Здавалка
Главная | Обратная связь

Народнохозяйственной эффективности грузового транспорта и ее показатели



 

Понятие потребностей в перевозках грузов является исходным в оценке народнохозяйственной эффективности грузового транспорта.

Потребности в перевозках грузов - масса материально-товарных ценностей в их натурально-вещественной форме, которые подлежат транспортировке по сети путей сообщения общего пользования из пункта отправления в пункт назначения. Они представляют предъявляемые транспортным предприятиям и организациям грузы в порядке поставки продукции (товаров) потребителям, реализации продукции (товаров) с предприятий материально-технического снабжения, заготовок, оптовой торговли, разбронирования резервов, импорта продукции, международного транзита и реэкспорта импортируемой продукции.

Для объективного изучения деятельности по формированию и удовлетворению потребностей в перевозках общий объем потребностей в перевозках -ой продукции должен быть представлен как совокупность потребностей в перевозках конкретным видом транспорта (T), в конкретной корреспонденции (пункт отправления - i и пункт назначения - j), в конкретный период времени (t) в границах отчетного периода, т.е.

.

Но всех случаях эти натуральные, условно-натуральные и стоимостные показатели деятельности предприятий и организаций конкретных отраслей народного хозяйства, не учитывают, что наблюдение за перевозками базируются на иных принципах. Необходимо уже на этапе наблюдения за деятельностью предприятий сферы производства и сферы обращения обеспечить переход от показателей потребностей в перевозках продукции к показателям потребностей в перевозках грузов: объем перевозок в тоннах, грузооборот, доход от перевозок, качественные показатели, исчисленные на отправку, тонну, тонно-километр.

При измерении требуемого объема перевозок грузов показателями потребности в перевозках в тоннах в целом и по отдельным группам поставок позволяет для периода достаточно большой продолжительности исчислить показатели степени удовлетворения потребностей в перевозках, а именно:

, ,

где , - отправлено всех грузов и конкретно продукции в корреспонденции .

Значения полученных показателей находятся в интервале (0; 1). Согласно

,

= 1,0, если удовлетворены все потребности в перевозках, и < 1,0, если какая-то часть потребностей в перевозках продукции неудовлетворенна.

 

Учет потребностей в перевозках грузов в системе наблюдения за работой предприятий железнодорожного транспорта опирается на систему планирования грузовых перевозок на сети железных дорог, отдельных полигонах и направлениях. Согласно ей разработанный для текущего управления план перевозок грузов - это тот объем потребностей в перевозках, который должен быть удовлетворен железнодорожным транспортом исходя из возможностей железных дорог и сети в целом и экономической целесообразности железнодорожных перевозок конкретных партий грузов в конкретной корреспонденции в сложившихся условиях. Его объективность обеспечивается достаточно полным охватом при строгих требованиями к обоснованию объемов потребностей в железнодорожных перевозках, а конкретность - разработкой такой системы планов, в которых общеотраслевые задания по отправлению грузов конкретизируются вплоть до выделения транспортно-экономических связей, представляющих перевозку конкретного вида продукции от предприятия-грузоотправителя в адрес предприятия-грузополучателя. Он включает как годовые и квартальные планы перевозок, так и месячные развернутые планы, декадные заявки и задания на отправление грузов.

Показатель степени выполнения плана не является показателем степени удовлетворения потребностей в перевозках грузов.

Рассчитанный по формуле ,

где - фактический объем отправления, определяемый по принятым к перевозке отправкам,

- запланированный объем перевозок, определяемый по позициям плана перевозок,

.

он имеет факторную модель вида: ,

где - степень выполнения плана по конкретной позиции плана перевозок, - плановый объем перевозок по конкретной позиции плана, - размер отправления по случайным транспортно-экономическим связям по отношению к объему плана перевозок,

из которой следует, что его величина будет больше единицы при условии, если недовыполнение по одним позициям плана ( ) перекрывается перевыполнением по другим ( ) и объем случайных перевозок скомпенсирует недовыполнение по запланированным перевозкам ( ).

Чтобы реагировать на все случаи неполного удовлетворения потребностей в перевозках, определенных с учетом возможностей железнодорожного транспорта, должно вестись наблюдение за фактическим объемом в пределах планового задания.

Принцип определения фактического объема в пределах планового задания в случае конкретной транспортно-экономической связи:

При таком наблюдении формируются показатели объема перевозок в пределах плана - , объема перевозок сверх плановых заданий и объема случайных перевозок . Сравнивая их уровни с уровнем планового объема перевозок будем иметь следующие показатели - относительные величины:

степень выполнения плановых заданий ,

который, согласно , где , равен 1,0, если плановые задания выполнены по всем позициям плана, а по некоторым и перевыполнены;

относительный размер сверхплановых перевозок

,







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.