Здавалка
Главная | Обратная связь

Пояснительная записка



 

Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. И не только потому, что без общения с книгой немыслимо приобретение знаний.

К.Д. Ушинский говорил, что “ ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”.

Задача кружка «Эрудит» не только в том, чтобы передать ребенку определенное количество информации, а, главное, научить его самостоятельно добывать знания.

Игра - эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте. Для плодотворной работы нами было сделано следующее:

 организовали систематический процесс игровой деятельности, включаясь в который каждый ребенок интеллектуально развивался,

 ввели в учебный процесс ознакомление с окружающим миром, максимально использовали для этого игру и элементы игры;

 организовали работу одновозрастного коллектива. Это позволило соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.

Образовательная задача:

Способствовать расширению кругозора младших школьников с помощью игры.

Развивающая задача:

Развивать у младших школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение.

Воспитательная задача:

Способствовать воспитанию саморазвивающейся личности.

Необходимо пробудить интерес школьников, чтобы им захотелось и на изучаемых предметах работать с дополнительной литературой, использовать различные источники знаний.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей личности, для расширения кругозора.

Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:

 Репродуктивные (объяснительно-иллюстративные, побуждающие репродуктивные),

 Частично-поисковые (эвристические),

 Игровые. С помощью этих технологий учащиеся воссоздают и осваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игры.

В жизни игровая деятельность имеет разные функции:

 развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

 коммуникативную;

 самореализации;

 терапевтическую (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);

 диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);

 коррекционную (измениться под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и др.).

В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.

Технология всех игр состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.

2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только педагог может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:

- игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

Занятия в кружке способствуют развитию познавательной активности – личностному свойству, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

При реализации программы необходимо учитывать следующие условия, обеспечивающие привлекательность игр:

 Игровая оболочка. Должен быть задан игровая сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.

 Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.

 Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действия, имел право отказа от действия и т.д.

 Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

 Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.

 С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

 Вариативность – в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.

 Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

Как же облечь занятие в игровую форму в практике учреждения дополнительного образования? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на занятии.

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды занятий:

1) ролевые игры на занятии (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (занятие-соревнование, занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди, произведи, расскажи и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по изучению окружающего мира (экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одного возраста разных групп и школ.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей, для расширения кругозора.

Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры.

В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца.

Эта познавательная программа рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа в день. Итого - 64 часа учебного времени.

Набор детей в группу свободный. В группе 12 – 15 человек.

Для реализации программы необходимы экскурсии на природу, посещение музея, библиотек.

 

Содержание программы

 

Введение

 

Знакомство с планом работы кружка. Правила поведения. Режим работы. Техника безопасности. Оснащение процесса. Выявление источников информации. Входной контроль.

Книга – источник знаний

Роль книги в расширении кругозора. Строение книги. Научно- познавательная литература и работа со справочными изданиями.

Практические задания

Изготовление книжки – самоделки. Оформление рукописной книги. Подготовка сообщений о своей школьной библиотеке, о домашней библиотеке. Оформление выставки личных научно – познавательных книг.

Экскурсии

Библиотеки разных уровней.

Развитие познавательных процессов через изучение окружающего мира, природы и истории родного края с помощью игры

Развитие познавательных способностей и процессов (внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение) через игру.

Расширение знаний о родном крае.

Птицы, рыбы, насекомые, животные нашего района. Статистические данные о нашем районе. Памятники нашего края. Интересные сведения (рекорды) о родном крае. Памятники истории района. Чудеса природы родного края. Улицы родного города.

Практические занятия

Подготовить сообщения о необычных растениях и об удивительном животном. Выполнить рисунки различных растений, животных. Рассказать или нарисовать любимый уголок малой родины. Тесты и игры.

Экскурсии

Посещение краеведческого музея. Прогулки по уголкам нашего города.

 

Особенности методики обучения

 

Учебно-воспитательный процесс направлен на развитее познавательных способностей детей, на развитие «умственного аппетита».

Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, викторинам. Потому, необходимо использовать в процессе занятий игровые формы.

 

 

Приложение 5

Рекомендации педагогического руководства игрой.

- Сведения об окружающем, которые дети должны усвоить, сопровождаясь эмоциональными впечатлениями, должны создавать в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.

- Начинать следует с организации игр, наиболее близких к детям.

- Руководитель должен не только помогать детям оформлять сюжет игры, но и предавать ему определенную нравственную направленность, но необходимо учитывать интересы детей.

- Планирование игры и контроль за ее развитием осуществляются либо взрослым, либо ребенком, хорошо знающим сюжет и пользующим авторитетом среди товарищей. При отсутствии такого режиссирования коллективная игра, как правило, распадается, и сюжет продолжает самостоятельно развертываться в отдельных группках из двух-трех человек.

- Руководитель должен следить за тем, что бы каждый ребенок был участником игры, мог объяснить партнерам свой замысел, убедить в справедливости своих требований.

- Очень важны длительные игры в плане одновременного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Построение образов в таких играх приобретает творческий, сознательный, активный характер.

- При распределении ролей и в обычных, и в длительных играх можно использовать считалки, предлагать воспитанникам договариваться выполнять интересные роли по очереди.

- Любая игра должна осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, их подготовленности к усвоению тех или иных знаний и форм поведения.

Приложение 6

Десять видов вопросов, которые крайне нежелательны для эрудиционов.

1. Что такое гипотенуза? Когда произошло восстание декабристов?

Подобные вопросы можно назвать откровенно примитивными. Они требуют от участников знания общеизвестных фактов из программных курсов школы и не требуют ни малейших проявлений логического мышления. Такие вопросы уместны на уроках, но не в игре.

2. Кому В. Пастернак посвятил стихотворение «Приближение грозы», написанное в 1927 году?

Подобный вопрос имеет много сходства с предыдущими: он не требует от игрока ничего, кроме эрудиции, знания фактов. Но в то же время подобные вопросы — прямая противоположность предыдущим: если на те способен ответить любой троечник-семиклассник, то на этот не сразу ответит даже ученый-литературовед, изучающий творчество Б. Пастернака. Этот вопрос требует глубоких и профессиональных знаний, ответить на него можно только со словарем. Когда игра состоит из таких вопросов, у участников пропадает всякое желание к игре: «Зачем? Я все равно не отвечу».

3. В каких городах мира есть метро? Как называются башни Московского Кремля? Каких вы знаете космонавтов?

Подобные вопросы требуют ответа-перечисления. При этом, как правило, возникает проблема: нужно перечислять все или можно ограничиться несколькими названиями. А если можно ограничиться, то что именно нужно сказать, чтобы ответ сочли правильным. Ведь городов, где есть метро, десятки, а в космосе побывали уже сотни людей. То есть подобные вопросы – заданные без всяких пояснений, провоцируют самые разнообразные конфликты. В целях предотвращения конфликтов вопросы, требующие перечисления при ответе (даже если это перечисление состоит всего из 2 — 3 пунктов), не должны допускаться до игры.

4. Какой пролив разделяет два материка?

Этот вопрос не имеет одного правильного ответа. Кроме Берингова пролива (его имели в виду) можно назвать Гибралтарский пролив. Поскольку подобные вопросы скрывают в себе потенциальный конфликт, они недопустимы в игре: вопрос должен быть сформулирован так, чтобы на него был только один правильный ответ.

5. Дайте характеристику кровеносной системы человека.

Подобные вопросы предполагают не просто ответ, а целое развернутое выступление-лекцию. Причем трудно определить даже минимум информации, которая должна прозвучать, чтобы ответ был признан правильным. А значит, любой ответ при желании можно назвать неполным и не дать участнику очка; в свою очередь, игрок может подать апелляцию, а это уже конфликт. Конфликта не будет, если не будет и вопросов, требующих подробного, обстоятельного, развернутого ответа. Такие вопросы пусть останутся только на уроках.

6. Кто и в связи с чем, сказал: «Велика Россия, а отступать некуда?». Как назывался, когда, где и по какой причине погиб самый большой пассажирский корабль?

К подобным вопросам вообще неприменимо слово «вопрос», взятое в единственном числе. Каждый такой вопрос — это сумма из двух, трех, а то и четырех самостоятельных вопросов. Когда в игре встречаются такие вопросы, всегда существует вероятность, что игрок ответит только на часть, а не на все вопросы. В этом случае ему может быть зачтено поражение, но это ведь не совсем справедливо. Чтобы не обижать игроков и не создавать напряженности в игре, в каждом вопросе должен быть только один вопрос.

7. Какой полуостров жалуется сам на себя? (Ямал}. Какой город летает? (Орел). В каком городе живет один мальчик и сто девочек? (Севастополь).

Подобные вопросы более точно было бы назвать загадками. Загадки, конечно, великолепное средство для развития ассоциативного. логического мышления. Но это уже иной жанр. Присутствие подобных вопросов в игре равнозначно ситуации, когда четвертым в упряжку лошадей запрягают верблюда. Поэтому в игре или все вопросы должны быть загадками, или их не должно быть ни одной.

8. Сколько горошин может войти в пустой стакан ? Почему заяц, бегает? Чем заканчиваются день и ночь?

Подобные вопросы можно назвать вопросами-шутками, вопросами-розыгрышами. В каждом таком вопросе заключен второй смысл, и задача отвечающего этот смысл отыскать. (То есть надо догадаться, что горошины холить не умеют, что заяц бегает по лесу, что в конце слов «день» и «ночь» стоит мягкий знак). Если игрок не видит «закавыки» и пытается отвечать серьезно, над ним просто смеются. Когда подобные шутки вдруг оказываются в соседстве с серьезными вопросами, они «выбивают из колеи» участников игры, игроки просто не успевают переориентироваться. Эти вопросы лучше не брать для эрудиционов, лучше приберечь их для веселых вечеринок.

9. Кто по национальности А. Розенбаум?

Подобные вопросы просто неэтичны. Задавать их — значит демонстрировать определенный уровень воспитанности. Заставлять детей отвечать на такие вопросы — значит, прививать им обывательское мышление и дурной вкус.

10. В какой стране происходит действие сказки А. Линдгрен «Волшебный голос Джельсомино»? Как назывался пароход, на котором Магеллан совершил кругосветное плавание?

А это элементарно безграмотные вопросы. Астрид Линдгрен никогда не писала о Джельсомино, а Магеллан не плавал на пароходах.

Любая (фактическая, стилистическая) ошибка - это пощечина самой идее интеллектуальных игр.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.