Здавалка
Главная | Обратная связь

Стандартизованные самоотчеты



Программу профилактики и коррекции стрессового поведения детей и подростков

Цели программы:

• обучение эффективным поведенческим стратегиям, социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им, а также оказание подросткам социальной поддержки адекватными социально-поддерживающими сетями;

• описать комплекс программ и действий по профилактике и коррекции стрессового поведения детей и подростков.

Задачи:

• Оказать своевременную необходимую психологическую помощь детям и подросткам, оказавшимся в ситуации, которая вызвала стрессовое поведение;

• Способствовать улучшению психологического состояния детей и подростков, оказавшимся в ситуации, которая вызвала стрессовое поведение; формированию навыков оценки проблемной ситуации и принятия решений, способах преодоления личных сложностей, кризисов и межличностных конфликтов;

• Привлечь необходимые смежные службы по проблеме к данному конкретному ребенку, а также необходимые лица (родственники, учителя и т.д.);

• Противостоять воздействию стресса на ребенка;

• Развивать потенциал личностных и средовых копинг-ресурсов (формирование, развитие позитивной устойчивой Я-концепции, повышение эффективности социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля, восприятия социальной поддержки и других копинг-ресурсов);

• Повышать эффективность использования подростками активных копинг-стратегий;

• Своевременно обеспечивать психологическую помощь детям и подросткам, оказавшимся под воздействием стрессовой ситуации.

Основные формы работы с подростками:

Диагностическая работа

Диагностические методы можно разделить по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

• объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

• стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники;

• проективные техники;

• диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры).

 

Я опишу основные, на мой взгляд, методы которые можно использовать при диагностике стрессового поведения. Конечно, их существует больше.

 

Объективные тесты

Тест. Для диагностики стрессового поведения у подростков, можно использовать различные тесты, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого по данному вопросу.

К этой группе можно отнести:

1. тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

2. комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;

3. тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева.

 

Стандартизованные самоотчеты

Опросник. Их материал представляют вопросы, на которые испытуемому надлежит ответить, или же утверждения, с которыми он должен согласиться или не согласиться.

К этой группе можно отнести:

1. опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;

2. методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;

3. шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

4. методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.

 

Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

1. опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;

2. шкала самооценки тревоги В. Цунга;

3. шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;

опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.