Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников 7 страница



В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.

В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:

- эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);

- познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

- игры должны быть социально ориентированные.

Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.

Анализируя проведенное исследование, можно судить об эффективности использования интеллектуальных игр для развития познавательных способностей, а именно внимания и мышления у младших школьников. Подтверждением вышесказанному служат полученные нами результаты диагностик - возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать.

Поэтому, мы считаем, целесообразным проведение интеллектуальных игр и рекомендуем учителям начальных классов активно применять их в своей педагогической деятельности.

В настоящее время общество нуждается в такой организации деятельности детей, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Эту задачу могут выполнить учреждения дополнительного образования.

Уровень обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих и познавательных способностей каждого ребенка. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования игр разных типов, предназначенных для использования на занятии в учреждении дополнительного образования.

Анализ литературы и практики преподавания подвел к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Подводя итоги эксперимента можно сделать вывод, что если своевременно, с помощью игр, развивать младших школьников, то улучшатся внимание, память, мышление, речь восприятие, воображение.

Нам удалось увидеть и запечатлеть в диаграммах положительные результаты проведенного исследования.

На занятиях мы использовали игру, как средство развития познавательных процессов. Развитие познавательных процессов велось через изучение родного края.Так как играть все дети очень любят, они активно включались в изучение родного края, с интересом выполняли все условия обучения и игры, стараясь добиться хороших результатов.

Детям характерен повышен­ный интерес к игровым элементам, через ко­торые они познают мир, поэтому на занятиях происходит развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и речи) с использованием игр.

Игровая деятельность дает нужный эффект при соблюдении следующих условий:

ü во-первых, игры должны носить гуманный характер, преследовать благородную воспитательную и познавательную цель;

ü во-вторых, при организации игры необ­ходимо учитывать возрастные, психолого-педагогичес­кие особенности различных групп детей и подростков;

ü в-третьих, воспитательное и образовательное воздей­ствие игр зависит от самой организации и методики
проведения, которая, в свою очередь, зависит от педа­гогического мастерства педагога.

В нашей работе:

1. Дана характеристика познавательных процессов.

2. Выявлены особенности развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте.

3. Определено содержание игр, обеспечивающих развитие познавательной активности младших школьников.

На практике нам удалось:

1. Создать программу работы кружка «Эрудит».

2. Разработать рекомендации педагогического руководства игрой.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр ”Академия”, 2007. – 342 с.

2. Баев П.М Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей зарубежных школ. – М.: Русский язык, 2009. – 138 с.

3. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников ив процессе личностно ориентированного взаимоотношения участников обучения: Автореферат. – Челябинск, 2008. – 20 с.

4. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. – №4. – С. 42-47.

5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

6. Блонский П.П. Психология младших школьников. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 300 с.

7. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. – Т.1 (А - О). – М.: Вече; АСТ, 2009. – 592 с.

8. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. – Т.2 (П - Я). – М.: Вече; АСТ, 2011. – 560 с.

9. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль: Академия Холдинг, 2009. – 111 с.

10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2008. – 412 с.

11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Ред.-сост. И.В. Дубровина. – М.: Изд. центр “Академия”, 2008. – 504 с.

12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: АСАДЕМА, 2009. – 317 с.

13. Володченко В.Ю. Игры нашего двора: Сборник. – М.: Дом, 2008. – 87 с.

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 2011 – 495 с.

15. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 169 с.

16. Гальперштейн Л.Я. 100 настольных игр. – М.: Росмэн, 2011. – 201 с.

17. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб.пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 216 с.

18. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2011. – 421 с.

19. Джинотт Дж. Групповая психотерапия с детьми: теория и практика игровой терапии. – М.: Апрель-пресс, 2005.- 22 с.

20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. С-Пб.: Питер, 2009. – 368 с.

21. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 261 с.

22. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Изд. центр “Академия”, 2005. – 352 с.

23. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 347 с.

24. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.

25. Конаржевский Ю.А. Воспитательные мероприятия: состав, структура, анализ. – Магнитогорск, 2009. - 34 с.

26. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь – справочник. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2009. – 287 с.

27. Краткий педагогический словарь пропагандиста. / Под общ. ред. М. И. Кондакова, А.С. Вишнякова. – М.: Политиздат, 2008. – 357 с.

28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 2007. – 423 с.

29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 2009. – 426 с.

30. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. – М., 2011. – 259 с.

31. Курганский С.М. Путешествие на планету знаний: Организация досуговой деятельности младших школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 1 - 4 классы. - Москва: 5 за знания, 2009. – 189 с.

32. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 219 с.

33. Макаренко А.С. Игра. Соч. / Макаренко А.С. - М., 1957.

34. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл. школьников: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012. – 259 с.

35. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – М., 2009. – 361 с.

36. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 2011. – 211 с.

37. Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. - М.: ОГУ, 2005. – 111 с.

38. Нянковский М.А. Неизвестное об известном: Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. – М.: Роспедагенство, 2006. – 161 с.

40. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М., 2006. – 173 с.

41. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2011. – 197 с.

42. Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика»: Методическое пособие. / А.З .Зак, О.Н. Гнездилова, М. Г. Губенко и др. – М.: Интеллект-Центр, 2006. – 104 с.

43. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с.

44. Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

45. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова. // Современные проблемы философского знания. - Пенза, 2012. - Вып.3. – 145 с.

46. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – Кн.2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 256 с.

47. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 2011. – 142 с.

48. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С.Романова. – С-Пб: Питер, 2006. – 400 с.

49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – Т. 1. – М., 2011. – 521 с.

50. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 2008. – 194 с.

51. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитания. // Дополнительное образование. – 2004. - №1. – 97 с.

52. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 84 с.

53. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 227 с.

54. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

55. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. Пособие / А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2011. – 89

56. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Юристь, 2007. – 512 с.

57. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2009. – 243 с.

58. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей. – Дошкольное воспитание, 1966.

59. http://www.ug.ru/02.26/po4.htm

60. http://www.openworld.ru/school/m.cgi

61. http://nsc.1september.ru/

62. http://www.advise.ru/articles/80

63. http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Изучение особенностей внимания

20 строк букв, по 20 букв в каждой. По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы – 3 минуты.

 

ж ф с я а б ц у и к е н г ш щ з х ф м о
ы в а и р о о л д ж з я ч м и т ь с т в
о б ю е а в ы р е н о л б ж д л о р у к
ц у к е н г ш щ з х ф ы в а п р о л д ж
я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в в ы
е а е ы ф я ч с м и т б ю ф ы в а к й ц
э л д ж э ц у к е н г ш щ н е к ц ф у к
и м с ч я а х о х р з х о щ н е к у ы в
ц к э д ж л о н с а в и ф ю в м б ю и м
е к у ц з щ ш г н е к у ц м с ч ю т и п
ф ы в а п р о л д ж з щ ш г н е к у н г
ж д л о р п ф ы в а п р о л д ж ю б и м
ф ы в к у ц е н г ш щ л о р п и т м с ч
р п а о л д и м с ч и т б л о д ш е н г
а п р о н е г к у в а п л д ж и т б м с
п а е к н г о л п д ж ш н г к у в м с и
э л д ш г н щ у к е н д о р г с и т п р
к у е н г ш л о р д ж в а п р н д и т в
в а п р н г о л д и т ж з х к у п р н е
с и т р н г е ц ы в с и м п р о н е г б

 

 

Приложение 2

 

 

Рис. 1 Стимульные изображения ломаных линии для методики определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.

 

Рис. 2 Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объёма кратковременной зрительной памяти.

 

Приложение 3

 

Тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности

/ II : \ + / - I = =
- x . . II / \ + \ :
+ I \ + - II - = I I
= II = . x + / / . I
x I I - : X x II = /
: - II + . - \ \ + .
= : / + - II I / . -
. = \ . - x \ - . -
II : + I + + x . + II
: x . X \ = I / I :

 

 

Приложение 4

 

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЭРУДИТ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ

 

Как много в мире неизвестного, ребята!

И это не беда.

Из книг, из жизни новое узнаем мы всегда!

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.