоталитаризма ХХ века. Россия перестала быть тоталитарной страной, потому что отказалась о коммунистической идеологии, однопартийной системы, прямого государственного контроля и массового террора. Она открыла эпоху гибридных режимов, которые черпают вдохновение не только в авторитаризме, но и демократии с организацией выборов и ролью общественного мнения. [8]

После событий в Донбассе, действий в Сирии и присоединения Крыма рейтинг одобрения президента вырос до 89%. Из этого можно сделать вывод, что граждане за активные действия президента, твёрдую руку. Однако очень высокий рейтинг, наличие мифов и идеализация личности Путина - это далеко не все признаки культа личности, которые просматриваются в общественной жизни современной России. Другими очевидными сигналами о наличии культа Путина можно считать:

●Отсутствие в Федеральном Собрании РФ реальной оппозиции Президенту
●Пропаганда образа "идеального Президента" в СМИ.

●Выбор Путина Президентом на третий срок

●Создание молодежных организаций, поддерживающих курс Президента ("Наши", "Сеть", "Единая Россия Молодая Гвардия", форум "Селигер", "Антимайдан" и др.)

●Наличие цензуры, запрещающей критику действия Президента в СМИ и зачистка информационного пространства

●Массовый выпуск продукции широкого потребления с изображениями В.В. Путина (футболки, куртки, чашки, постеры и др. с фотографией Президента можно купить в магазинах любого города России)

И многие из этих признаков совпадают с указанными в начале реферата признаками культа личности. Также Путина уважают и во многих других странах.

Если в нашей стране культ личности ещё не так сильно себя проявляет. В КНДР он не прекращался ни на минуту с момента основания страны в 1948 году. С тех пор власть принадлежит семейству Ким. Культа личности, доведенного до таких высот, которых мир, пожалуй, не видел со времен наиболее тщеславных египетских фараонов и римских императоров. Этот культ личности, распространяющийся на всех главных членов правящего семейства Кимов, жестко регламентирован бюрократически: существуют четкие правила, которые предписывают, как следует именовать членов правящего семейства, как писать их имена и, конечно, как относиться к их изображениям. В КНДР сохранились пионерские организации, а сами пионеры одеты точь-в-точь как советские. Практически все население носит на груди значок с портретом Ким Ир Сена или Ким Чен Ира (высокопоставленным лицам желательно носить значок с изображением сразу двух лидеров). Страна практически закрыта для чужих глаз и несёт в себе дух какого-то извращённого социализма. Если страна и дальше будет под железным занавесом, то, возможно этот режим и продержится ещё некоторое время, но нет гарантий, что развал его (когда-нибудь он всё-таки да случится) не приведёт к ещё более плачевным последствиям.


Заключение.

С появлением государств происходит обожествление правителя, придание ему сверхъестественных качеств. Коммунисты, осуждая такое преклонение перед кем-либо или чем-либо, сами породили подобное явление в странах, где строили социализм. История показывает нам, что само общество с удовольствием развивает и взращивает культ личности действующего правителя. Причем, чем меньше свободы слова в этом государстве и свободы действий, тем благоприятней почва для роста культа личности. Что мы можем наблюдать в Корейской Народной Демократической Республике. По очевидным причинам, с «Демократическая» можно было бы поспорить.

Культ личности часто приравнивают к религии, поэтому зачастую диктаторы не могли ужиться с тем, что есть кто-то «выше него». Возникал он, как показывает история, в переломные моменты для страны, когда нарушены традиции, привычные связи, когда человек мечется, пытаясь найти свое место в происходящих событиях.

Современные лидеры должны жить в гуще трудящихся, знать их жизнь вдоль и поперек, уметь безошибочно определять по любому поводу и в любой момент их настроения, их реальные потребности, стремления, мысли, степень сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков. Но культ личности, наоборот, отталкивает правителя от своего народа. С, так сказать, высоты своего олимпа он просто не слышит, что происходит в народе.

Список литературы.

1. «О культе личности». Журнал «Дилетант» //Электронное издание. – 2015г.

2.«Культ личности. Из истории слов и выражений». А. Шустов. Журнал «Русская речь» //– 2012г. С. 120-124

3. «О культе личности и его последствиях. Доклад XX съезду КПСС» Н. Хрущёв.// «Известия ЦК КПСС», №3– 1989.

4. «Все монархи мира. Западная Европа». К. Рыжов.// М.: Вече, 1999г. С.255-256.

5. «Властители Рима. Время правления Октавиана Августа и династии Юлиев-Клавдиев». В. Дмитренко// М., 2004.

6. «Гитлер и культ личности». А. Анайкин//Проза.ру. 2010г.

7. «Фюрер Иосиф Сталин». А.Волынец//Русская Планета. 2013г.

8. «Путинская модель» А.Дружинин// РИА Новости. 2015г.

9. «Северная Корея: сначала спаси портрет вождя, потом ребенка» А. Ланьков//Slon. 2012г.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.