УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ
УПРАЖНЕНИЕ N 74
Опустите медленно голову вниз на грудь так далеко, как она пойдет. Затем медленно поднимите ее и откиньте назад до предела (см.рис.7). Повторяйте это упражнение медленно и плавно. После нескольких повторений начните прикладывать большее усилие в конце каждого движения. Это может вызвать у вас временное болезненное ощущение или ощущение "жжения". Не волнуйтесь, главное - это избегать резких рывков в исполнении упражнения. Во всех упражнениях на шею необходимейшим элемен- том техники исполнения, чтобы добиться расслабления, является медленное, плавное увеличение натяжения.
УПРАЖНЕНИЕ N 75
Сохраняя положение лица смотрящим прямо и наклоняя голо- ву набок, прижмите голову к одному плечу. Потом прижмите ее к другому плечу. Повторите несколько раз эти движения, придер- живаясь рекомендаций, приведенных в предыдущем упражнении. На первых порах это упражнение лучше делать перед зеркалом, что- бы быть уверенным, что вы действительно ПРИЖИМАЕТЕ ГОЛОВУ К ПЛЕЧУ, А НЕ, НАОБОРОТ, плечо - к голове, что неправильно.
УПРАЖНЕНИЕ N 76
Держа голову прямо, поворачивайте ее медленно слева нап- раво и справа налево, повторяя, как и прежде, с возрастающим натяжением мышц шеи (см.рис.8). Обращайте внимание на то, чтобы тело, как и шея, нигде не напрягалось. Бенджамин сове- тует повторять это упражнение (медленно) 10 раз [40, р.66].
УПРАЖНЕНИЕ N 77
Cохраняя положение лица смотрящим прямо, делайте движе- ния макушкой головы по окружности наибольшего, какого можно, диаметра сначала по часовой, а потом против часовой стрелки. Представьте, что к верхушке вашей головы прикреплена рукоятка ручки, с помощью которой вращается точильный камень, находя- щийся сбоку от вас. Ваша задача - вращать этот воображаемый камень. При правильном исполнении упражнения ваш нос должен совершать движения только вверх и вниз, но никак не из сторо- ны в сторону. Контроль правильности исполнения повысится, ес- ли вы воспользуетесь зеркалом. Движения, как всегда, должны быть медленными. Близким по исполнению к этому упражнению является упраж- нение, рекомендуемое Г.Бенджамином [40, р.64-65]. Различается лишь траектория движения головы. УПРАЖНЕНИЕ N 78
Опустите подбородок на грудь, а затем опишите им полный круг, поворачивая голову сначала к правому плечу, потом к спине, к левому плечу и, наконец, возвращаясь назад в исход- ное положение (см.рис.9). Поменяйте направление. Сделайте всего 12 полных кругов. Сохраняйте все время шею в расслаб- ленном состоянии и не забывайте всякий раз менять направление вращения, иначе у вас появится головокружение. ............................................................. Теперь еще одно упражнение Г.Бенджамина, способствующее улучшению кровообращения в области шеи за счет расслабления плеч [40, р.62-63].
УПРАЖНЕНИЕ N 79
Станьте прямо и расслабьтесь. Руки свободно висят по бо- кам тела. Теперь поднимите плечи вверх так высоко, как вы только можете (см.рис.10). Держа их в таком положении, оття- ните их назад насколько можете, затем опустите вниз и верни- тесь в обычное положение. Проделайте таким манером в довольно энергичном темпе 25 полных круговых движений без перерыва. Поменяйте направление вращения. А вот упражнение, разработанное М.Д.Корбетт и предназна- ченное для расслабления шейных мышц. Довольно своеобразное название упражнения - "Письмо носом" - объясняется техникой исполнения упражнения, которая выглядит следующим образом [47, р.35-36].
УПРАЖНЕНИЕ N 80
Чтобы снять напряжение в шее, закройте глаза и, исполь- зуя нос как удлиненную ручку, пишите им что-нибудь в воздухе. Что именно писать? Вспомните алфавит и напишите названия го- родов, начинающиеся на буквы алфавита по порядку (на столько букв, на сколько вы сможете вспомнить). Например, для А - Ат- ланта, для Б - Бостон, для К - Кливленд и т.д. В следующий раз, чтобы избежать скуки, поставьте себе другую задачу. Пи- шите названия стран, цветов, драгоценных камней, профессий, продуктов и так далее - на каждом уроке разное. Это вас разв- лечет, и вы потеряете ощущение усталости у основания черепа, ведущее к напряжению глаз. Это упражнение, поскольку вы рису- ете контуры букв, помимо всего прочего, пускает в ход вашу память и мысленное представление, что несет с собой расслаб- ление. "Письмо носом" можно использовать как первую помощь при появлении напряжения в ходе дня, где бы оно не возникло. Конечно, на людях незаметно использовать свой нос в качестве ручки и двигать при этом голову невозможно, но тогда вы може- те закрыть глаза и мысленно писать кончиком вышивальной иглы какие-нибудь буквы на головке булавки. Ни один человек не за- метит этого. Даже такое упражнение способно уменьшить напря- жение, поскольку оно дает возможность осуществляться вибрации глаз. Держите глаза во время выполнения "письма носом" мягко прикрытыми, и под веками начнутся эти непроизвольные переме- щения глаз с частотой около 70 раз в секунду. Зрение, после того, как вы откроете глаза, станет четче. ЖИВОТ - область тела, заключающая в себе многие важные внутренние органы. Передняя часть живота представляет собой мышечную стенку. Ее предназначение - поддержание органов пи- щеварения. Если мышцы живота находятся в хорошем тонусе, то они удерживают внутрение органы от провисания. Если же мышцы живота слабы, то живот провисает и выдается наружу - появля- ется, как говорят в народе, "авторитет". Кроме того, давление внутри живота понижается. Оба этих состояния отрицательно сказываются на всем организме, включая глаза. Ухудшается пи- щеварение, а значит и питание глаз, качество крови снижается - в ней становится меньше питательных веществ и больше токси- нов и отходов жизнедеятельности. Нередко в таких случаях по- являются так называемые "пятнышки" перед глазами, которые ка- жутся плавающими на склере глаза и особенно заметны, если поднять и опустить глаза. Сразу станет видно, как эти пятныш- ки, "ворсинки" и т.д. медленно опускаются вниз.
УПРАЖНЕНИЕ N 81
Выполнять упражнение на укрепление мышц живота можно в двух вариантах. В первом случае закрепляются ноги и движется тело, во втором, наоборот, закрепляется тело, а движутся но- ги. Во втором случае нет никакой необходимости в каких-либо дополнительных приспособлениях, и потому этот способ проще. РЕБЕРНАЯ КЛЕТКА человека должна быть достаточно развитой и подвижной, чтобы обеспечить свободное дыхание. О важности достаточного поступления кислорода к глазам мы уже говорили в разделе 3.6. Кроме того, сердце, которое гонит кровь с пита- тельными веществами к глазам, не должно испытывать в своих биениях никаких излишних давлений и сжатий, что обычно бывает пр слаборазвитой грудной клетке или ограниченной ее подвиж- ности. У многих людей, особенно у тех, чья работа требует си- дения, склонившись над рабочим столом, грудная клетка при ды- хании едва работает. Расширение легких при этом осуществляет- ся, главным образом, за счет опускания диафрагмы вниз. Когда такая привычка дыхания формируется в течение многих лет, воз- вращение грудной клетки к нормальной деятельности и положению требует большого терпения. Однако это возможно. Чтобы добить- ся цели надо делать упражнения, подобные описанным ниже [80, р.84-85, 88].
УПРАЖНЕНИЕ N 82
Любые упражнения на дыхание, сопровождающиеся потягива- нием или взмахами рук вверх, способствуют развитию подвижнос- ти и укреплению грудной клетки. Например, делая глубокий вдох, поднимайте руки вперед и вверх до тех пор, пока конец вдоха не совпадет с вертикальным положением рук над головой. Затем без паузы опустите руки через бок в исходное положение, одновременно выдыхая. Обычно упражнение (как дыхание, так и движения рук) делается медленно и плавно, однако возможен и более энергичный вариант, когда делается быстрый вдох, а руки идут в свою конечную точку резко. Но приступать к такому быс- трому варианту можно лишь, когда будет хорошо освоен медлен- ный способ. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА (ПОЗА, ПОХОДКА, ОСАНКА) косвенным образом может оказать существенное воздействие на функции многих органов тела. Формированию правильной осанки, походки и позы уделяют или, по крайней мере, должны уделять много внимания, начиная со школьной скамьи. По этой причине мы не будем останавливаться подробно на этом аспекте комплексного подхода к восстановлению зрения. Отметим лишь ключевые момен- ты [80, р.86]: Таким образом, вы ознакомились с базовыми принципами ук- репления зрения по методу Бэйтса. Теперь остановимся на неко- торых специфических моментах их применения (а также специаль- ных упражнениях) в зависимости от вашего вида нарушения зре- ния.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|