Здавалка
Главная | Обратная связь

Остатки мусульманской армии направляются к Ухуду



После отказа лицемеров повиноваться и их ухода пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с оставшимися семьюстами воинами продолжал двигаться на врагов, лагерь которых во многих местах перекрывал собой дороги, ведущие к Ухуду Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто приведет нас поближе к ним так, чтобы мы с ними пока не встретились?” Абу Хайсама, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я, о посланник Аллаха” – и повел мусульман по короткому пути, который проходил по харре рода бану хариса и их земельным участкам, и мусульмане обошли многобожников с востока.

Двигаясь по этому пути, воины прошли по участку слепца Марба‘а Кайзи, который относился к числу лицемеров. Почувствовав, что рядом проходят войска, он поднялся со своего места и начала бросать в лица мусульманам землей, говоря: “Я не разрешаю тебе заходить на мой участок, даже если ты и посланник Аллаха!” Люди хотели убить его, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не убивайте его, ибо слепы и сердце его, и глаза!”

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал движение, пока не остановился в одном из ущелий горы Ухуд на склоне вади, где разбил свой лагерь, повернувшись в сторону Медины и оставив позади себя гору Ухуд. Таким образом, вражеская армия оказалась между Мединой и мусульманами.

План обороны

Там посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подготовил свое войско, выстроив его в боевые порядки. Из числа воинов он отобрал отряд искусных лучников в составе пятидесяти человек, поставив во главе его Абдуллаха бин Джубайра бин ан-Ну‘мана аль-Ансари аль-Ауси аль-Бадри, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал им сосредоточиться на склонах горы, стоящей на южном берегу вади Канат и впоследствии получившей название “Джабаль ар-румат” (Гора лучников). Эта гора находилась к юго-востоку от лагеря мусульман на расстоянии примерно ста пятидесяти метров от пункта управления исламской армии.

Цель этого разъяснил сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который обратился к этим лучникам и сказал их командиру: “Отгоняйте от нас кавалерию стрелами, чтобы она не зашла к нам в тыл. Оставайтесь на своем месте независимо от того, побеждать мы будем или проигрывать, а мы будем знать, что с вашей стороны на нас не нападут”.[Ибн Хишам, 1/65–66.] А после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал лучникам: “Защищайте нас сзади и не приходите к нам на помощь, даже если вы увидите, что нас будут убивать, если же вы увидите, что мы захватили добычу, не присоединяйтесь к нам!” [Об этом сообщается в хадисе, передаваемом со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который приводят Ахмад, ат-Табарани и аль-Хаким. См.: “Фатх аль-Бари”, 7/350.] В той версии этого сообщения, которую приводит аль-Бухари, говорится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если (даже) увидите вы, что нас клюют птицы[То есть если увидите вы, что мы уже мертвы и хищные птицы терзают наши тела.], не покидайте своего места до тех пор, пока я не пришлю к вам гонца, и если увидите вы, что мы разбили этих людей, не уходите (отсюда), пока я не пришлю к вам гонца!” [“Сахих” аль-Бухари, “Книга джихада”, 1/350.]

Поставив этот отряд на горе и отдав столь строгие приказы, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закрыл для кавалерии многобожников единственный путь, которым они могли воспользоваться для нападения на мусульман сзади и начать их обход и окружение.

Что же касается прочих частей войска, то командовать правым крылом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назначил аль-Мунзира бин Амра, а левым – аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, помогать которому должен был аль-Микдад бин аль-Асвад, да будет доволен ими Аллах. Аз-Зубайр должен был сдерживать атаки кавалерии мекканцев под командованием Халида бин аль-Валида. В первые ряды мусульман были поставлены лучшие воины, известные своим мужеством и отвагой и стоившие тысяч других.

Это был мудрый и точный план, в котором нашла свое выражение гениальность пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как военачальника, и никакой другой военачальник, какими бы выдающимися способностями он ни обладал, не смог бы разработать более точного и мудрого плана. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, занял на поле боя наилучшую позицию, несмотря на то что пришел туда позже врага. Справа и сзади его войска были защищены горами, а слева и с тыла он перекрыл единственный путь нападения на свои войска во время боя. Свой лагерь он устроил на возвышенности, что само по себе могло служить мусульманам защитой в случае поражения и избавляло их от необходимости бегства, в результате которого они могли бы попасть в руки преследующего их врага и оказаться в плену. Кроме того, это позволяло нанести врагам тяжелые потери, если бы они вздумали занять его лагерь и приблизиться к нему. С другой стороны, его действия вынудили врагов занять позиции в низине, в результате чего в случае победы им было бы весьма затруднительно воспользоваться ее плодами, а в случае поражения им было бы так же трудно уходить от преследования мусульман. И, наконец, численное превосходство врага посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, компенсировал тем, что выбрал из числа своих сподвижников лучших и самых смелых людей, известных своей доблестью.

Так завершилась расстановка сил в армии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в субботу утром седьмого числа месяца шавваль третьего года хиджры.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.