Здавалка
Главная | Обратная связь

Функции лунного пейзажа в литературе



 

Содержание Введение . .2 1 глава. Общее понятие о лунном пейзаже. . .5 2 глава. Функция лунного пейзажа в эпических произведениях .7 3 глава. Функция лунного пейзажа в лирических произведениях .18 Заключение .25 Библиография .27 Введение Изображение жизни не могло быть полным без описаний природы. Поэтому так часто в литературе используется пейзаж. Но это не единственная причина использования пейзажа в художественном произведении. Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие, подчеркивает психологическое состояние героев, придает рассказанным историям более глубокий смысл. Короткий штрих в описании природы может изменить на противоположное впечатление от произведения, придать отдельным фактам дополнительное значение, по-новому расставить акценты. Природа – это не только зарисовки с натуры, она моделирует жизненные ситуации и выходит на авансцену событий или в качестве молчаливого свидетеля, или инициатора неожиданных эмоциональных решений, или неодолимой силы, заставляющей людей обнаруживать собственную индивидуальность. Предмет исследования данной курсовой работы – функции лунного пейзажа в произведениях русских писателей и поэтов таких, как Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин, В.А.Жуковский, К.Д.Бальмонт, Вяч. Иванов, Д.И.Мережковский, С.А.Есенин, В.Маяковский. Таким образом, целью работы является определение понятия лунного пейзажа, его роли в художественном произведении на материале русской литературы. Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: - изучить имеющуюся научную литературу по данной теме; - определить понятие лунного пейзажа; - найти примеры использования лунного пейзажа в русской литературе и проанализировать их с точки зрения цели их включения в текст произведения - сопоставить полученные данные и сделать вывод. Тема нашей работы выбрана неслучайно. Нам кажется, что она достаточно новая, интересная и необычная. На наш взгляд, лунный пейзаж очень часто выполняет символическую функцию, несет особую смысловую нагрузку в художественном произведении. Это объясняется тем, что в сознании людей луна всегда вызывала мистические ассоциации, с ночным светилом люди связывали активизацию потусторонних сил. С фазами убывания и пребывания луны древние соотносили все происходящие на Земле события. Луна играла огромную роль в колдовской практике . Неудивительно, что мифологический образ луны так распространен у всех народов. Актуальность нашей работы определяется тем, что роль лунного пейзажа в литературе изучена недостаточно полно и глубоко, вследствие чего и представляет для нас несомненный интерес. Обзор литературы. На образ луны в поэзии обращает внимание М.Н.Эпштейн в своей книге «Природа, мир, тайник вселенной ». Она посвящена пейзажным образам в русской поэзии. Эпштейн прослеживает повторы образов у многих поэтов. При написании данной работы мы использовали статьи и монографии такие, как: Переверзев В.Ф. «У истоков русского реализма» (в этой книге имеется глава, посвященная творчеству Н.В.Гоголя, в которой анализируется сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»); И.Е.Каплан «Анализ произведений русской классики» (здесь автор анализирует произведения А.П.Чехова, в частности рассматривает образ Рагина из рассказа «Палата №6»); Семенко И.М. «Жизнь и поэзия Жуковского» (ученый отмечает романтические черты в творчестве Жуковского); Катаев В.Б. «Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова»(в этой работе имеется попытка анализа эпизода ночи на кладбище из рассказа Чехова «Ионыч»); Шаталов С.Е. «Художественный мир И.С.Тургенева» (автор обращается к повести Тургенева «Призраки» и поясняет, почему Тургенев-реалист обращается к жанру фантастики); Греков В.Н. «Русская фантастика» (в работе рассматривается повесть Тургенева «Призраки», объясняется элегическое настроение произведения, приводятся отзывы критиков о повести ); Сохряков Ю.И. «Художественные открытия русских писателей» (автор отмечает связь человека и природы в произведениях Чехова и Толстого).

Это «тихий, мечтательный вечер, темная, таинственная ночь, шепот влюбленных, задушевная песня, таинственные силы» . Еще одно описание ночной природы автор вводит, когда Левко, утомленный проказами парубков над головой, оказывается около пруда, незаметно для себя засыпает и попадает в мир волшебной сказки. Пейзаж здесь тот же: величественный и мрачный кленовый лес, «неподвижный пруд», месяц, освещающий всё вокруг, «раскаты соловья», «блистательная ночь». Величественно и мрачно чернел кленовый лес, стоявший лицом к месяцу. Неподвижный пруд подул свежестью на усталого пешехода и заставил его отдохнуть на берегу. Все было тихо; в глубокой чаще леса слышались только раскаты соловья. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее. Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца. Никогда еще не случалось видеть ему подобного. Серебряный туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по всей земле. Так незаметно осуществляется переход из мира реального в мир сновидений, сказки. А когда совершается этот переход? Скорее всего тогда, когда «странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца» и когда «серебряный туман пал на окрестность». Когда Левко просыпается, он возвращается буквально в подлунный мир: «Месяц, остановившийся над его головой, показывал полночь ». То есть опять серебряный свет месяца оказывается границей миров реального и вымышленного, земного и небесного. С поэтического пейзажа «задумавшегося вечера» начинается повесть. В нем реальность тесно переплетена с вымыслом, фантастикой, миром легенд. Завершается произведение на той же поэтической ноте: И чрез несколько минут все уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: все погрузилось в сон. Таким образом, мы видим, что ночной пейзаж обрамляет повесть, заключает ее действие в своеобразную рамочную композицию, он наполняет поэзией характеры Левко и Ганны. Образ луны в произведении может быть символичен, то есть может выражать различные переносные смыслы. Поскольку значений у символа множество, то и лунный пейзаж может иметь самые различные интерпретации. Например, луна часто бывает символом смерти. Так, луна как символ смерти часто встречается у А.П.Чехова. Лунный свет заливает множество пейзажей Чехова, наполняя их печальным настроением, покоем, умиротворением и неподвижностью, сходным с тем, что приносит смерть. За рассказом о смерти Беликова в рассказе «Человек в футляре» следует описание прекрасной сельской картины, залитой лунным светом, от которой веет свежестью и покоем. Была уже полночь. Направо видно было всё село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Всё было погружено в тихий, глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своём покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и, кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно (Чехов, Человек в футляре).

На наш взгляд, это объясняется тем, что в раннем творчестве поэта больше фольклорного начала, чем в зрелом (месяц более близок фольклору, это сказочный персонаж). Интересно, что в образе месяца Есенин подчеркивает его форму, внешний облик: За темной прядью перелесиц, Время – мельница с крылом В неколебимой синеве, Опускает за селом Ягненочек кудрявый – месяц Месяц маятником в рожь Гуляет в голубой траве. Лить часов незримый дождь. 1916 1917 Ах, и сам я в чаще звонкой Оглядись спокойным взором, Увидал вчера в тумане: Посмотри: во мгле сырой Рыжий месяц жеребенком Месяц, словно желтый ворон, Запрягался в наши сани. Кружит, вьется над землей. 1917 1925 Небо – как колокол, Славь, мой стих, кто ревет и бесится Месяц – язык, Кто хоронит тоску в плече Мать моя – родина, Лошадиную морду месяца Я – большевик. Схватить за узду лучей. 1918 1919 Месяц рогом облако бодает, Чистит месяц в соломенной крыше В голубой купается пыли. Обоймленные синью рога. В эту ночь никто не отгадает, 1917 Отчего кричали журавли. 1916 В образе же луны поэт больше описывает свет, который она излучает, и то чувство, которое оно внушает лирическому герою: В деревянные крылья окна Золото холодное луны, Вместе с рамами в тонкие шторы Запах олеандра и левкоя. Вяжет взбалмошная луна Хорошо бродить среди покоя На полу кружевные узоры. Голубой и ласковой страны. 1925 1925 Ах, луна влезает через раму, Синий туман. Снеговое раздолье, Свет такой, хоть выколи глаза Тонкий лимонный лунный свет. Ставил я на пиковую даму, Сердцу приятно с тихою болью А сыграл бубнового туза. Что-нибудь вспомнить из ранних лет. 1925 1925 Неуютная жидкая лунность Ах, у луны такое И тоска бесконечных равнин, - Светит – хоть кинься в воду. Вот что видел я в резвую юность, Я не хочу покоя Что, любя, проклинал не один. В синюю эту погоду. 1925 1925 Луна вносит в душу лирического героя печаль, тоску и даже отчаяние, уносит его в мир воспоминаний об ушедшей юности (сравни : «Тонкий лимонный лунный свет.// Сердцу приятно с тихою болью// Что-нибудь вспомнить из ранних лет»). Интересное прочтение образа луны можно наблюдать в творчестве В.Маяковского, яркого представителя футуризма. Он как представитель урбанистической поэзии принижает этот образ. Это и неудивительно, ведь для футуристов природа – воплощение старого косного порядка. Так, в своем стихотворении «Адище города» Маяковский так изображает луну: И тогда уже – скомкав фонарей одеяла - ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна. Мы видим, что лирический герой противопоставлен природе, он выступает как бунтарь и относится к природе иронически. Поэт подчеркнуто «десакрализирует» луну, лишает её ореола возвышенности, святости, обращаясь с ней предельно фамильярно, а подчас не останавливается и перед бранными выражениями в её адрес: «луна, как дура // // блинорожие плоское» . Заключение Итак, лунный пейзаж является разновидностью пейзажа по источнику света. Лунным пейзажем будет называться изображение незамкнутого пространства, освещаемого лунным светом. Выбор автором именно лунного образа может говорить о его пессимистичном миросозерцании (как например, у С.А.Есенина). Нами были отражены следующие функции использования лунного пейзажа: Пояснение времени и места событий – лунный пейзаж определяет ночное время суток действия.

обновлено 07.08.2015
год литературы в России – 2015
опубликовано 20.09.2002 (г. Алма-Ата)
Посвящается Василию Егоровичу Шуваеву,
моему школьному преподавателю физики (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного». Шарль Луи Монтескье
эти слова были начертаны над доской в нашем кабинете физики ;-)
Уроки астрономии (творческие домашние задания)

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
«Зимнее утро». Александр Сергеевич Пушкин

 

 

ОПИСАНИЕ ЛУНЫ В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
прогулка по лунной поэзии и живописи

Прежде чем окунуться в удивительный мир лунной поэзии и живописипредлагаю читателям зелёных страничек немножечко «сухой» лунной математики ;-)

Луна – единственный естественный спутник Земли и самое близкое к нам крупное небесное тело. Среднее расстояние от Луны до Земли 384 000 км, что составляет 30 диаметров земного шара. Мы говорим о среднем расстоянии, потому что орбита Луны эллиптическая. Наименьшее расстояние до Земли (перигей) – 363 000 км, наибольшее (апогей) – 405 500 км. Радиус Луны равен примерно 1680 км, в четыре раза меньше радиуса Земли.
Масса Луны почти в восемьдесят раз меньше массы нашей планеты. Для «рядового» спутника Солнечной системы, Луна и великовата, и тяжеловата! Может, она вовсе не спутник? Но тогда что же такое Луна?

Луна богата силою внушенья,
Вокруг неё всегда витает тайна.
Она нам вторит: «Жизнь есть отраженье,
Но этот призрак дышит не случайно»…
Константин Дмитриевич Бальмонт

 

Итак, предлагаю читателям зелёных страничек отправиться в увлекательнуюпрогулку по лунной поэзии и живописи. Вашему вниманию золотая классика мировой литературы и живописи: Пушкин, Есенин, Лермонтов, Байрон, Шекспир, Гёте…, Айвазовский, Орловский, Гримшоу… Подытожим прогулку вопросом, затрагивающим фундаментальные законы физики: От чего зависит цвет и размер Луны на небосводе? А также совершим небольшое путешествие в древнегреческую мифологию.

Абай Кунанбаев

*** --------
На воде, как челнок, луна
Тишина ясна, глубока.
Лишь в овраге полночь черна.
Да шумит в тишине река…
1888







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.