Здавалка
Главная | Обратная связь

Иногда нам страшно.



 

Комната. Мебель. За столом сидят Старик_2 и Старик_1. Небольшая бутылка водки и пара стаканов.

 

СТАРИК_1. Нет, Андрей Ильич. Такая вот жизнь – это хорошо. Мы, по-моему, так и должны жить.

СТАРИК_2. Что хотите говорите, а мне это всё равно напоминает скорее гетто, чем рабочее общежитие нашей с вами молодости. (Предостерегая возражения). Нет, я всё понимаю. Нам есть здесь с кем поговорить… повспоминать… с нынешними молодыми людьми (исключая нашего Молодого_человека, конечно) можно поговорить в лучшем случае о каком-нибудь Мерилине Мэнсоне, или о ценах на кеды.

СТАРИК_1. Ну, предположим, цены на кеды в их возрасте нас интересовали тоже больше, чем всё остальное…

СТАРИК_2. Это тогда, а что сейчас? Боюсь то, что для них является прогресс Ом – для нас деградация. Мы что, прожили каждый по 70 лет для того, чтобы прогрессивность Такеши Китано обсуждать? Посмотрят, как на дураков – и, заметьте, правильно сделают. А анализировать творчество Китано в сравнении со скажем, Пырьевым… мне кажется, для них слишком здорово. Это не укладывается в традиции «нью эйдж»[3].

СТАРИК_1. Возможно. Но всё равно это не повод уезжать и отправляться туда, где…

СТАРИК_2. …туда, где у меня дом. Понимаете?

СТАРИК_1. Дом, Андрей Ильич, там где понимают… Помните, как нам запрещали даже думать об этом? Потому что это – ТАК. Дом именно там, где понимают. А где вас понимают лучше. Чем здесь? Здесь, может быть не с кем поговорить, потому что у всех такие же проблемы. Но я вот, к примеру, хожу и смотрю по сторонам, и чувствую, что за каждой дверью молчит Понимание.

СТАРИК_2. Но почему молчит-то? Василий Саныч, вы поймите, я не нытик… просто иногда голоса человеческого так не хватает… Особенно – знакомого. Родного…

СТАРИК_1. Ну да.

СТАРИК_2. А, так что же я? Вот, может, всё-таки – по маленькой?

СТАРИК_1. Нет, давайте на завтра перенесём. Сегодня уже поздно, а мне ещё почитать хотелось. Не обидитесь?

СТАРИК_2. Да с чего тут обижаться? Не последний день живём… и отсюда вы никуда не денетесь, Василий Саныч? Так?

СТАРИК_1. Точно так! Ну, счастливо! И не впадайте в меланхолию! Времени свойственно идти и проходить, а нам – оставаться… (Уходит).

 

Комната. Мебель. Старик_2 сидит один за столом. На столе – небольшая бутылка водки, стакан, фильмоскоп. Старик_2 крутит ручку, на противоположную стену проецируется детский фильм о Гензель и Гретель.

 

СТАРИК_2. Складывается по-разному…

Приходят люди.

Разговаривают.

И вроде ничего страшного, но – страшно.

Потому ли, что они уходят, а ты – остаёшься?

Или потому, что кроме тебя и бесконечности в комнате больше никого?

Скатерть – страх,

Покрывало – страх,

Постель – страх,

Часы – самый большой страх, потому, что кроме стрелок в комнате ничто больше не движется.

Дверь скрипит – и больше никто не разговаривает…

Зеркало смотрит на тебя,

А больше никто и не смотрит…

…смотрю, а часы – остановились. Прямо за его спиной. А он смотрит вот так на меня и осторожно так, вежливо так спрашивает – «вам что, у нас в городе плохо живётся?» Думал – убьют, или отправят сейчас прямо вот из этого кабинета, а они – квартиру дали. Но часы остановились, когда мы поздоровались. Стрелка так – оп! И только бумаги шуршат на столах. Как молитвы. Как мёртвые слова…

Нам осталось только оформить покупки

до закрытия…

Из-за зеркала выходит Посторонний.

СТАРИК_2. К кому обратиться?

Кому жаловаться на одиночество?

Кому рассказать о Молчании?

Где спрятаться от широченной, жаркой как дыхание, ленивой, как смерть, Бесконечности?

Десятки вечных огней по всей стране –

В такие вот ночи особенно чувствуешь, как их мало –

И живых-то не согреть,

А не то что мёртвых…

Окна с запахом медикаментов

Лекарства со вкусом окон

Земля прыгает на подоконники

Ползёт всё ближе

Спишь, закрывая от мира самого себя.

Говоришь

И понемногу привыкаешь оглядываться через плечо

 

Старик крутит ручку дальше. В фильме начинают мелькать чёрно-белые кадры послевоенной хроники. 50-е. 60-е. Плакаты с Брежневым. Машины. Полные людей, едут по дорогам. Пыль. Поля. Улыбающиеся мальчики. Колхозницы. Рынки. Студенты. Из-за шкафа появляется Старик_1

 

СТАРИК_1. Страшно?

СТАРИК_2. Страшно.

СТАРИК_1. Херня это всё. Пошли змея пускать?

 

Старик_1 вынимает из-за пазухи змея с фотографией Старика_2.

 

СТАРИК_2. Был маленьким, точно знал, чего бояться. Знал, что делать. Убегал далеко-далеко…

Уезжал от темноты на велосипеде,

Чиркал спичками тайком от родителей,

Покупал фонарики,

Ловил свет солнца в бутылочные осколки.

Кончились светящиеся камушки,

Вытекли батарейки,

Свет в комнате только от телевизора –

Это больной свет.

Устали асфальты. Не держат.

Запутались тропинки. Не выведут.

Птицы лгут – ОНИ НЕ ЗНАЮТ, КУДА МНЕ ИДТИ!!!!!!

За домом – свалка, а за свалкой никогда ничего и не было.

 

Под одеялом на кровати лежит Старая_Женщина. Она поворачивается к Старику_2.

 

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Как к вам обратиться?.. А может, и не стоит? Что делать с вами, кроме как умереть рядом?..

СТАРИК_2. Слушать, как горизонты растут – далеко-далеко…

Отец рассказывал,

Что за старыми полями есть Деревня, где живёт солнышко…

Дорога к солнцу заросла гнилым зерном,

Мёртвым щавелем…

Слепые петухи живут там,

Глупые пастухи-дурачки живут там,

Нет деревень,

Есть телевизоры…

Все дороги покрыты следами тех, кто шёл, да не вышел…

А в наших домах остались только фотографии…

В наших руках остались только старые суставы…

 

Старая_Женщина, Посторонний, Старик_1 становятся за спиной Старика_2.

Вместе:

 

Знаем Реку,

Живём долго,

Покажем Дорогу.

Успеем к закату,

Дойдём до сумерек,

Подарим последнее,

Отберём всё…

 

В комнату входит Молодой_человек. Он включает свет, и оказывается, что в комнате, кроме него и Старика_2, никого нет.

 

Молодой_человек. Всем бывает страшно. Долгое время кажется, что ничего не изменится, а потом… потом начинаешь понимать. Был человек. Умрёт человек. Ничего не останется. Только дома, которые пойдут на слом…

СТАРИК_2. Страшно. Всё меньше остаётся. Всё меньше и меньше. И постоянно, постоянно – звонки. Телеграммы. Никогда ничего хорошего. Здесь умер. Там заболел. А чаще – вообще ничего. И не знаешь – один ты или есть ещё кто-то. И думаешь, сидишь и думаешь – а что вообще есть? Что вообще было? Кого-то видел. Где-то побывал. Для чего? Для кого? Пара человек улыбнулась тебе из зрительного зала. Подарили несколько букетов цветов – сейчас они давно впитались в землю, в которую вот уже несколько лет пора впитываться тебе…

Молодой_человек. Не надо. Мысли есть. Слова есть. Вы есть. Ваши глаза. Пока видите – есть что-то настоящее.

СТАРИК_2. А если видишь что-то страшное? Если кажется, что остались только пыльные намёки на то, что зажился. Мол, там-то наверху, все уж и собрались. И стол накрыт давно – одного тебя ждут? Мысли. Говорите… мысли, они имеют тенденцию время от времени становиться невесёлыми…

Молодой_человек. Ерунда. Если видно что-то плохое – надо просто включить свет. Всё. Что в сумерках, всё, что в темноте – всё ненастоящее. Всё кажется. Просто – свет. И всё.

СТАРИК_2. Вам легко говорить… как включить свет, если, как в детстве – страшно встать, и дойти сквозь тёмный коридор до выключателя?

 

Молодой_человек внезапно сильно закашливается. Сквозь прижатую ко рту ладонь с платком брызжет кровь.

 

Молодой_человек.(Сквозь кашель). Извините. Секунду… Сейчас…

 

Выключает свет. Кашель стихает. Свет снова загорается – молодой_человек стоит как был. И никакой крови. Только немного дрожит рука.

 

Молодой человек.Видите? Просто включить свет…

 

Молодой_человек подходит к столу. Выбрасывает стакан и бутылку в открытое окно.

 

Молодой_человек.Хватает стресса и оттого, что мы просто смотрим по сторонам. Каждый новый взгляд несёт новые впечатления. Такие волнения – то, что останется навсегда. А после водки остаётся только похмелье и чувство, что даже то самое лучшее, что случилось с вами, было не на самом деле. Здорово быть живым. Всё остальное делает нас похожими на мёртвых. Обещайте, что у вас всегда будет светло?

СТАРИК_2. Могу поклясться.

Молодой_человек. Зачем клясться? Клятвы нужны только богам – а мы сделаны по их образу и подобию. Поэтому вряд ли наши клятвы значат больше, чем наши слова.

 

Уходит. Следом за ним семенит кот, держа в зубах окровавленный платок.

 

К о н е ц ч е т в ё р т о й к а р т и н ы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.