Стадии и уровни развития производственного коллектива работников предприятия
В разные периоды жизнедеятельности различают разные уровни и качественные состояния развития коллектива, характеризующиеся относительной однородностью в течение некоторого периода времени. Уровням развития коллектива соответствуют определенные стадии, которые характеризуют его с качественной стороны. Различают три основные стадии развития коллектива:[2] 1) стадию первичного синтеза; 2)стадию дифференциации; 3)стадию окончательного синтеза. Соответственно им устанавливаются три уровня развития коллектива: низший, средний и высший. 1. Стадия первичного синтеза является начальной, коллектив только создается, формируется. На этой стадии люди присматриваются друг к другу. В этот период идет адаптация членов коллектива к условиям труда, руководителю, его требованиям, друг к другу. 2. На стадии дифференциации завершается взаимное 1. Наиболее сознательные и деятельные люди образуют 2. Группа добросовестных исполнителей.Эти люди понимают и честно выполняют свои обязанности, сознают необходимость дисциплины, но голоса своего не подают, инициативы не проявляют. 3. Группа пассива.Это люди, которые стремятся делать 4. При некоторых условиях может образовываться группа дезорганизаторов,мешающих работе коллектива. 5. Ложные активисты. На стадии окончательного синтеза образуется действительная общность установок и интересов, единство воли. Синтетической стадией не завершается развитие коллектива, хотя оно может быть и не таким быстрым и не таким заметным для наблюдателя, как на предыдущих ста днях. Его дальнейшее развитие связано с совершенствованием труда, возрастанием творческих элементов в нем, ростом культуры человеческих отношений, совершенствованием деятельности общественных организаций и руководства. Стадиям развития коллектива соответствуют определенные уровни. Хотя развитие и есть непрерывный процесс, все же можно выделить относительно однородные по качеству состояния коллектива, которые по времени занимают довольно заметные отрезки. Эти качественные состояния и есть уровни развития. В качестве критериев уровней принято использовать: 1) единство помыслов и действий членов коллектива; 2) активность в реализации коллективных целей. Низший уровень развития коллектива характеризуется как формальная внешняя целостность. На этом уровне цели коллектива принимаются всеми, но личные мотивы их достижения могут не совпадать с общественной направленностью. Средний уровень характеризуется активизацией коллектива. Теперь имеет место не только единство воли руководителя и актива, но и поддержка их деятельности большинством. Однако на этом уровне еще сказывается тормозящее влияние недобросовестных работников. Противоречия между различными группами приводят к конфликтам, которые, однако, успешно разрешаются. В деятельности организации имеются падения и подъемы, т.е. известная неравномерность. Для высшего уровня развития коллектива характерно единство мыслей и воли всего коллектива, господство порядка и социальной дисциплины. Складываются отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, каждая личность ощущает ответственность за себя и за всех, в отношениях между людьми господствуют уважение и доверие. Эффективность деятельности коллектива самая высокая. Поскольку решающим фактором в жизни коллектива, его развитии являются личностные качества работников, то вполне естественно на первое место выдвигается вопрос подбора кадров, т.е. состава членов коллектива, их правильной расстановки и воспитания. Если коллектив создается вновь, то очень важно подбирать кадрыруководителей в соответствии с требованиями оптимального руководства. Когда руководители (т.е. управление) и коллектив подобраны, то первоочередной задачей станет привлечение людей в актив. Важно не допускать в актив ложных активистов и правильно определить типы ролей в команде.[3] Одной из самых известных классификаций типов ролей в команде является классификация Белбина. Белбин выделял восемь типов ролей в команде в зависимости от социально-психологических особенностей личности. 1. Исполнитель. Это член команды, выражающий ее сущность, потому что цели Исполнителя идентичны целям команды. Часто исполнитель является именно тем, кто выполняет задания, которые другие не всегда хотят выполнять. Исполнитель систематически составляет планы и эффективно претворяет их в жизнь. Стиль Исполнителя в команде — организация работ. Он может иметь недостаток гибкости и не любит непроверенные идеи. 2. Координатор. Этот тип организует работу и использование ресурсов в соответствии с групповыми целями. Координатор имеет ясное представление о сильных и слабых сторонах команды и работает с максимальным использованием потенциала каждого члена команды. Координатор может не обладать блестящим интеллектом, но он хорошо руководит людьми. Главная черта характера Координатора — 3. Формирователь. Это другой, предпринимательский тип члена команды. Он формирует усилия команды через установление целей и 4.Генератор идей (мыслитель). Это сосредоточенный на 5. Исследователь ресурсов (разведчик). Это ориентированный на внешний мир, собирающий ресурсы тип генератора идей. Разведчик изучает проблему и предлагает возможные решения с учетом существующего опыта, создает для команды полезные внешние связи. Он обычно знает, как примирить интересы людей с общественными интересами. Стиль построения команды Исследователя ресурсов — создать сеть и собрать полезные ресурсы для команды. Разведчики могут терять интерес к проблеме, стоит только пройти первоначальному увлечению. 6. Оценщик.Оценщик объективен при анализе проблем 7. Коллективист.Коллективист играет роль, ориентированную на отношения, поддерживающую. Это чрезвычайно популярный тип среди высших менеджеров. Коллективист благоприятно действует на командный дух, улучшает межличностное общение, сводит к минимуму конфликты. Стиль построения команды Коллективиста — поддерживать отношения внутри команды. Он может быть нерешителен в момент кризиса. 8. Доводчик (завершающий работу).Доводчик продвигается вперед и настаивает на данном плане, проекте или предложении, когда энтузиазм других членов команды исчерпан. Доводчик является тем, кто хорошо планирует, выполняет и доводит до конца решение проблемы. Он раздражается, если команда отстает от графика, и теряет удовлетворение С первых лее шагов перед коллективом следует поставить ближайшие и отдаленные цели, обозначить перспективы деятельности организации. Этим общественно значимым целям должно быть подчинено все. Работника следует оценивать по тому, как он относится к целям коллектива. Борьба за реализацию целей должна вести к удовлетворению материальных, моральных и культурных потребностей людей. Умелое материальное и моральное стимулирование,, в сочетании с хорошо поставленной воспитательной, работой ведет к более быстрому развитию коллектива и каждой личности. И наконец, чем выше требования к коллективу и доверие к нему, тем активнее становятся люди, они начинают работать творчески, благодаря чему повышается эффективность социальной группы и ускоряется ее развитие. В воспитательной работе особое внимание следует обратить на людей, дезорганизующих жизнь и труд коллектива. Недисциплинированность отдельных работников, халатность и неряшливость на производстве снижают общую эффективность, ведут к непроизводительным потерям рабочего времени, выпуску продукции низкого качества, чем наносится большой ущерб обществу, коллективу предприятия и каждому его члену. В управлении персоналом важно не только подобрать «нужных» для предприятия людей, но и вовремя освободиться от «ненужных», не способствующих успеху дела. Понятие функции включает комплекс задач, направленных на достижение одной или нескольких целей производственной и общественной деятельности трудового коллектива. К основным функциям относятся:[4] - производственно-экономическая; - социальная; - психологическая; - воспитательная. Деление функций по группам является совершенно условным и может изменяться в зависимости от целей. Содержание производственно-экономической функции трудового коллектива включает следующие основные направления: 1) участие членов коллектива в разработке и обсуждении проектов перспективных и текущих планоэкономического и социального развития; 2) контроль за ходом выполнения планов и договорных Воспитательная функций заключается: 1) в привлечении членов коллективами управлению его делами и делами общества, развитие общественной активности; 2) в развитии производственной демократии; 3) в создании здорового морально-психологического климата. Социально-психологическая, функция включает: 1)прогрессивное развитие социальной структуры коллектива; 2)улучшение внутриколлективных межличностных отношений. Взаимосвязь между функциями трудового коллектива можно проследить на примере деятельности, направленной на ускорение научно-технического прогресса, внедрение в производство достижений науки, новой техники, передовой технологии, научной организации труда и управления. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|