Стандартизованные самоотчетыСтр 1 из 3Следующая ⇒
Программу профилактики и коррекции стрессового поведения детей и подростков Цели программы: • обучение эффективным поведенческим стратегиям, социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им, а также оказание подросткам социальной поддержки адекватными социально-поддерживающими сетями; • описать комплекс программ и действий по профилактике и коррекции стрессового поведения детей и подростков. Задачи: • Оказать своевременную необходимую психологическую помощь детям и подросткам, оказавшимся в ситуации, которая вызвала стрессовое поведение; • Способствовать улучшению психологического состояния детей и подростков, оказавшимся в ситуации, которая вызвала стрессовое поведение; формированию навыков оценки проблемной ситуации и принятия решений, способах преодоления личных сложностей, кризисов и межличностных конфликтов; • Привлечь необходимые смежные службы по проблеме к данному конкретному ребенку, а также необходимые лица (родственники, учителя и т.д.); • Противостоять воздействию стресса на ребенка; • Развивать потенциал личностных и средовых копинг-ресурсов (формирование, развитие позитивной устойчивой Я-концепции, повышение эффективности социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля, восприятия социальной поддержки и других копинг-ресурсов); • Повышать эффективность использования подростками активных копинг-стратегий; • Своевременно обеспечивать психологическую помощь детям и подросткам, оказавшимся под воздействием стрессовой ситуации. Основные формы работы с подростками: Диагностическая работа Диагностические методы можно разделить по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема: • объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания); • стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники; • проективные техники; • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры).
Я опишу основные, на мой взгляд, методы которые можно использовать при диагностике стрессового поведения. Конечно, их существует больше.
Объективные тесты Тест. Для диагностики стрессового поведения у подростков, можно использовать различные тесты, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого по данному вопросу. К этой группе можно отнести: 1. тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона; 2. комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых; 3. тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева.
Стандартизованные самоотчеты Опросник. Их материал представляют вопросы, на которые испытуемому надлежит ответить, или же утверждения, с которыми он должен согласиться или не согласиться. К этой группе можно отнести: 1. опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»; 2. методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора; 3. шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона; 4. методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.
Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности: 1. опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»; 2. шкала самооценки тревоги В. Цунга; 3. шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера; опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|