Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБ ОТНОШЕНИИ К ОЧКАМ



 

Поскольку речь зашла об очках, то можно выделить два их вида: солнцезащитные очки и очки с оптическими линзами для коррекции тех или иных нарушений зрения.
Начнем с солнцезащитных очков. Несмотря на то, что эти очки были предназначены для предохранения глаз от излишнего количества света, некоторые люди стали носить их подобно ча- сам или галстуку. Эту категорию людей можно видеть в солнце- защитных очках практически в любое время дня. Их не очень за- ботит, светит ли ослепительное солнце или же уже сумерки скрадывают очертания предметов. Где бы они ни были - на пляже ли, в магазине ли - мы всюду вместо их глаз видим пятна тем- ных стекол очков.
Между тем, средства защиты глаз от избытка света были предусмотрены самой природой. Предохранительную роль здесь призваны были сыграть веки, которые могут сближаться, и зра- чок, размер которого может уменьшаться, регулируя таким обра- зом количество света, поступающего в глаз. Лишь при очень яр- ком освещении, например, при электросварке, на пляже, в пус- тыне или заснеженном пространстве, где отраженные от поверх- ности лучи солнца умножают силу падающего в глаза света, воз- никает потребность в солнцезащитных очках. Такая потребность может возникнуть и у водителей при длительной поездке по ав- тостраде в солнечную погоду, когда взгляд все время прикован к дороге. Отражение света от нее в таких случаях не очень приятно для глаз, которые не прошли специального курса подго- товки через соляризацию (см.раздел 3.4.6.).
Постоянное ношение солнцезащитных очков приводит к воз- никновению светобоязни (фотофобии), когда даже то количество света, которое спокойно выдерживает нормальный глаз, приводит к болям в глазах, с которых сняли привычные им темные очки. Кроме того, ношение очков с окрашенными в различные цвета стеклами нередко вызывает так называемый послеэффект, прояв- ляющийся в нарушении на довольно длительное время правильного цветового восприятия мира.
Поэтому:
1. не носите без особой на то необходимости темные очки;
2. если вам все же пришлось обратиться к солнцезащитным очкам, умейте правильно их выбрать. Желательно подбирать (по указанной выше причине) очки черного (серого) цвета и избе- гать очков с окрашенными в какой-либо другой цвет стеклами. Очки должны задерживать не менее 70% падающего света. При со- рокапроцентной, например, задержке света они уже практически бесполезны. Ч.Л.Томсон советует также делать следующую про- верку солнцезащитных очков. Надо, отодвинув их от себя на длину вытянутой руки, посмотреть сквозь них на какой-нибудь удаленный объект. Он не должен выглядеть увеличенным или уменьшенным. Кроме того, при движении очков не должно наблю- даться какой-либо "ряби";
3. приучайте глаза к яркому свету. Это достигается через упражнения на соляризацию (см.раздел 3.4.6.). .............................................................

В вопросе об отношении к очкам с оптическими линзами мнение Бэйтса и его учеников расходится с общепринятыми возз- рениями.
Проведенные Бэйтсом исследования позволили ему утверж- дать, что было бы ошибочным считать рефракцию глаз неизменным состоянием. Он пишет, что "теория о том, что аномалии рефрак- ции обусловлены деформациями глазного яблока, естественным образом ведет к выводу, что они представляют собой неизменные состояния и что нормальная рефракция - это тоже некое посто- янное состояние. Поскольку эта теория повсеместно рассматри- вается как истинная, то неудивительно обнаружить, что нор- мальный глаз считается совершенным механизмом, который всегда находится в хорошем рабочем состоянии. Независимо от того, знаком или незнаком человеку рассматриваемый объект, доста- точно или недостаточно его освещение, приятна или неприятна окружающая обстановка и даже при наличии стресса или телесно- го заболевания считается, что нормальный глаз всегда должен иметь нормальную рефракцию и нормальное зрение" [16, р.28].
В действительности, никакой глаз (независимо от того, идет ли речь о нормальном глазе с обычно нормальным зрением или же мы имеем дело с глазами с нарушенным зрением) не имеет всегда одного и того же значения рефракции. Рефракция любого глаза меняется не только день ото дня, не только час от часу или от минуты к минуте, но буквально ежесекундно.
Исходя из сказанного, Бэйтс делает вывод, что очки при- носят человеку вред - большой или маленький, но все же вред. "Человек, -объясняет Бэйтс,- не может видеть сквозь них, если он не производит степень аномалии рефракции, которую они дол- жны корректировать. Однако, рефрактивные аномалии в глазе, который предоставлен сам себе, никогда не постоянны. Следова- тельно, если человек обеспечивает себе хорошее зрение с по- мощью вогнутых, выпуклых или астигматических линз, это озна- чает, что он сохраняет постоянно определенную степень анома- лии рефракции, которая в других условиях не сохранялась бы таковой. Единственным результатом такой ситуации следует ожи- дать ухудшение состояния. Опыт показывает, что обычно так и происходит." [16, р.35].
Следует учесть и такой факт. То, что рефракция глаза ни- когда не бывает постоянной, не позволяет выписать точный ре- цепт на очки. Неудивительно, что некоторым людям так и не удается подобрать очки, с которыми смирились бы их глаза. Не- постоянство рефракции приводит, кроме того, к той противореч- ивости, которую мы можем наблюдать в статистических данных о распространенности тех или иных видов нарушения зрения.
Согласно теории Бэйтса, причиной появления аномалий реф- ракции является напряжение. При миопии это усилие увидеть удаленные объекты, при гиперметропии - ближние. Очки лишь корректируют аномалию рефракции, но не устраняют причину ее возникновения. Надев очки, близорукий по прежнему по привычке будет напрягаться, чтобы увидеть далеко расположенные предме- ты, а гиперметропик и в очках будет продолжать прикладывать усилие увидеть, например, буквы. Таким образом, зрение будет продолжать ухудшаться и в очках. Многие люди, наверно, заме- чали, что после того, как однажды надели очки, зрение без них стало заметно хуже. И это не субъективное ощущение, вызванное переходом от хорошего зрения в очках к плохому без них. Про- верка у окулиста подтверждает, что зрение на самом деле ухуд- шилось. В результате человеку выписываются новые очки с еще более сильными линзами. Поскольку напряжение продолжает иметь место, да еще с аккумуляцией эффекта со временем, то можно заметить, что частота смены очков на новые возрастает с каж- дым годом.
Факт ухудшения зрения при ношении очков так объясняется М.Д.Корбетт: "Когда здоровый глаз расслаблен, он будет пра- вильно функционировать. Подобно фотокамере он будет уплощать- ся, сокращая свою ось при рассматривании удаленных объектов, и удлиняться в своей оси при рассматривании близких объектов. Только напряжение мешает глазному яблоку претерпевать подоб- ные изменения в своей форме. Вместо мышц глаза эту работу на- чинают делать очки, в результате чего глазные мышцы перестают выполнять свои функции и начинают постепенно слабеть.
Спенсер (Spencer) говорит: "Каждый дар приобретает спо- собность к функционированию через выполнение своей функции. Если эта функция за него выполняется другим агентом, то ника- ких регулировок со стороны природы не произойдет. Скорее, природа пойдет на нарушение своего естества, чтобы приспосо- биться к искусственным мерам, предпринятым вместо естествен- ных" [47, р.14].
Когда человеку какое-то время приходится обходиться без очков (например, когда он разбивает их), нередко обнаружива- ется, что зрение стало несколько лучше.
Еще один аспект вредности ношения очков с оптическими линзами отмечен в работе Ч.Л.Томсона. Он пишет: "Нормальная, здоровая мышца остается таковой лишь в случае, если она часто пускается в дело и если ее амплитуда движения используется полностью. Любая мышца, которая используется лишь в малой части ее амплитуды, предрасположена к утере способности пол- ноценно двигаться. В этом аспекте очки частично вредны, пос- кольку вместо того, чтобы следить или смотреть за каким-ни- будь объектом только глазами, наблюдается тенденция двигать головой. Глазные яблоки, таким образом, относительно обездви- живаются, а их мышцы и кровообращение страдают в результате бездеятельности " [80, р.28]. Сказанное Томсоном особенно верно, когда речь заходит об однообразной работе в очках на близком расстоянии, например, чтении. Именно в этих случаях глаза заняты одинаковыми движениями практически в одном и том же направлении (влево-вправо) и с малой амплитудой, ограничи- вающейся шириной строки в книге. Для компенсации возникающего при этом напряжения разработаны специальные упражнения (см.главу 5).
"Это,- продолжает Ч.Л.Томсон,- объясняет наше принципи- альное возражение против использования очков: нейтрализуя напряжение, они ослабляют процесс самооздоровления и "отбива- ют охоту" у тканей (ПРИМ.АВТ.- имеется в виду тканей глаза) к приспособлению. Их чрезвычайная эффективность и приводит к их осуждению. Точно так же бывает и с человеком, когда удобная для него заурядность и отсутствие стимула - будь он, хоть неприятным, хоть приятным - приводит к лености и застою" [80, р.43].
Есть и менее существенные, но тоже не очень приятные, последствия ношения очков. Это нарушение цветового восприятия (вы замечали за собой, что, например, при подборе тканей в магазине вы снимаете очки, потому что без них и текстура, и цвет ткани видны луше?), нервозность из-за их постоянного загрязнения или запотевания, ограниченное поле зрения, непри- ятный осадок на душе из-за того, что все "люди как люди, а ты - "очкарик" и т.п. большие и мелкие неприятности. Конечно, их нельзя сравнить по своим последствиям с тем вредом, который наносит глазам сам факт ношения очков.
Так как же быть с очками? Может их выкинуть совсем, а может все-таки поносить? Ниже мы приведем мнение специалистов по методу Бэйтса на этот счет, а также некоторые их практи- ческие рекомендации.
1. Если вы хотите добиться быстрого прогресса в улучше- нии зрения, вам надо решительно отказаться от ношения очков (см.главу 7). Однако очень важно здесь запомнить следующее ПРАВИЛО: никогда не снимайте очки и не ходите, напрягая всюду свои глаза. Снятие очков, как говорит М.Д.Корбетт, с исполь- зованием безусильного видения это не то же самое, что снятие очков с постоянным напряжением глаз в попытках разглядеть об- ъекты. Первое - полезно, второе - вредно.
2. Не всегда возможно снятие очков без значительных неу- добств. В ряде случаев без них просто невозможно работать. Поэтому в таких случаях разрешается пользоваться очками, но это всегда сдерживает прогресс. Надевайте очки всякий раз, когда вы чувствуете, что начали напрягать свои глаза.
3. Если вы вынуждены работать в очках, то все равно ис- пользуйте все приемы правильного зрения, какие только возмож- но - центральную фиксацию, перемещения, моргания и т.д. Как можно чаще делайте перерывы для расслабляющих упражнений.
4. Никогда не водите автомобиль без очков. Только когда, улучшив зрение, вы пройдете медкомиссию, их можно будет снять. Снимайте очки, когда вы едете на машине в качестве пассажира.
5. По мере улучшения зрения своевременно меняйте очки на более слабые.
6. Во время выполнения упражнений всегда снимайте очки (кроме особо оговоренных случаев).
7. В течение дня бывает очень много времени, когда вы прекрасно можете обойтись без очков и, тем не менее, по при- вычке носите их. Так, человек с небольшой близорукостью может без каких-либо неудобств завтракать без очков, беседовать без них со своими друзьями и т.д. Увеличивайте день ото дня вре- мя, проведенное без очков. К.Хакетт даже рекомендует записы- вать это время, чтобы постоянно стимулировать себя к такому "безочковому" образу жизни.
8. Чтение, по возможности, должно осуществляться без оч- ков. Если вы не можете обойтись при зрительной работе вблизи без очков, постарайтесь все же время от времени хотя бы 1-2 минуты обходиться без их помощи и дать глазам поработать са- мим. Это позволит свести к минимуму разрушающий эффект очков.
Главное, что вам надо усвоить - это следующее - ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОЧКОВ, НЕ НОСИТЕ ИХ!
Единственной вашей надеждой на улучшение зрения является не ношение очков с продолжающимся привычным напряжением глаз под ними, а воспитание в себе новой привычки - привычки расс- лабленного смотрения.

 


ОБЩЕЕ РАССЛАБЛЕНИЕ

 

Ознакомившись с теорией Бэйтса, можно сделать вывод, что основной целью, которую должен поставить перед собой че- ловек с плохим зрением, если он намерен излечиться, является достижение расслабления. Прежде всего речь идет о снятии пси- хического напряжения.
Как известно, добиться психического расслабления можно лишь при условии соответствующего физического расслабления. Любая напряженная часть тела приводит к напряженному состоя- нию психики. Даже сама мысль о таком напряжении или усилии способствует тому, что психика подвергается воздействию нап- ряжения.
Как правило, физическое расслабление, расслабление тела или, образно выражаясь, материальной оболочки человеческой души, довольно трудно отделить от приведения этой души в сос- тояние покоя, что равнозначно расслаблению психики. Снятие напряжения с мышц тела автоматически ведет к некоторому сни- жению напряженного состояния психики. В свою очередь добиться полного физического расслабления возможно только при соответ- ствующем психическом расслаблении. Таким образом, эти два процесса (и состояния) тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. О полном физическом расслаблении надо говорить с некоторой долей условности, поскольку абсолютное расслабление тела че- ловека невозможно. Можно расслабить мышцы тела, но не все. Продолжают работать мышцы сердца, которое гонит кровь по кро- веносным сосудам, их стенки также продолжают свою работу и т.д. Однако та степень расслабления, которая достигается че- ловеком, вполне достаточна для целей улучшения зрения.
Мы все инстиктивно прибегаем к различным позам или поло- жениям отдыха, когда устаем. Как правило, мы при этом закры- ваем глаза и "расслабляемся". Однако, далеко не всегда после такого отдыха мы чувствуем себя посвежевшими, почувствовавши- ми новый прилив сил и энергии. Если говорить о глазах, то они также продолжают болеть, в них остается та же резь, являющая- ся признаком сильного утомления, и т.д. В чем тут дело?
Причина почти всегда носит двоякий характер. Во-первых, вы неправильно расслабились в целом (физически). Во-вторых, вы, оказывается совершенно не умеете расслабляться психичес- ки. К последнему вопросу мы вернемся позже, а пока займемся первой из ваших проблем - физическим расслаблением - и будем делать его так, как это рекомендуется системой Бэйтса.
Прежде всего, расположитесь в удобной для вас обстанов- ке. Тело ваше должно испытывать физический комфорт. Ничто не должно отвлекать мыслей во время выполнения психических уп- ражнений на расслабление - ни сквозняк, ни затекшая вдруг ру- ка, ни порывы ветра из приоткрытого окна. Какое для этого выбрать положение? Скажем сразу: готовых рецептов на этот счет не существует. Придется потрудиться над поиском наиболее приемлемой для вас позиции. Бэйтс заметил по этому поводу, что иногда положение тела, способствующее расслаблению, быва- ет совершенно неожиданным. В качестве примера он приводит од- ну из своих пациенток, которая добивалась расслабленного сос- тояния, лишь наклонив свое тело вперед под углом 45 градусов. Когда она выпрямлялась, это расслабленное состояние сохраня- лось. Бэйтс пишет далее, что не столь важно, в каком положе- нии она добивалась расслабления, сколь важно то, что ей уда- валось все-таки его добиться.
Некоторые рекомендации относительно физического расслаб- ления приведены в работе Г.Пеппарда. Он советует снять очки и начать расслаблять все тело, отпуская каждую его мышцу. Оно должно стать мягким, словно шелк, расплыться по полу или креслу, где вы сидите, подобно телу лежащей кошки. Расслабьте свою психику - "расстелите" свои мысли по полу, пусть они спокойно "выскользывают" из головы. Расслабьте лицо, язык и все мышцы вокруг рта. Пусть уголки губ уходят вверх, а не опускаются вниз. Закройте свои глаза и освободите их и все вокруг них от напряжения. Избавьтесь от чувства натянутости в глазных яблоках, расслабьте их заднюю часть. Представьте гла- за мягкими и расслабленными образованиями. Думайте об улыбке и пусть она исходит из вас сквозь закрытые веки. Представляй- те, что внутри глаз нет никакого света, что вся их внутрен- ность - это нечто мягкое и черное [73, р.18].
Способы, которым можно достичь физического расслабления, довольно разнообразны. Многие из них описаны в соответствую- щей литературе.
Широко известны работы в этой области американского вра- ча, главы чикагской школы психосоматики Ф.Александера. Он ут- верждал, что практически все заболевания в человеческом орга- низме вызываются напряжением. И все они могут быть излечены соответствующими видами расслабления, снимающими это напря- женное состояние. Ф.Александер разработал множество интерес- ных способов расслабления, иногда просто невероятных. Наибо- лее успешными показали себя способы расслабления, когда паци- ент повторял, что он хочет. Например, пациент садился на стул или ложился на пол, как ему легче, и начинал повторять: "Я хочу расслабить мышцы шеи настолько, чтобы моя голова могла подняться вперед и вверх." Иногда это повторялось от сотни до тысячи раз. Таким способом всегда удавалось добиться расслаб- ления необходимых групп мышц.
Но на этом дело не заканчивалось. Александер просил па- циента расслабить мышцы груди, как наружние, так и внутрен- ние, повторяя: "Я хочу, чтобы мои плечи расслабились, чтобы они сами собой опустились и отодвинулись назад. Я хочу, чтобы расслабилась моя грудь и чтобы она раздалась (назад). Я хочу, чтобы все мое тело расслабилось и растеклось по полу и т.д."
Для ортодоксальных медиков было просто поразительным, как метод Александера излечивал, казалось бы, неизлечимые бо- лезни, например, эпилепсию, тяжелые формы ревматизма с полной неподвижностью в суставах, болезнь Паркинсона и др.
Помимо метода Ф.Александера существуют и другие способы достижения расслабления. Некоторые из них носят весьма ориги- нальный характер.
Так, П.Брэгг приводит в своей книге довольно интересный и несколько необычный способ расслабления [44, р.29]. Она ре- комендует в удобное для этого время днем или после обеда за- варить из овощей или трав небольшое количество настоя. После того, как настой будет готов, надо выпить одну-две его чашеч- ки и лечь на полчаса, закрыв глаза и положив на них прохлад- ный или холодный компресс. Во время отдыха этот компресс надо держать на глазах, а самому следует отдаться ощущению холодя- щего эффекта. В это время ваш желудок будет чувствовать расс- лабляющее тепло питья, которое вы только что приняли. В ре- зульта всех этих процедур по всему вашему телу разольется приятное чувство расслабления. Продолжайте расслабляться и представьте, что вы летите на волшебном ковре над каким-ни- будь островом в тропиках. Забудьте обо всем, кроме этого уди- вительного чувства полета, этих удивительных переживаний.
После этого упражнения ваши глаза и ваше тело нальются новой энергией.
Как видите, в описанном упражнении П.Брэгг физическое расслабление соседствует с психическими способами его дости- жения. Они тесно связаны между собой и вряд ли могут быть разделены, если надо достичь полного расслабления. Обычно все упражнения в системе Бэйтса одновременно используют приемы физического и психического расслабления. При этом физическое расслабление считается первым и необходимым этапом достижения психической релаксации.
.............................................................

Некоторые упражнения на расслабление определенных групп мышц, состояние напряженности которых оказывает наиболее су- щественное воздействие на зрение, будут приведены в разделе 3.7. и в некоторых других местах по ходу текста.


Литературы о методах общего расслабления довольно много. Поэтому останавливаться подробно на этих вопросах в настоящей книге лишено смысла. Вам надо будет ознакомиться с этой лите- ратурой и, освоив наиболее приемлемые для вас упражнения на расслабление, применять их в качестве подготовительной части к выполнению рекомендаций системы Бэйтса по достижению состо- яния психической релаксации.
.............................................................

О чем должны вы думать во время физического расслабле- ния? Чем должен быть занят ваш мозг? Об этом мы поговорим в разделах 3.3.1, 3.3.2 и 3.3.3.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.