Никто не остаётся один. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Комната. Вечер. Никого нет. Потом входят, держась за руки, Старая_женщина и Старик_3. Кладут доску, расставляют шахматы. Едва садятся,
Стук в дверь
раздаётся стук в дверь. Входит Старик_1 с букетом цветов.
СТАРИК_1. Пустите зрителя? СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Почему нет? Я не против. СТАРИК_3. Заходите. Ваш ход, Лиза. СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Так… вчера играли вполруки… сегодня – держитесь! СТАРИК_3. (Старику_1). Не может привыкнуть к поражению. Настоящий игрок. Потрясающе. Вот, как говорит наш Молодой_человек, этот бы атом, да в мирных целях… СТАРИК_1. А я как раз поговорить об этом хотел… вот расскажите мне, товарищи, откуда он взялся? СТАРИК_3. А что? СТАРИК_1. Для, как он сам любит говорить, образования. Нет. Вы не подумайте чего – я не против… просто интересно. Он ведь даже имени своего не назвал. СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. И что с того? К нам много кто приходит, забыв представится. (Хихикнув). Думают, наверно – всё равно забудем. Так что ж утруждаться? Зато от него конкретная польза. Хотя вы правы, он – странный. Даже, я бы сказала, больше, чем странный.
В окно стучит Старик_2. Получив приглашение войти, в х о д и т.
СТАРИК_2. О чём секреты? СТАРИК_3. Василий Саныч пробует прощупать нашего Молодого_человека на предмет принадлежности к агентуре иностранной разведки. Кажется ему. Что тот имеет к нам шкурный интерес. СТАРИК_1. Да не то чтобы… но вроде как именно так. СТАРИК_2. Ну, насчёт шкурного интереса – вряд ли. (Усмехается). С нашей с вами шкуры можно только перхоти настричь. СТАРИК_3. Да и я о том. СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Ходите, что ли? СТАРИК_3. Хорошо. (Заглядывает под стол, ставит ладью). Мат. СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Неплохо. А теперь уберите шпаргалку и попробуем ещё раз. Вы думаете, я настолько предана любимой игре, что не замечаю ничего на свете, в том числе, как вы смотрите в книжку «Играй, любитель!», которая лежит у вас на коленях? СТАРИК_2. Это вас Молодой_человек научил? СТАРИК_3. Не совсем. Он подсказал, где купить. Я просто учить наизусть не стал. СТАРИК_2. Зря. Память надо развивать. Кстати, а куда вы поедете в свадебное путешествие? СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Домой. Знаете, больше всего на свете хочется домой. Вот если бы подошёл кто, и спросил: вот станешь ты, Елизавета доброй волшебницей – что сделаешь в первую очередь? Скажу – домой поеду. Сяду в поезд и начну медленно приближаться. И чувствовать, что с каждым деревом, с каждым полем. С каждым мостом я всё ближе. А потом – улица… нет, сперва вокзал. Лимонаду куплю. Потом сяду троллейбус. Место уступят. Сяду у окошка и поеду – а там плакаты будут на улицах, скамейки полуободранные, асфальт под колесом… голуби, лужи. А потом – дома. Я ведь у самой остановки живу. И спать буду как убитая (раньше-то троллейбусы мешали. Воют под самыми окнами) – потому что буду знать – на каждом таком троллейбусе кто-то возвращается домой. Поэтому обижаться нельзя. СТАРИК_1. Точно… обижаться нельзя. А ведь знаете что? СТАРИК_2. Что? СТАРИК_1. Никто никогда – ни один из нас – не останется больше один. Вокруг всегда будут люди. СТАРИК_2. Точно. В основном медсёстры. И с каждым годом их будет всё больше. А потом… СТАРИК_1. Смешно, Андрей Ильич. Но я немного не об этом. СТАРИК_2. Вы о друзьях? Простите. Просто это немного банально… СТАРИК_1. Да нет. Я об этом всё Молодом_человеке. Он постоянно с нами о чём-то говорит. Мы ему что-то рассказываем, он нам что-то объясняет – вроде о простых вещах говорим, а я вот… не знаю, как вы, а я после него потом долго думаю. И начинает мне казаться. Что внутри меня тоже что-то растёт. Какое-то… это больше похоже на… СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Небо. СТАРИК_2. Неплохо. Я бы. Конечно, съязвил насчёт цирроза. Или грудной жабы – мне по возрасту простительно, но я промолчу. Тем более, что и со мной тоже нечто подобное происходит. СТАРИК_1. Он мне как-то рассказал про радио. Мы его воспринимаем так хорошо потому, что радио – это горизонт, протянувшийся от одного старика до другого. Мы слушаем одни и те же передачи, и потом говорим о них. Мы стараемся, чтобы нам было о чём говорить. А ведь нам и без того есть о чём говорить – даже если это не воспоминания. Просто мы об этом забываем. Молодые люди смеются над болячками и пропускают мимо ушей всё, что менее сильно по ощущениям, чем последний фильм ужасов Тоба Хупера. СТАРИК_2. Что за фильм ужасов? СТАРИК_1. Не знаю. Наткнулся как-то в газете. Называется «Истребление по-техасски с помощью механической пилы». СТАРИК_2. Да, в сравнении с этим монетизация льгот как-то проигрывает… в видеопрокат, что ли сходить? СТАРИК_1. Ещё мне интересно – следствием ли возраста, или общения с новым человеком является то, что мы начали взрослеть? СТАРИК_3. Что вы имеете в виду? СТАРИК_1. Ну вот вы решили пожениться… СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Согласна. Взять замуж такую фурию, как я – поступок не мальчика, но мужа. СТАРИК_1. Андрей Ильич почти перестал пить и сам засыпает по ночам… У меня гораздо меньше глупых мыслей… нам всем только на пользу – что? Стареть? Старость – наиболее естественное состояние организма, который не может находиться в гармонии, и поэтому погибает? СТАРИК_2. Организм погибает в одиночестве. СТАРИК_1. Взросление – естественная реакция организма, потому что дети – самодостаточны? СТАРИК_3. А потом наступает период, когда человеку снова кто-то нужен. СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Например, молодой человек. Не смотрите на меня так, развратники! Вы прекрасно понимаете, что я имела в виду. СТАРИК_2. Ну да. Хотя бы и в таком смысле. Но для этого снова необходим период взросления. СТАРИК_1. Переоценки ценностей. СТАРИК_3. Как старые мастера кун-фу. Они входили на седьмом десятке лет в зал, надевая перед учениками белый пояс в знак того, что он – снова в начале пути.
Открывается дверь. За ней стоит молодой_человек.
Молодой_человек. Не заперто. Значит – можно войти? СТАРИК_2. Да. Конечно! СТАРИК_1. Пожалуйста! Молодой_человек. Я хочу рассказать вам кое-что. Я однажды сидел дома и ждал маму из института. Она училась, у неё было мало времени. И тут по телевизору показали мультик про кота. Кот пришёл к детям. Когда они грустили без мамы. Детям было скучно. И кот вышел из стены и стал играть с ними. И они играли до самого прихода мамы, поставили на уши весь дом. СТАРИК_2. Рыбка… СТАРИК_1. Точно. Я тоже смотрел. Там в конце мама смотрит на аквариум, а он перевёрнут вверх дном, рыбка торчит, под плавником – катафота стрелочника, и изо рта у неё свисток. И лицо у неё совершенно потерявшееся СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Она ещё говорила «рыбы не говорят. Это бред» Молодой_человек. Вы очень хорошо сказали – «никто не остаётся один». Мы все достаточно умные люди… чтобы не бросать (кашляет)… друг друга.
В полуоткрытую дверь входит кот.
Молодой_человек. Смотрели «Обыкновенное чудо»? Мне там нравится один момент… когда Катя Симонова выходит и говорит – «сегодня я умру». И сразу сказка конча… (кашляет). Кончается. Сегодня я умру. Никто и никогда не увидит меня. Никого не станет заботить моя смерть. Мало кто вспомнит, что на планете Земля жил молодой_человек вроде меня. Солнце взойдёт. И смерти снова не будет никогда-никогда. СТАРИК_2. Да ладно вам, молодой_человек! Вы-то уж точно переживёте любого из нас! СТАРИК_1. Да, в самом деле… Молодой_человек. Нет. Это точно. Я хочу попросить у вас прощения. Я в своё время пришёл к вам потому, что, как мне казалось, так будет правильно. Нельзя и нечего делать мне с такими же, как я. Ровесники должны заниматься своими делами. Знаете, хорошие самоубийцы всегда выбирают ночь. Утром всё легче воспринимается. А ночью никто никого не слышит. У вас темно… было темно, так мне с улицы показалось. А за это время… я понял. У вас тоже идёт процесс взросления. СТАРИК_2. Вот оно что… СТАРИК_3. Мы рады, что не оправдали ваших ожиданий. СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Так и есть. Вы пришли для того, чтобы тихо скончаться в обществе тех, кому и так немного осталось? Думали, так будет лучше?
Молодой_человек кивает и кашляет.
СТАРИК_3. Позвольте вам не поверить, молодой_человек. Именно с вашим приходом у нас кое-что начало меняться к лучшему. Я бы сказал, что ваша сила… СТАРИК_1. Да, ваш талант? Вы помогаете людям? Молодой_человек. Это не талант. Это просто жизнь. Просто та жизнь, которая у меня оставалась. И та, что по-прежнему есть в вас. Понимаете, жизнь не кончается. Каждый из нас бессмертен, как эльф. Жизнь можно только прервать. Насильственно. СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Я понимаю, мы имеем дело как раз с таким случаем? Молодой_человек. Умирать легко. Один мой друг – он ещё жив – так говорил. С тех пор, как у него умерли почти все друзья – кто от водки, кто просто – от жизни… с этих пор он её говорит всё чаще. Мне трудно будет умирать. Точно – трудно. СТАРИК_2. Здорово… и что теперь… о, простите, молодой_человек. Молодой человек. Ничего. Теперь – боюсь, что всё. Мало что можно сделать, если в организме что-то почти отсутствует. Но я хочу вас попросить ещё об одной вещи… СТАРИК_1. Вас надо похоронить? СТАРИК_2. Закопать под яблоней, у окон? Молодой_человек. Что-то вроде. Никто, кроме вас, повзрослевших вместе со мной во второй раз не знает, как важно, чтобы с тобой попрощались именно так, как тебе того хочется. Так, как ты придумал ещё тогда, когда ты был полон сил. И сидел с другом на качелях, которые летали до крыши дома и обратно. СТАРИК_1. Вы хотите, чтобы мы исполнили какой-то обряд? СТАРИК_3. Предупреждаю – я христианин и вообще… у меня скоро свадьба… Молодой_человек. Ничего сложного. Абсолютно ничего.
К о н е ц п я т о й к а р т и н ы.
6. Космос (в 2 частях). Пока молодой человек умирает, случилось два события. Они в какой-то мере иллюстрируют его смерть. Первое – у старого, неработающего фонтана Старик_2 спас жизнь коту.
СТАРИК_2. (целится в служащих из многострадального наградного пистолета Старика_1). Имейте в виду – я стрелял в последний раз году этак в 48, а тогда у меня всё было в порядке – и нервы. И реакция! Сейчас всё не так – поэтому могу шарахнуть просто потому, что что-то показалось! ОДИН ИЗ СЛУЖАЩИХ. У тебя с головой всё в порядке, дед? СТАРИК_2. Всё. А вам настоятельно рекомендую сменить работу – если вы, конечно, не по призванию трудоустроились… Кстати, если так – давайте-ка я на всякий случай выстрелю… ОДИН ИЗ СЛУЖАЩИХ. Идиот старый… ошейник на кота надень! Чтобы видно было, что чей-то… СТАРИК_2. А ты – чей? Что-то я не вижу на тебе ошейника с инициалами хозяина!.. Хватит испытывать терпение человека, который и войны-то толком не видел – а так хотелось кого-то защитить! (Направляет пистолет сначала в воздух, но потом передумывает, тщательно прицеливается и стреляет. Звук осыпавшегося лобового стекла. Кот отрывается от гигиены и с уважением смотрит на него). СТАРИК_2. (Оставшись с котом наедине). Вот так, брат… Твой хозяин похож на тебя… поговорили, и всё… Никто его не видел. Вы уходите умирать далеко-далеко, видимо. Чтобы ещё что-то увидеть напоследок. Или есть место на свете, где умирать легко, как говорил друг твоего хозяина? А? Эк они тебе лапу-то покарябали… ну на вас всё заживает… Знаешь?.. Я хочу тебе предложить кое-что… одну вещь. Давай станем братьями? Ты не против?
Кот чихает. Старик достаёт из кармана ножик, царапает себе палец. Прикладывает к кошачьей лапе. Проводит окровавленным пальцем по левой скуле, оставляя на лице индейскую красную полосу.
СТАРИК_2. Мы живём именно для таких вот моментов. При этом совсем неважно, сколько и где мы живём. Дай бог, чтобы таких моментов ещё хоть парочка осталась – на всю жизнь. Хотя я думаю, что останется. Если так вот жить – останется.
Событие №2 случилось после того, как в своей комнате был найден мёртвым Молодой_человек.
СТАРИК_3. Здесь? СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Непременно здесь! СТАРИК_3. Всё кувырком… СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Это кто мне говорит? Тот ли человек, что полчаса объяснял мне по телефону с пистолетом за поясом, что жить без меня не может? Может, мне пересмотреть своё решение? СТАРИК_3. Ни в коем случае! Кстати, я подумал о том, о чём вы, уважаемая, и думать забыли. СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. О чём это? СТАРИК_3. О музыке. Я, конечно, умею играть на гребёнке с бумажкой, но трудно делать это одновременно с разучиванием вальса новобрачных. СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. И что вы придумали? СТАРИК_3. Вы будете довольны.
Старик_3. достаёт из пластикового пакета небольшой магнитофон, подходит к старому пианино, снимает переднюю крышку и ставит внутрь технику. Включает.
СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Вы – гений! СТАРИК_3. Просто заранее слазал и разведал. Акустика – великая вещь. Как и пианино…
Старая_женщина и Старик_3 танцуют вальс на чердаке. У них получается – всё-таки они старые актёры. Где-то на третьей минуте в углу раздаётся кашель, они светят туда фонариком и видят Молодого_человека.
СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Молодой человек! А вас искали! Вы здесь! СТАРИК_3. Я, кажется, понимаю, в чём дело. Вы решили всё отменить, да? В смысле – похороны? Не утруждать стариков? Молодой_человек.Я просто хотел… не хотел мешать… СТАРИК_3. А вы никому не мешаете. Кстати. Наш с вами договор в силе. Посмотрели бы вы нынче на Андрея Ильича! Он у нас главный ревнитель традиций. Смотреть иной раз – боязно… ну да это всё так, наносное. В общем, нравится вам или нет, но мы решили соединить наши два события. Мы проводим вас и поженимся с Елизаветой Константиновной. Сочетаемся узами брака – тоже, в какой-то степени, навсегда. Как вам идея? Вполне в духе времени. В нашем, и, по-моему, вполне в вашем духе. Так как? СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. А всё. Он умер.
Вальс. Два старика стоят у окна. Вот и вся вычурность момента. Не много – но и в смерти тоже, если вдуматься, не очень-то много всего.
К о н е ц ш е с т о й к а р т и н ы.
7. Похороны – это весна. Лужи в человеческий рост. Как правило, холодно, но в конце длинного стола установлена буржуйка (из прорезанной стиральной машины и трубы несостоявшегося батискафа). Ветер, но рядом с окном курит, как паровоз, Старик_2 с красной полоской, и ветер никому не мешает – напротив, он даже кстати. На праздничном столе, уставленном закусками и бутылками, лежит завёрнутый в несколько полотенец. Молодой_человек. За столом восседают новобрачные. Вокруг сидят гости – Старик_1, и уже упоминавшийся Старик_2.
СТАРИК_2. Здоровье молодых! Горько! СТАРИК_1. Горько! СТАРИК_2. Мир праху мёртвого человека! Горько! СТАРИК_1. Горько… что-то вы, Андрей Ильич, совсем того… какое «горько»? Это ж свадебный, так сказать, клич… а вы туда же его? СТАРИК_2. Что есть смерть, как не венчание с небом? Что есть прах, как не жених земли? Не мешайте, Василь Саныч – я впервые чувствую, что постоянно говорю в тему. Кстати – я тут откопал одну книжку… СТАРИК_3. (Поворачиваясь к ним от новобрачной). Интимного содержания? СТАРИК_2. В какой-то степени. Кастанеда. Путь воина. Индейцы, и всё такое прочее. Фенимор Купер для повзрослевших. СТАРИК_1. И как? СТАРИК_2. (Громко). Сегодня в иной мир уходят сразу трое! Горько! СТАРИК_1. Понятно… надо почитать, что ли… СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Кота надо поискать. (Мужчинам). Вы, пожалуй, поговорите, а я схожу. СТАРИК_3. О, не бросайте нас! Куда же вы, Елизавета Константиновна! (Хочет в шутку встать на колени). СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Подышать свежим воздухом. Встаньте, а то заржавеете! Сегодня сыро. А ваше колено, как мне стало понятно вчера, склонно не разгибаться, когда угол меньше 90°. Не хочу, чтобы на моей свадьбе пахло скипидаром. СТАРИК_2. Одобряю. Жестоко, но справедливо. СТАРИК_3. О, как я поражён! Меня клюнули в самое сердце! СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Не увлекайтесь алкоголем! А то ещё и печень проклюнется! И, кстати, когда я вернусь, дышать свежим воздухом пойдёте вы. Путь воина – путём воина, но в вашем случае на нём вряд ли что-то получится разглядеть в тумане от табачища. СТАРИК_1. Немудрено, что индейцы большей частью вымерли… СТАРИК_2. Вот – последний! (Показывает на Молодого_человека). Предлагаю тост! СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Я пошла. Разрешаю выпить, Лев. Одну рюмку. Маленькую. Если тост, конечно, будет того стоить. СТАРИК_1. Говори, Андрей. СТАРИК_2. Человек, который лежит под рушниками – больше, чем человек. Он эволюционировал даже после смерти. Он продолжает взрослеть. Предлагаю выпить за непрерывность и преемственность. СТАРИК_3. Что за преемственность? СТАРИК_2. Я ухожу следующим. СТАРИК_1. Тоже – надумали? (Делает руками волнообразные движения вверх, к потолку). Не терпится к индейцам? СТАРИК_2. (Серьёзно). Нет. Я, между прочим, по фехтованию в училище самым лучшим был. Просто пойду по земле. Кому-нибудь да пригожусь. Сейчас лето, небось, не замёрзну. СТАРИК_1. Великолепно!.. Хотя, что-то такое я и предполагал. СТАРИК_3. Вы это серьёзно?
Старик_2 встаёт из-за стола. Наливает полстакана водки. Выкручивает лампочку из плафона (на самом деле это гарда шпаги). В полутьме, подставив стул, вынимает из железной трубки, на которой висят шторы, гибкий клинок. Свинчивает шпагу воедино.
СТАРИК_2. Вот и всё. (Берёт со стола стакан, плещет чуть на мертвеца). Это память. (Плещет остальное за окно). Это подарок на хороший путь. (Жмёт руки оторопевшим Старикам _1 и _3). До свидания, братья. Никого не виню, и простите на добром слове.
Выходит в дверь. Старики _1 и _3 садятся и молча выпивают по чуть-чуть.
СТАРИК_1. Пару дней назад тоже хотел уйти. Остро хотелось чего-то делать. Но не ушлось. Не могу. Ему (кивает на дверь) хорошо. Он с котом этим на одном языке разговаривал. А тот раз захожу в комнату, а он спит. А над головой у него – картинки, как в диафильме. Я понял, что это – его сны. Если б мне такое снилось, ушёл бы и не раздумывал. Да он и так не особо думал… СТАРИК_3. А что снилось-то ему? СТАРИК_1. Лес снился. Пашни. Молодой месяц в серебряном озере. Спасённая девушка, открытые машины. Небо без признаков осени. Свечи на могилах дальнобойщиков. Иконы в разводах коры. Яблоки и малина. Чай на вершине горы. Первое слово. Девочка из школы. СТАРИК_3. Тогда – конечно… СТАРИК_1. А я вот – к себе вернулся. Взял браунинг. Сижу у окна и смотрю в него. А потом солнце взошло. И вчера тоже. И сегодня. СТАРИК_3. Это я заметил. СТАРИК_1. А может, мне тут и надо? Может. Я вроде как охранником поставлен? И пистолет есть только у меня – даже у нашего охранника его нет… СТАРИК_3. Может, и так… (сворачивает сигаретку). СТАРИК_1. Тогда я, пожалуй, тоже пойду. СТАРИК_3. А вы-то куда? СТАРИК_1. На крышу. Посмотрю, как там чего. Может, его увижу. Может, их обоих. И кота заодно пошукаю. С крыши хорошо видно. Вы, Лёва, не бойтесь. Я на ночь цепью привязываюсь. СТАРИК_3. Да я не боюсь. Я вам… спасибо вам. Вы смотрите там… повнимательнее. СТАРИК_1. Будь спок, Лёва. Не впервой.
Старик_1 уходит. Некоторое время Старик_3 сидит один, потом встаёт. Выбрасывает самокрутку в окно. Включает магнитофон и начинает танцевать. Что – не имеет значения, потому что в это время играет то ли Green Day, то ли Гражданская Оборона («То, что нас не убивает, то нас делает сильней»), то ли ska, то ли ещё какой-то панк. Его волосы треплет ветер, Старик_3 танцует всё сильнее и сильнее, и в этот момент входит его жена.
СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Лёва!
Старик_3 останавливается. Почти не запыхался, надо же. Одёрнул майку, поправил волосы – и подошёл.
СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. А где остальные? СТАРИК_3. Ушли. СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. А что ж ты не пошёл? Помочь же надо… СТАРИК_3. Что – помочь? СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Ну, хоронить, наверно. Или они его кремировать будут? СТАРИК_3. Кого? СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. (Показывает на стол, на котором до этого лежало тело Молодого_человека). Его. Разве они его не… СТАРИК_3. Тссссс…
Старик_3 обнимает свою жену. Они танцуют без музыки. Танец прерывается стуком в дверь.
К о н е ц с е д ь м о й к а р т и н ы.
Юрий “Strike” Клавдиев 09.05.05 – 18.05.05.
[1] Wraparaund – модные солнцезащитные очки, из цельного куска пластмассы. [2] Панки (punx) – крайне радикальное молодёжное течение в музыке и философии. Известно поверхностным отношением к проблемам и стремительностью мышления. Одному из лидеров (Игги Поп) на данный момент больше 60 лет. [3] «нью эйдж» (new age) – «наука для домохозяек» - классические и современные научные и философские сведения, изложенные примитивным и максимально доступным образом. Типичный пример – брошюры типа «Весь дзэн-буддизм». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|