Здавалка
Главная | Обратная связь

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



 

Прежде чем вы обратитесь к разделу, непосредственно ка- сающемуся вашей проблемы, ознакомьтесь с некоторыми основными положениями, которые вы должны твердо усвоить, каким бы видом нарушения зрения вы ни страдали. Все, что сказано здесь, бу- дет касаться всех приступающих к тренировкам зрения.
Причины ухудшения зрения, согласно теории Бэйтса, были изложены нами в главе 2. Некоторые дополнительные замечания к этой теории, касающиеся конкретно того или иного вида наруше- ния зрения, будут рассмотрены в соответствующих разделах гла- вы.
Еще одна задача, поставленная авторами перед собой при подготовке настоящей главы,- привести описание специфических упражнений, разработанных специально для каждой из рассматри- ваемых проблем зрения. Кроме того, в главе будут изложены особенности применения базовых принципов расслабления с уче- том характера ухудшения зрения, а также даны рекомендации по формированию личной программы занятий.
Древнеиндийская система лечения Аюрведа утверждает, что существуют три причины функциональных расстройств - непра- вильное использование, неиспользование (недогрузка), переис- пользование (перегрузка) [8, р.41]. Это утверждение в полной мере подходит к воззрениям Бэйтса на причины ухудшения зре- ния. Вам, если вы хотите улучшить зрение, надо будет избегать указанных форм использования глаз.
Неправильное использование глаз, фактически, означает комбинацию недоиспользования глаз с их переиспользованием.
Недоиспользование (недогрузка) глаз заключается в том, что:
глаза смотрят на объекты пристально, не двигаясь (глаза все время должны быть в движении);
при зрении используются края сетчатки (глаз должен смот- реть на объекты точкой наиболее острого зрения - центральной ямкой). Одним из результатов такого недоиспользования глаз является амблиопия, часто встречающаяся при косоглазии.
Переиспользование глаз (их перегрузка) заключается в том, что глаза при зрении напрягаются (зрение должно быть бе- зусильным, глаза должны научиться расслабляться и работать в расслабленной манере, сохраняя состояние релаксации в любых условиях). Результатом перегрузки в зависимости от обстоя- тельств может быть миопия, гиперметропия или астигматизм.
Для того, чтобы избежать негативных воздействий непра- вильного использования глаз, их переиспользования и недоис- пользования, вам, вне зависимости от вашего вида нарушения зрения, надо придерживаться трех принципов лечения [8, р.140-141]:
1. ПРИНЦИП УСТРАНЕНИЯ. Надо научиться избавляться от привычки пристального смотрения или приложения каких-либо усилий увидеть интересующий вас объект путем правильного ис- пользования глаз при чтении, письме, шитье, просмотре кино- фильмов, работе с проверочной таблицей и т.д. Бэйтс пишет по этому поводу: "Процесс видения пассивен. Вещи видятся точно так же, как они осязаются, слышатся или пробуются на вкус, без усилия или подключения силы воли со стороны субъекта. Когда зрение идеально, буквы на проверочной таблице ждут, со- вершенно черные и совершенно отчетливые, чтобы их узнали. Их не надо добиваться - они там. При плохом зрении их ищут и до- биваются, т.е. чтобы увидеть их, прикладывается усилие" [16, р.52]. Г.Пеппард продолжает: "Помните - на какой бы объект вы ни смотрели - на слово ли на странице, на пейзаж ли - вам на- до добиваться такого эффекта, когда объект приходит в расс- лабленный глаз, а не глаз пытается достать его" [73, р.26]. Очень важно для разбиения привычки пристального смотрения де- лать периодические моргания.
2. ПРИНЦИП СТИМУЛЯЦИИ. Необходимо улучшить кровоснабже- ние и чувствительность сетчатки с помощью солнечных лучей, дыхания, центральной фиксации, концентрации на пламени свечи, чтения мелкого шрифта на хорошем освещении и при свете свечи и т.д. Полезным будет и укрепление мышц глаз с помощью упраж- нений из раздела 3.7.
3. ПРИНЦИП РАССЛАБЛЕНИЯ. Вам надо делать упражнения на расслабление психики и глаз: пальминг, перемещения и раскачи- вания (большие и малые повороты), воспоминание букв и объек- тов, смотрение на чистую поверхность, небо или зеленую траву без усилия и т.п.
.............................................................

Все встречающиеся при лечении случаи Р.С.Агарвал подраз- деляет на три категории [8, р.144-145]:
1. ЛЕГКО ИЗЛЕЧИМЫЕ. Обычно это головные боли, напряжен- ное состояние глаз, низкие степени аномалий рефракции. Сюда же можно отнести пациентов, которым нужны профилактические меры против аномалий рефракции.
Этой категории страдающих нарушениями зрения полезно на- учиться правильному использованию глаз, пальмингу, морганию, чтению проверочной таблицы, чтению мелкого шрифта.
2. ИЗЛЕЧИВАЕМЫЕ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ. Сюда отно- сятся случаи высоких степеней аномалий рефракции, ранние ста- дии глаукомы, нарушений в работе сетчатки или ранние стадии катаракты, плавающие перед глазами частицы, амблиопия и ко- соглазие.
Эти случаи требуют более частых и упорных тренировок.
3. ЧАСТИЧНО ИЗЛЕЧИВАЕМЫЕ. Это высокие степени аномалий рефракции, включая высокую степень миопии с дегенерацией сет- чатки, поздние стадии глаукомы, дегенерация макулы, атрофия зрительного нерва и т.д.
В таких случаях обычно рассчитывать на очень высокие ре- зультаты не приходится. Прежде чем приступить к упражнениям активного характера, этой категории больных надо научиться правильным методам перемещения глазного яблока и методам рас- слабления.
К методам расслабления относятся пальминг, большие пово- роты, мысленное перемещение и раскачивание, мысленное предс- тавление букв или точки и т.п.
К упражнениям активного характера относятся упражнения с открытыми глазами - центральная фиксация с использованием проверочной таблицы, ее чтение на различных расстояниях, чте- ние таблицы ручного формата (т.е. форматом с книгу, например) "Основные сведения о зрении" (с ней вы встретитесь позже) или мелкого шрифта на хорошем освещении и при свете свечи, упраж- нения с применением белых пространств между строками текста и др.
.............................................................

Упражнения с применением проверочной таблицы надо стро- ить таким образом, чтобы чередовать упражнения активного ха- рактера с упражнениями на расслабление плюс дополнительные упражнения.
К дополнительным упражнениям относятся различные игры с применением мяча (футбол, пинг-понг и др.), шитье, письмо, игра в карты, прогулки, чтение, составление головоломок и т.д. Все эти виды занятий позволяют активно использовать раз- личные методы расслабления и воспитывают в человеке правиль- ные привычки смотрения. Подробнее об этом смотри главу 5.
.............................................................

Сделайте свои занятия с проверочной таблицей (а также любые другие упражнения) веселыми развлечениями, а не фор- мальными упражнениями. Особенно это важно, когда речь идет о детях. Помните: скука - это напряжение, напряжение - это пло- хое зрение.

.............................................................

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.