Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды легитимной власти по Веберу.



Существует несколько основных форм легитимации государственной власти. Немецкий политолог М. Вебер впервые выделил три из них: традиционную, харизматическую и рациональную. Первая связана с обычаями, традициями населения, нередко с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее отчетливым примером является влияние обычаев и религии во многих мусульманских странах. В Великобритании сохранение монархической формы правления (правда, при фактически безвластном монархе) во многом связано с особой ролью традиций в британском обществе.
Харизматическая легитимность (харизма от греч. charisma — талант, божественный дар, божественная милость) обусловлена особыми качествами выдающихся личностей, реже — их коллективов, которым приписываются качества, способные определять поведение людей. К числу таких качеств могут относиться природные способности, пророческий дар, сила духа и слова. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), а также Гитлер, де Голль и др. Харизма может быть связана с определенной идеологией (например, культ личности И.В. Сталина в СССР, «социалистического вождя» Ким Ир Сена в Северной Корее). Для укрепления харизмы широко используются ритуальные обряды (факельные шествия в фашистской Германии, парады, демонстрации в определенной униформе и с определенными знаменами, знаками и др.), постоянное восхваление мудрости правителя и др. При воцарении нового монарха для легитимации используется торжественный обряд коронации (возложение короны в присутствии знати и представителей других слоев общества, совершаемое первосвященником в главном соборе страны). Приход к власти вновь избранного президента характеризуется особым обрядом инаугурации в столице. Это также происходит в особом здании, историческом центре (в Москве — в Кремле) в присутствии руководителей партий, государственных деятелей, представителей религиозных конфессий и др.
Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой мероприятий этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги и обещания, они имеют сравнительно кратковременный эффект, хотя, например, обещания грядущего коммунистического общества, где люди будут трудиться по способностям, а получать по потребностям, длительное время способствовали легитимации государственной власти в странах тоталитарного социализма. Такой основой являются не имидж благодушного и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы, а практическая работа органов государства на благо его населения, соблюдение руководителями государства, должностными лицами установленных для всех законов, а не создание привилегий для себя. Важное значение имеют этичное поведение руководителей страны, других должностных лиц в обществе, открытый и честный диалог власти и политических партий, других общественных объединений граждан. Готовность власти к диалогу, умение выслушать оппонента, понять аргументы других участников диалога, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием этих доводов имеют огромное значение для психологического воздействия на население, для легитимации государственной власти.
Есть и другие классификации процессов легитимации и легитимности как результата этих процессов. Французский автор Ж.Л. Шабо различает типы демократической, идеологической, онтологической (в соответствии с космическим порядком мироздания) легитимности[48]. Различают легитимацию с точки зрения широты поддержки ее населением: специальную (по определенным вопросам), диффузную, а также смешанную из этих двух составляющих с преобладанием той или другой, с точки зрения субъекта легитимации: народную, внешнюю и легитимацию «для себя» — уверенность власти в своих силах, по полноте (минимальная и максимальная), по реальности (реальная и мнимая), демократическую и технократическую и др.

4 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

4.1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Политическая система - это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе .
По отношению к понятию "политическая система" более широким является понятие "политическая жизнь", которое охватывает все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе на всех его уровнях. Политическая система - это лишь часть политической жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.