Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность предпринимательства (по Шумпетеру и Кирцнеру)



Для Шумпетера деятельность предпринимателя лежит в основе всякого развития, т.е. перехода экономики от одного равновесного состояния к другому. Эта деятельность заключается в осуществлении "новых комбинаций", основными видами которых являются:

1) изготовление нового, неизвестного потребителям блага; 2) открытие новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующих благ; 3) освоение новых рынков сбыта; 4) освоение новых источников сырья; 5) изменение структуры отрасли, например создание своей или подрыв чужой отраслевой монополии.

Предпринимателем у Шумпетера имеет право называться только тот, кто занимается активной предпринимательской деятельностью, и только на то время, пока он ей занимается.

Отличает шумпетеровского предпринимателя от других то, что он не рискует, так как не является собственником и покупает необходимые ему факторы производства за счет кредита, которые предоставляют рискующие капиталисты. Экономическую функцию предпринимателя Шумпетер тесно связывает с особенностями его личности.

Прежде всего, остановимся на целях и мотивах хозяйственной деятельности. В маржиналистских теориях они могут быть сведены, в достаточно широком смысле, к "удовлетворению потребностей путем потребления". С насыщением потребности энергия, направленная на ее удовлетворение, начинает ослабевать. Не таков предприниматель. Чем больше благ он имеет, тем больше стремится их приобрести. Ничем не ограниченное приобретение благ, не связанное с чувством удовлетворения от их потребления, - вот цель предпринимателя, согласно Шумпетеру. Предпринимательская деятельность не дает наслаждаться покоем лицу, создавшему себе для этого вполне достаточные материальные условия. Приобретение благ предпринимателем удовлетворяет, во-первых, его потребности в господстве, власти, влиянии. Во-вторых, предпринимателем движет воля к победе: желание борьбы плюс стремление к успеху как таковому. Наконец, третий мотив, в силу которого предприниматель занимается своей нелегкой работой, экономическая теория привыкла относить не к целям, а к неприятным, но неизбежным средствам их достижения.

В связи с тем, что удовольствия от потребления не являются основной целью предпринимателя, а затраты труда - вынужденным средством ее достижения, для него теряет всякий смысл основной принцип деятельности гедониста-оптимизатора - соизмерение ожидаемых удовольствий и тягот труда, позволяющее выбрать оптимальный вариант.

Что касается интеллекта предпринимателя, то он также сильно отличается от универсальной оптимизационной машины.

Интеллект Шумпетеровского предпринимателя сильно ограничен и избирателен: он направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не дает основному субъекту экономического развития предаваться долгим колебаниям, сравнивая много различных вариантов достижений своей цели.

Важнейшим свойством предпринимателя является его чутье, интуиция, которой он возмещает неизбежный во всяком новом деле.

Наконец, предприниматель должен обладать сильной волей. Во-первых, это нужно для того, чтобы побороть инерцию своего мышления. Во-вторых, воля помогает предпринимателю преодолеть сопротивление среды: традиций, правовых и моральных норм, иерархических государственных структур.

И. Кирцнерне отбрасывает понятие равновесия как ненужный хлам, но связывает предпринимательскую деятельность не с разрушением равновесия, как Шумпетер, а с движением к равновесию. (Под ним понимается состояние, в котором человек, принимающий решения, исходит из того, что он знает решения всех других людей) Естественно, что реальная рыночная экономика постоянно находится в неравновесии. Информация в ней не бывает полной и равномерно распределенной, а поэтому человек, обладающий повышенной "чуткостью" (alermess) к возможностям извлечения прибыли, может заработать на арбитражных сделках, т.е. на спекуляции в нашем понимании этого слова. Этот человек, которого Кирцнер и считает предпринимателем, может купить товар по дешевой цене, а продать его в другом месте или в другое время по более дорогой. В результате последующей конкуренции ситуация становится более равновесной, т.е. цены на разных рынках выравниваются и возможность непредсказуемых и прибыльных арбитражных сделок исчезает. Свою функцию Кирцнеровский предприниматель может выполнить, не имея собственного капитала (в отличие от Мизесовского предпринимателя) и даже особого воображения (в отличие от Шэкловского). Достаточно просто раньше других заметить валяющуюся на улице десятидолларовую бумажку и быстро поднять ее - такой аналогией Кирцнер обычно поясняет сущность предпринимательства в своей трактовке.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.