Здавалка
Главная | Обратная связь

Исследовательский тип



У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути. Ребенок, огорчающий родителей тем, что, будучи оставленным без присмотра, разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду - от чердака и подвала до дальнего леса, это ребенок «исследовательского» типа. Он часами может строить плотину на ручье или наблюдать жизнь рыбок в аквариуме. Все нормально развивающиеся трехлетние дети задают вопрос «почему?», но ребенок-исследователь задает этот вопрос чаще и не довольствуется поверхностным ответом. Научившись читать, он предпочитает книги о путешествиях, фантастику, а начав изучать физику и химию, ставит эксперименты, повергающие родителей в ужас. Вначале его интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-либо одно страстное увлечение. И вот он уже в кружке юннатов, авиамоделистов или астрономов. Ребенок этого типа предрасположен к занятиям в одиночестве или среди сверстников, разделяющих его интересы. Если у такого подростка мопед, он не столько ездит на нем, сколько усовершенствует его. Он в восторге, если его берут в геологическую экспедицию или на археологические раскопки, в путешествие по малоизведанной речке. У детей этого типа рано обнаруживается склонность к творчеству, что проявляется в играх и в рисунках. Учатся они неравномерно: блестяще успевают по интересующим их предметам и полностью пренебрегают всеми остальными. Далее такие дети все более проявляют исследовательские тенденции, стремясь в специализированные кружки и клубы, в институте они - члены студенческого научного общества, секции туристов. В конце концов из таких детей, чем бы они ни увлекались, вырастают увлеченные, творческие люди. Великие путешественники, изобретатели, корифеи науки - лица этого типа. Их кредо - «творчество и прогресс - превыше всего!». Эволюционная целесообразность наличия этого типа очевидна. Предпочитаемый цвет - красный.

Доминантный тип

С раннего детства наблюдается стремление к лидерству и наличие качеств истинного лидера: умения организовать игру, поставить цель и проявить волю для ее достижения. При воспитании, учитывающем данное предопределение и призвание, формируется мужественность, логичность мышления, критичность, ответственность, способность к прогнозированию, способность выделить главное, основное, уловить новизну и эффективность идеи. Для такого человека характерны доминирование левополушарного стиля восприятия и реагирования, эмоциональная сдержанность, деловитость и прагматизм (практический ум), приоритет статусных потребностей (карьеризм). Формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная и настойчивая в достижении цели. Для лиц «доминантного» типа характерны эгоцентризм, но с признанием общественных интересов и ценностей как целесообразной необходимости, безусловное принятие правил «игры»; готовность к тщательно просчитанному риску, но без авантюризма; признание необходимости реформ, но путем эволюции, а не революции; умение разбираться в людях. В общении и в деловых контактах характерна ориентация на лидеров, деловых людей и пренебрежение к слабым и к «лирикам» при готовности, однако, покровительствовать им. Для них характерна склонность учитывать интересы «всего коллектива, всего народа» при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Предпочитаемые цвета - зеленый и красный.

Либертофильный тип

Уже в колыбели дитя этого типа резко протестует, когда его пеленают, долго удерживают в кроватке. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для детей этого типа характерна склонность к отрицанию авторитетов, в первую очередь учителей, если речь идет о школе. Характерны терпимость к боли, лишениям и стремление к самостоятельности. Рано проявляется тенденция, выражаемая словами «мой дом - это весь мир!» Равно как и склонность рано покидать отчий дом.

В поведении доминируют упрямство, негативизм, невосприимчивость к внушению. Характерны предрасположенность к риску, авантюризм, оптимистичность. Лучший период в жизни такого человека -революционная ситуация, и он первый на баррикадах. Характерна склонность к перемене мест, работы, образа жизни, нетерпимость обыденности, рутины и бюрократизма. Подавлены инстинкты самосохранения и продолжения рода, что проявляется и в склонности к уходу из семьи. Кредо таких людей - «свобода превыше всего!». И они хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантного» типа. Они хранители свободы, а с этим - жизни. Предпочитаемые цвета -желтый и красный.

Дигнитофильный тип

Уже в раннем возрасте человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Это тот случай, когда с ребенком можно договориться, только убедив его и только с лаской. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция рыцаря с девизом на щите: «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого индивида на последнем месте. Привязанность к семье выражается в своеобразной форме, а именно в сохранении фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов!». В личностной характеристике приоритетна проблема личной, а с этим и семейной, национальной гордости. И во имя чести и достоинства эти люди без колебаний идут на Голгофу. Эволюционная целесообразность наличия этого типа заключается в том, что его носители - хранители чести и достоинства «Я», индивидуальности, личности, а с этим - жизни, достойной человека. Предпочитаемые цвета - зеленый и серый.1

Таким образом, зная любимый цвет человека, а также типологию личности, можно вполне определенно и профессионально провести психофизиологический анализ почерка.

1 См.: Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб.: АО «Сфера»,1994. С. 8-12.

Глава 5.
О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ЦИФРА 7

Графология как наука о почерке человека предполагает исследование не только буквенных образований, но и отдельных цифр. Наиболее интересным в этой связи является исследование цифры «7». Оказывается, наше настроение отражается не только в почерке, то есть в буквах, но и в цифрах и особенно в штрихах самой семерки.

Штрих, которым перечеркивают цифру «7», может показаться незначительной мелочью, но на самом деле он является важным элементом в анализе почерка, особенно для оценки силы воли у человека. Так же как и в прочих случаях, интерпретация этого штриха сама по себе не может служить единственным способом для анализа. Следует сопоставить ее с другими признаками в почерке. Однако и сам по себе этот штрих является интересным для графолога.

1. Вместо того чтобы пересечь семерку, линия останавливается на наклонной черте цифры. Это - признак промедления, откладывания дела с одного дня на другой. Такая остановившаяся на полдороге черта может послужить ответом на вопрос, почему человек, который производит впечатление, будто у него много свежих мыслей и предприимчивости, не воплощает их в жизнь. Когда энтузиазм у человека быстро иссякает, ищите такой неоконченный штрих «промедления».

2. Короткий и тупой штрих, который указывает вниз, свидетельствует о том, что человек обладает критическим умом и склонностью придерживаться своего особого мнения. Убедить в чем-либо такого человека нелегко, а изъявления энтузиазма у него крайне редки. (Такое перечеркивание встречается в почерке, в котором бывают тупые точки над буквой « ё».)

3. Полуштрих, указывающий вниз, - это сочетание предыдущих вариантов. Здесь можно увидеть признаки промедления и дотошного критиканства.

4. Длинный штрих, перечеркивающий семерку, проведен человеком, который любит выдвигать себя на первый план и проявляет энтузиазм по поводу своих мыслей и своей деятельности. Следует обратить особое внимание на то, с каким нажимом сделан штрих. Чем сильнее нажим, тем сильнее у человека сила воли. Сумеет ли он поддержать свой энтузиазм, во многом зависит от других признаков в почерке.

5. Черта, проведенная через цифру с крючками и узелками, - это признак упорства. Порой может создаваться впечатление, что такой человек склонен откладывать дела с одного дня на другой. На самом деле его не решительность объясняется тем, что он ждет, пока идея достаточно созреет, а не страхом взяться решительно за дело.

6. Эта забавная завитушка показывает, что человек любит веселье. Он не чужд романтики.

7. Штрих, который пролетел над цифрой, указывает на воображение и энтузиазм, а также на желание порой достичь невозможного. (В таком же почерке встречаются и высоко летящие точки над «ё».)

8. Более практичные цели видны в длинной линии, пересекающей семерку, которая начинается низко, а затем, после пересечения, устремляется вверх. Однако этот штрих не свидетельствует о господстве практицизма, потому что в нем проявляется стремление не только к высоким материальным, но и к высоким духовным целям.

9. Наибольшая практичность проявляется в длинном штрихе, который начинается высоко, а затем пересекает цифру в своем движении вниз. В данном случае мы имеем дело с человеком, который работает с большим энтузиазмом: и рвением, но желает получить за свои труды материальное вознаграждение.

10. В данном случае роль перечеркивающей черты исполняет заключительный штрих, идущий вверх. Если к такому написанию прибегают часто, то это свидетельство чувствительной натуры и отсутствия инициативы, что часто принимают за проявления медлительности и нерешительности.

11. Этот штрих соответствует размерам цифры. Он пересекает семерку ровно и как раз посередине. Такой вариант показывает хороший самоконтроль и полное владение своими эмоциями. У такого человека не бывает ни неожиданных отсрочек в выполнении намеченного дела, ни внезапных взрывов энтузиазма. Обычно этот человек пишет «ё» с четкими точками близко от буквы. Остальные же буквы пишутся просто, без вычурности.

Таким образом, различные способы перечеркивания семерки в одном и том же почерке - это обычное явление. Графолог обращает на них большое внимание и старается заметить, какой из видов употребляется чаще всего. Это позволяет ему понять, какие тенденции в характере преобладают. Вопрос можно решить простым подсчетом. Если же самые разные варианты встречаются в письме более или менее равномерно, то мы имеем дело с человеком, у которого характер не скучный и в то же время трудно предсказуемый.

Наличие энтузиазма у человека можно установить, если в письме чрезмерно много знаков препинания. О способности человека быстро (хотя и не обязательно надолго) подхватывать новые идеи свидетельствует большое количество кавычек, расставленных вокруг его собственных слов или же большого числа подчеркнутых слов. Такой человек чаще прибегает к тире вместо запятых и точек, а также использует восклицательные знаки там, где можно прибегнуть к обычным точкам. Такая преувеличенная пунктуация показывает, что человек быстро загорается и не менее быстро остывает. В таком почерке можно обнаружить противоречивое сочетание энтузиазма и склонности к промедлению, а поэтому характер его обладателя нелегко поддается анализу1

1См.: Дороти С. Тайны почерка: Пер. с англ. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997. 160 с.

Глава 6
ПОЧЕРК КАК ОБЪЕКТ НАУКИ ГРАФОЛОГИИ

Графология является наукой, изучающей законы зависимости между почерком и личностью. Мы не будем останавливаться на том, как объясняют физиологи акт письма и связь его с деятельностью мозга. Ограничимся только определением, что письмо есть проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений. Исследованиями физиологов в учении о локализации мозговых функций, клинически подтвержденными, установлен специальный центр письма, находящийся в заднем отделе второй лобной извилины левого полушария головного мозга.

История создается в результате неустанной борьбы человека с природой, и письменность появилась у человека как одно из орудий этой борьбы. Однако переход от первых высеченных на камне письмен-рисунков к современному письму-скорописи потребовал много лет наблюдений и опытов. Более или менее значительное распространение письменность получила только в эпоху Возрождения. Человек, пользуясь письменностью, запечатлевал понятия о многих вещах, но в письме рефлекторно отражались и свойства его психики.

Письменность нельзя рассматривать как совершенно самостоятельное явление, возникшее по воле его изобретателя. Письмо является одним из организационных средств человеческого коллектива, и, следовательно, почерк как форма индивидуального изображения организационного орудия письма не может не содержать в себе всего того латентного, которое заключается в психическом развитии человечества вообще и отдельного индивида в частности.

Артист, изображающий то или иное переживание своего героя, всегда стремится, чтобы его жесты были тождественны с психическим состоянием героя; акт же писания представляет собою не что иное, как в миниатюре сконцентрированный жест при воспроизведении условных знаков-букв. Поэтому жест, необходимый при начертании букв, также должен отражать латентное состояние пишущего, то есть его скрытые, внутренние переживания и общий колорит его настроения. Явления же, при которых создается индивидуальная форма начертания букв, почерк, вполне поддаются наблюдению и эксперименту. Таким образом, графология имеет все данные, чтобы стать точной наукой. Профессор сравнительной патологии Кильского университета Г. Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, конкретизирующихся через движения. «Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и познаем их только через органические движения, - говорит он далее, - если же выражения желания надлежит рассматривать как результат рефлекторного последствия постоянно разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма». Таким образом, движения, употребляемые при письме, образуют в данном случае особо благоприятное поле действий, так как почерк очень подвижен и тонко реагирует на зарождающиеся в нашем мозгу мысли и чувства, независимо от того, использует ли человек в процессе письма руку или другой приспособленный к письму орган тела.

Существует такой опыт: человек садится на стул, стоящий на засыпанной песком поверхности, и пишет большим пальцем на песке или прикрепленным к пальцу куском мела на горизонтально положенной доске или просто на полу; с первого взгляда легко бросается в глаза тождественность письма, воспроизведенного рукой или ногой. Подобным же образом профессор Прейер исследовал и другие органы: рот, колени, кисть руки, подбородок, голову.

Результат был постоянно один и тот же. Графические образы букв и их сочетаний создаются в мозгу и передаются для выполнения мышцам пишущего аппарата. Замечено, что имеется определенная связь между почерком и рисунком художника, выражающаяся в мягкости или густоте штрихов, степени равномерности нажима, ровности или изломанности линий, простоте или замысловатости рисунков и т. п.

Показательным в этом отношении является почерк (особенно военных) довоенного времени: манерный, аффектированный и щеголеватый. Подобную щеголеватость и примитивное франтовство можно было наблюдать и в поведении, одежде, особой прическе и т. п. Все это объяснялось теми условиями жизни, которые совершенно нивелировали социальное выражение личности и сужали до минимума круг интересов.

Подобным специфическим канцелярским почерком отличались и мелкие служащие, причем чем незначительнее было занимаемое положение, тем украшеннее и манернее был почерк, как будто бы в эту затейливость и фантастичность росчерков автор вкладывал все стремление к какому-либо проявлению личности, ущемленной условиями существования.

В настоящее время это манерное, канцелярское письмо почти совершенно выродилось, как выродился и тот рожденный временем тип «военного писаря».

Я знал одного почтового служащего, достаточно нетребовательного в своих личных привычках. Его детство прошло в военные нелегкие годы, когда учиться не было возможности. Практически вся трудовая биография этого скромного, но активного человека укладывается в должности почтового работника от простого разносчика корреспонденций до начальника отдела международных перевозок. Его почерк отличался также простотою и естественностью до тех пор, пока он работал простым сотрудником почтового отделения. Но постепенно этот человек стад продвигаться по службе, стал заведующим одним из почтовых отделений. Все это естественно сказалось и на его внешности, поведении, манере общения и, конечно, на почерке. Поскольку ему в интеллектуальном плане не было возможности расти, разве что постигать основы марксизма-ленинизма на политзанятиях, его почерк существенных изменений в плане конструктивности не получил. Вместе с тем он начал украшать свою подпись несуразными штрихами, например свою подпись (фамилия Рассанов), он изображал двумя буквами «р» и «с», но со временем окончание буквы «с» имело удлинение вниз.

Известны противоположные случаи: украшенность письма обычно исчезает во время прохождения военной службы, что легко объясняется условиями казарменной жизни.

У человека с обостренной нервной чувствительностью порывистостью, деятельность которого отличается неравномерностью приложения энергии, также и почерк будет отличаться неравномерностью, геометрической невыдержанностью (в нажиме, который будет распределен неравными по силе мазками, размере букв в одном слове и т. п.) Поэтому профессор Шнейдемиль в своем труде, посвященном школьному воспитанию («Графология на службе школы»), советует родителям и воспитателям особенно бережно и осторожно относиться к ребенку, почерк которого содержит подобные особенности.

Замечено, что во время беременности почерк женщины также претерпевает определенные изменения (становится наклоннее, неровнее); это не покажется удивительным, если принять во внимание, что женщина обыкновенно в такое время обнаруживает много резко бросающихся в глаза странностей в своем поведении, прихотях, настроениях и даже мышлении. Известный немецкий психиатр Крепелин, например, пишет, что 14% из общего числа душевных расстройств женщины приходится на различные периоды беременности.

В настоящий момент вообще можно считать твердо установленным факт непременного изменения почерка при всяком расстройстве нервной системы, проявляющегося ранее всех других симптомов болезни. Легкие расстройства письменной речи, указывает известный судебный эксперт Е. Буринский, на которые обычно не обращает никакого внимания сам пишущий, крайне распространены, и едва ли найдется много людей, у которых не наблюдалось это хотя бы временно. Незначительные неправильности кровообращении, в питании мозга неизбежно отражаются в почерке, и если мы этого не замечаем, то только потому, что привыкли вообще не следить за своим почерком. Первые признаки усталости также отражаются в почерке, который становится крупнее; при сильной утомленности появляется дрожание в волосяных штрихах букв. Отсюда видно, какую роль может сыграть графология в вопросах гигиены умственного и физического труда.

Равным образом влияют на почерк и временные нарушения деятельности мозга, вызванные различными состояниями наркотического возбуждения (см. «Патологические явления в почерке») .

Современными исследователями установлено, что каждая профессия характеризуется определенным комплексом признаков, выявляющих собою отличительные стороны данной профессии. Так, например, военная профессия требует присутствия в характере выносливости, самообладания, решительности и находчивости. Таким образом, молодые люди, в почерке которых имеются признаки, указывающие на подобные свойства характера, безусловно, будут более пригодны для этой профессии, чем те, почерк которых указывает на нерешительность, неуравновешенность, нетерпеливость и т. п.

«Прежде всего, не подлежит никакому сомнению, что различные профессии в различной степени затрагивают те или иные основные способности и склонности человека, - указывает известный русский характеролог А.Ф. Лазурский. «Никто не станет отрицать, - говорит он далее, - что профессия ученого значительно больше требует способности к систематическому, последовательному, логическому мышлению, нежели профессия композитора или дирижера оркестра; точно так же несомненно, что авиатор должен обладать большей смелостью, решительностью и самообладанием, чем мелкий торговец, все время проводящий за своим прилавком.»1

1Лазурский А. Ф. Классификация личностей, Л.,1925.

 

Характер почерка, как правило, учитывается при подборе кадров, а также при прогнозировании будущей специальности.

Долголетнее занятие определенной профессией естественно отражается и на почерке. Например, безусловно, имеют нечто общее почерки врачей на рецептах. Образность представлений, творческая фантазия, присущая людям художественного склада (художникам, поэтам), выражается, например, в известной стилизации, фигурнос-ти рисунков букв, часто типографичности заглавных букв. Математики настолько привыкают к писанию формул и цифр, что в их почерке некоторые буквы совершенно напоминают алгебраические и т. п. знаки. Также у лиц, занимающихся цифровым трудом, некоторые буквы бывают поразительно похожи на цифры.

Накладывают отпечаток на почерк и занятия письменным трудом, хотя необходимо в данном случае подразделять этот труд на две основных группы: механический и творческий. При первом буквы будут очень ясны, почерк будет весьма близок к каллиграфическому, заглавные буквы часто будут снабжены специфическими «канцелярскими» завитками; второй же чаще всего неразборчив, в отдельных деталях даже некрасив, но образует одно гармоническое целое благодаря легкости, быстроте и свободности, с которыми он исполнен (почерк ученых, литераторов).

Однако следует подчеркнуть, что графология не позволяет по почерку определить точно род занятий испытуемого. Она может быть только определенным ориентиром в плане векторного определения рода занятий человека.

Глава 7.
ТАЙНЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ПО РИСУНКУ ДОМА

Общеизвестно, что особенности характера человека можно раскрыть не только по почерку, но и по рисункам животных, цветов, домиков и т. д.

В частности, по рисунку дома, а также оформлению двора, печной трубы, по форме окон и дверей можно очень много рассказать о хозяине этого виртуального дома.

Городской дом (многоэтажный) - как правило, это «идеальный дом», дом, который человек пытается изобразить на рисунке. Такой рисунок позволяет высказать предположение о человеке, которому свойственна замкнутость, сухость в общении, сосредоточенность на своих проблемах, которыми он не делится. Наличие множества этажей подчеркивает глубину таинственности человека.

Небольшой низкий (приземленный) дом - человек усталый и утомленный проблемами. Причем, чем ниже крыша дома, тем больше утомленность. Такой человек любит вспоминать о прошлом, хотя в этом не находит ничего приятного. Такие воспоминания больше похожи на желание вызвать некое снисхождение к себе у окружающих.

Замок - ребячество, наивность, несерьезность. Человек легкомысленный, преувеличенное воображение. Обычно такие люди не успевают справляться со своими обязанностями, но не отказываются от поручений.

Просторный сельский дом (возможно с оградой) - необходимость расширения жизненного пространства. Потребность создать свою семью и растить детей. В случае если вокруг дома нарисована ограда, то такой человек может быть замкнутым (вещь в себе). Если ограда выполнена из живых кустов или низких деревьев, - это говорит о доверии человека к людям. Чем ниже забор у дома, тем больше способностей у человека к общению и коммуникабельности.

Дом с крыльцом и лужайкой (цветочки, уточки на озере) -говорят о человеке большой фантазии. В своих фантазиях такой человек находит утешение, он одинок (женщины, как правило, рисуют цветочки), но его участь - быть «жилеткой» для других.

Деревья у дома - забота о близких, причем, чем более ветвистые деревья, тем больше заботы проявляет данный человек.

Окна дома огромные - открытая душа. Дружелюбие. Одно или несколько небольших окон, окна с решетками, ставнями - скрытость характера, наличие комплексов, жадность.

Двери дома расположены посередине дома - это говорит о приветливости человека, гостеприимстве. Наличие крыльца говорит о еще большем великодушии человека. Открытая дверь - общительность. Закрытая - замкнутость. Дверь сбоку - человек не сразу идет на контакт, проявляет осторожность.

Труба дома отсутствует - признак разочарованности в жизни, некая сухость в общении, отсутствие сентиментальности. Труба без дыма - то же самое; с дымом - великодушие, домашний уют; труба с прорисованными кирпичами - оптимизм.

Цветочки - признак одиночества. Ромашки - надежда встретить достойную пару. Колокольчик - уныние. Роза - гордость, благородство. У таких людей, как правило, добрая натура, они любят помогать другим.

Конечно, эти примеры далеко не исчерпывают все возможные рисунки домика и всё, что связано с его оформлением, потому что каждый рисунок - это индивидуальность характера человеческой натуры.

Глава 8
ТАЙНЫ БУКВЫ «Я» - МОЕ ВТОРОЕ «Я»

Как и прописные, заглавные буквы пишут по-разному: они могут быть большими и маленькими, простыми и вычурными; они могут сильно отличаться по своему стилю от остальных букв. Поэтому они представляют и общий, и специфический интерес для графолога.

У многих людей просыпается художественное начало, когда рука доходит до заглавных букв. Некоторые люди даже возвращаются к заглавным буквам, чтобы их дописать, после того как они завершили весь текст, и тогда они украшают их вычурными штрихами. Если графолог может обнаружить, что такие штрихи были случайно добавлены после написания всего текста, то он относится к ним точно так же, как к усикам или очкам, которые порой пририсовывают к фотографиям. Такие добавления не представляют интереса для графолога. Если же человек делает такие украшения постоянно и бессознательно, то они имеют большое значение, и их надо принимать во внимание.

Если размеры заглавных букв соответствуют прописным, если при их написании соблюдается такой же нажим и такой же наклон, если они написаны в том же стиле, то на них обращают столько же внимания, сколько и на остальные буквы.

Однако когда заглавные буквы непропорционально велики или более вычурны, чем остальные буквы, если они мельче или проще написаны, то тогда они требуют особого внимания при анализе.

Человек, который ищет известности, пишет крупные заглавные буквы. Чем больше его стремление к известности, чем сильнее его желание, чтобы им восхищались, ему аплодировали и льстили, тем более вычурно выписаны его заглавные буквы.

С другой стороны, скромный человек, который сторонится общественности, хочет находиться на заднем плане, пишет заглавные буквы без всяких украшений и завитушек. Порой он даже пишет заглавные буквы меньших размеров, чем строчные.

Заглавная буква похожа на шляпу: когда женщина надевает шляпу, она должна быть необычной формы и покроя, чтобы привлечь внимание к той, кто надел головной убор. Если шляпа небольшая, простая, а возможно, столь невыразительная, что вообще не бросается в глаза, разумеется, она не привлечет внимания к женщине. По этой же причине, если заглавная буква выделяется из написанного, она привлекает внимание к личности человека. Если же заглавная буква так проста и невелика, что глаз ее не замечает, то, конечно, здесь нет никаких попыток обратить на себя внимание.

Рассмотрим примеры, приведенные в начале главы применительно к букве «Я».

1. Эта буква «Я» с ее раздутой петлей, без сомнения, не является скромной и непритязательной. Напротив, здесь явно прослеживается желание привлечь внимание. Чем больше петля, тем сильнее желание человека, чтобы на него обратили внимание. Такое «Я» хочет, чтобы его увидели и услышали. Поэтому человек, который пишет таким образом, обычно является общительным, и он получает наибольшее удовлетворение от своей работы, позволяющей встречаться с большим количеством людей. При этом такой человек не хочет быть простым членом комитета, а непременно желает стоять во главе его. Такой человек обожает общественную деятельность и часто вступает в различные клубы или благотворительные организации. Многие исполнители, особенно оперные или драматические артисты, превращают букву «Я» в радостное выражение своих раскованных натур. Если мы встречаем такое «Я» у коммивояжера, то это означает, что он любит свою работу не только потому, что она приносит ему материальные блага, но и за возможность общаться с людьми.

2. Напротив, маленькое, простое «Я» показывает, что человек не стремится привлечь к себе внимания и не пытается прорваться впереди других. Он удовлетворен осторожным продвижением по жизни. Он не спеша заводит друзей и медленно отдает свое сердце другому, но зато остается преданным тем, кого он выбрал. Простое, не приукрашенное «Я» пишет человек, который может быть известен тем, что прочно держится за свои раз и навсегда принятые идеи. В других буквах этого человека можно обнаружить сильные интеллектуальные качества, оригинальность суждений, способность понимать других людей, но все эти свойства личности могут не столь ярко проявиться из-за отсутствия у него напора и готовности дать выход своим внутренним достоинствам.

3. Когда буква «Я» слишком мала по сравнению с остальными буквами и к тому же наклонена назад (в то время как остальные буквы направлены вправо), это - признак самоуничижения. В данном случае скромность может превратиться из добродетели в порок, и графолог может посоветовать объекту анализа проявлять больше уверенности и не оставаться в тени, когда в этом нет необходимости и это мешает личному продвижению вперед. Не следует взваливать чересчур большую ответственность на плечи такого

человека, потому что он будет слишком этим напуган и взволнован.

4. Высокое «Я» без украшений с узкой петлей также является показателем гордости. Однако здесь нет признака тщеславия. Тот, кто пишет такое «Я», гордится своим домом и своей семьей, предан своей родне. Если вы хотите доставить удовольствие этому человеку, похвалите кого-нибудь из его родственников (живых или покойных предков), которые отличились чем-нибудь. Такому человеку не следует искать новые сферы деятельности или стремиться к новым материальным приобретениям. Главным для него является прочность своей семьи, а также преданность узам дружбы.

5. Печатное «Я» также показывает, что человек ищет внимания к себе. Однако это стремление не вызвано личным тщеславием. Прежде всего он желает получить одобрение за хорошо выполненную работу. Об этом же свидетельствуют и другие заглавные буквы, а не только «Я». У такого человека творческий характер и развита изобретательность. Если он сталкивается с новыми идеями, его гибкий ум всегда сумеет их использовать.

6. Могут быть и другие способы написания буквы «Я», но те, что указаны в вышеупомянутых примерах, встречаются чаще всего. В некоторых почерках встречаются различные способы написания буквы «Я». Разнообразие вариантов при написании буквы «Я» показывает, что человек не очень серьезно к себе относится. У него нет устойчивых взглядов, и он относится к себе с чувством юмора. В том, что одна и та же буква написана по-разному, проявляется и любовь к разнообразию.1

1 См. подробнее: Дороти С. Указ. соч.

 

7. Изображение заглавной буквы «Я» как прописной небрежно, с приподнятым горделивым росчерком, когда вторая часть буквы даже спускается ниже строчки, - говорит о том, что человек задушевный, желает служить каждому, общителен, словоохотлив.

8. Буква «Я» представлена тонким без нажима почерком, вторая её часть имеет небольшое закругление. В этом случае человек обладает способностью увлекать за собой, любит похвалы в свой адрес, натура стремительная в достижении цели, проявляет привязанность к ближайшему окружению.

9. Исполнение буквы «Я» эффектное, что достигается нажимом в начале, повторением нажима во второй части буквы и длинным росчерком вправо в конце буквы. Это всегда говорит о тщеславии, воображении, желании производить впечатление, способности дерзить.

Порой в почерке вообще нет заглавных букв, и они написаны точно так же, как и прописные буквы. Это явный признак самоуничижения, зашедшего настолько далеко, что может помешать человеку выполнять нужную работу. Порой можно увидеть, что вместо заглавного «Я» написана прописная буква «я». Это скромность, дошедшая до крайних пределов.

Глава 9.
ПОДПИСИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ -ОСОБЕННОСТИ ПОЧЕРКА «ВЕЛИКИХ» ЛЮДЕЙ

В главе «Подпись и росчерк» были представлены различные варианты подписей. Внимание читателей было обращено не только на форму выполнения подписи, но и на особенности росчерков, точек, удлинений, общий рисунок и. т. д.

Подписи исторических личностей также подлежат общему анализу в соответствии с принятыми правилами. Особенностью в приводимых здесь примерах характеристик почерков является то, что уделяется основное внимание их отличительным признакам, а также тому, в каких буквах отражаются наружность и основные черты характера писавших людей. При этом каждая характеристика сопровождается конкретным историческим примером. В качестве примера, подтверждающего те или иные особенности характера человека по его подписи, в настоящей главе представлен анализ подписей известных исторических личностей нашего времени, «наших современников»: президента, священнослужителя, а также наиболее известных личностей (царей, полководцев, поэтов, писателей).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.