Здавалка
Главная | Обратная связь

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения



Московский университет

 

КАФЕДРА КРИМИНОЛОГИИ

П Р А К Т И К У М

По курсу

«УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

Для курсантов очной формы обучения

Факультета подготовки педагогов,

Обучающихся по специальности социальная педагогика

Москва 2010

 

Практикум подготовлен авторским коллективом: Боровиковой В.В. – заместителем начальника кафедры, канд.юрид.наук; Кошелевой Е.В. – доцентом кафедры, канд.юрид.наук; Сторубленковой Е.Г. – доцентом кафедры, канд.юрид.наук.

 

 

Рецензенты:

Практикум обсужден и одобрен:

-на заседании кафедры криминологии « » _______________2010 г.

 

Протокол заседания кафедры № _________

 

- на заседании методического совета Университета « »________2010 г.

 

Протокол заседания методического совета Университета № _________

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Методические рекомендации ………………………………….. с. 4 – 5

2. Задания практикума ……………………………………………..с. 6 - 16

3. График контроля выполнения заданий практикума ………......с. 17

4. Справочно-вспомогательные материалы (образец заполнения

титульного листа практикума) ………………………………….с. 18

5. Правовые акты и литература ко всем темам практикума ……..с.19-21

 

 

Методические рекомендации

 

Практикум по курсу «Уголовно-исполнительное право» для курсантов очной формы обучения ФПП, обучающихся по специальности социальная педагогика, подготовлен в соответствии с рабочей учебной программой курса, государственными общеобразовательными стандартами. Практикум предназначен для более успешного усвоения теоретического материала по темам курса и позволяет приобрести необходимые навыки применения в практической деятельности полученных знаний.

При выполнении заданий практикума курсантам необходимо опираться на знание смежных отраслей права, в первую очередь уголовного права и уголовно-процессуального права.

Задания практикума составлены с учетом специализации курсантов – социальная педагогика - и объема часов, выделенных на изучение учебной дисциплины.

В процессе подготовки ответов на теоретические и практические вопросы следует проявить навыки самостоятельной исследовательской работы, необходимо использовать международные и российские нормативно-правовые акты, приказы Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства юстиции Российской Федерации, иную учебно-методическую и научную литературу.

Практикум представлен в виде двух вариантов, включающих вопросы и задачи по всем темам курса «Уголовно-исполнительное право». Вариант работы определяется по последней цифре зачетной книжки. Если последняя цифра зачетной книжки курсанта является четной, то необходимо подготовить вариант 1 практикума, а если нечетной – вариант 2. Замена вариантов не разрешается.

Приступая к работе над практикумом, предварительно необходимо ознакомиться с рекомендуемой учебной и научной литературой.

Ответы на вопросы должны быть обоснованными, четкими, сопровождаться ссылками на конкретные статьи Уголовного, Уголовно-исполнительного кодекса, ведомственные, межведомственные нормативно-правовое акты. Ответы без ссылки на законодательство признаются неудовлетворительными.

При цитировании используемых источников следует правильно оформлять библиографические ссылки, включая информационные данные, взятые из Интернета.

В конце работы необходимо представить список использованной литературы. Список разбивается на несколько разделов: нормативные акты, научная и учебная литература, монографии, источники из Интернета.

Работа должна быть выполнена в печатном виде на компьютере. Титульный лист практикума оформляется согласно приложения 1. Объем ответов на задания должен составлять не менее 10 листов формата А 4, выполненных шрифтом № 14 Times New Roman, через полтора интервала.

Выполненные первые 15 заданий практикума должны быть представлены на проверку преподавателю после изучения с первой по пятую темы курса Уголовно-исполнительного права. Остальные задания – по окончании изучения всех тем.

Итоговая оценка выставляется с учетом полноты раскрытия теоретических вопросов практикума, правильности и обоснованности ответов на практические задачи. Оценка будет зависеть качественного и всестороннего анализа нормативной и научной литературы.

 

Вариант 1.

Задание 1.

Раскройте особенности уголовно-исполнительной политики Российского государства в отношении несовершеннолетних.

1. Уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних имеет свои специфические цели, принципы, стратегию, формы и методы деятельности государства и общественных объединений по обеспечению исполнения наказания, исправлению (воспитанию) несовершеннолетних осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными несовершеннолетними, так и иными лицами несовершеннолетнего возраста.

2. Уголовно-исполнительная политика России основывается на международных нормах и принципах (Пекинские правила, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы и др., а также учете того, что негативно-девиантное поведение несовершеннолетних не соответствует общим и социальным нормам и ценностям, и во многих случаях связано с процессом взросления и роста. Как правило, по мере взросления поведение большинства несовершеннолетних правонарушителей самопроизвольно изменяется/

3. Ограничения правового статуса несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы зависят от: содержания наказания в виде лишения свободы; порядка и условий отбывания; его срока и возможности досрочного освобождения. Правовой статус несовершеннолетних, осужденных к наказанию в виде лишения свободы характеризуется определенным набором их общегражданских, специальных прав, законных интересов, а также юридических обязанностей. Сфера реализации названных прав и законных интересов значительно шире, чем у иных категорий осужденных к лишению свободы.

Задание 2.

Как изменялась система учреждений исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних в дореволюционный период развития России и до настоящего времени?

· В первые годы после установления советской власти в отношении несовершеннолетних правонарушителей в решении проблемы подростковой преступности преобладала воспитательная задача, что отражало общую концепцию в области уголовно-наказательной политики на тот период, связанную с усилением карательных мер к «контрреволюционным элементам» и одновременно преобладанием средств исправления, применяемых к преступникам - выходцам из рабоче-крестьянской среды.

2. Ключевым звеном в воспитательном воздействии на подростков-правонарушителей стал институт создаваемых повсеместно детских комиссий по делам несовершеннолетних, деятельность которых координировалась центральной Комиссией при ВЦИК (Деткомиссия).

Эта комиссия имела право вносить законодательные предложения по улучшению жизни детей и прежде всего по самым актуальным вопросам (оказание помощи продовольствием, жильем, топливом, одеждой и т.д.), издавать постановления, касающиеся улучшения условий содержания несовершеннолетних в местах лишения свободы и других детских учреждениях. Решения комиссии позволяли разграничить функции между ведомствами и другими организациями в деле борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних, ввести планирование в деятельность детских пенитенциарных учреждений, улучшить медицинское обслуживание содержащихся в них лиц.

3. Сложной социальной проблемой - как следствие Гражданской войны - стало большое число беспризорных детей, значительная часть которых нарушали действующие законы, становились преступниками и направлялись в места лишения свободы. В связи с этим государством были активизированы ресурсы многих наркоматов и общественных организаций, что позволило во второй половине 1920-х гг. взять под контроль данную проблему и значительно снизить уровень преступности среди несовершеннолетних. В целом же в период 1917 — конца 1920-х гг. в советском государстве был сформирован и закреплен в законодательстве вполне прогрессивный, несмотря на выраженное политическое влияние, подход к решению проблемы предупредительного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, в том числе содержащихся в местах лишения свободы.

4. С изданием сначала УК РСФСР 1922 г. и ИТК РСФСР 1924 г., а затем их обновленных вариантов - УК РСФСР 1926 г. и ИТК РСФСР 1933 г. - было систематизировано законодательство, регулирующее особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних. В целом, особенно на первом этапе (до первой половины 1920-х гг.) оно носило гуманистический характер, хотя и не без влияния классового фактора. В дальнейшем содержание норм стало меняться - в соответствии с новыми веяниями, связанными с усилением и расширением административно-командных методов управления стране, в местах лишения свободы для несовершеннолетних приоритетной стала задача подготовки трудовых кадров, потребность в которых испытывалась в связи с процессом индустриализации, развернувшимся с начала 1930-х гг. в СССР. При этом нормативно-правовое регулирование наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних все более и более отходило от законодательного уровня, уступая место правительственным, а также и преимущественно ведомственным нормативным актам НКВД, в ведение котoрых[ в 1934 г. были переведены все места лишения свободы для несовершеннолетних преступников.

5. В течение всего довоенного периода система мест лишения свободы для несовершеннолетних преступников подверглась значительной реорганизации. Сначала подростков-преступников определяли в детские дома, реформатории и земледельческие колонии. Затем (с начала 1920-х гг.) стали создаваться трудовые дома, трансформированные позже в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В ИТК РСФСР 1933 г. система мест лишения свободы закреплялась законодательно, при этом для несовершеннолетних, лишенных свободы, предусматривались школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа. На этих этапах еще превалировало отношение к подросткам-преступникам как «воспитанникам». С середины 1930-х гг. стали формироваться трудовые колонии для несовершеннолетних, в том числе закрытого типа, которые по внешней атрибутике уже мало отличались от ИТК и ИТЛ для взрослых, а содержащихся там несовершеннолетних, как и взрослых, было предписано именовать «заключенными».

6. С конца 1920-х гг. советское государство взяло курс на усиление уголовных репрессий, что предопределило и общую направленность политики советского государства в вопросах предупреждения преступности среди несовершеннолетних - путем усиления карательных мер. В частности, законодатель снизил порог уголовной ответственности до 12-и лет. Был принят ряд других законов, усиливающих уголовную ответственность и, следовательно, приводящих к увеличению числа отбывающих наказание в местах лишения свободы несовершеннолетних преступников. Так, за самовольный уход из железнодорожных училищ и школ ФЗУ, а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г., по приговору суда предусматривалось заключение в трудовые колонии сроком до 1 года. Криминализация таких проступков резко контрастировала с общепринятым в цивилизованном мире отношением к подросткам-преступникам.

7. После передачи мест лишения свободы для несовершеннолетних в ведение НКВД воспитательная работа с ними постепенно стала замещаться все более жесткими режимными требованиями и более интенсивным проведением в отношении подростков оперативно-розыскных мероприятий. Однако такие меры, позволяющие определенным образом сдерживать рост правонарушений среди данной категории лиц, не устраняли коренных причин совершения подростками преступлений, в связи с чем в трудовых колониях не суживались, а расширялись криминальная среда и преступная субкультура, с учетом того, что несовершеннолетним осужденным, помещенным в условия, близкие к местам лишения свободы для взрослых преступников, было откуда черпать негативные преступные традиции. К этому следует добавить и то обстоятельство, что многие прогрессивные сами по себе нормы права, ориентирующие «органы» на перевоспитание несовершеннолетних преступников, в реальности очень часто не выполнялись, о чем свидетельствуют материалы проверок трудовых колоний контролирующими органами.

8. В целом условия отбывания наказания и режим содержания несовершеннолетних преступников в местах лишения свободы с середины 1930-х гг. начали последовательно ужесточаться, а несовершеннолетние преступники стали использоваться, как и взрослые преступники, для решения экономических задач, которые ставились перед ГУЛАГом. НКВД довольно быстро переориентировал руководителей трудовых колоний на то, что данные организации должны иметь производственный план, как и в местах лишения свободы для взрослых, и отвечать за его выполнение, то есть приоритет в трудовом воспитании сместился с обучения на плановое изготовление конкретной продукции. Именно этот критерий в предвоенное время являлся одним из основных при оценке деятельности трудовых колоний для несовершеннолетних. И фактически концепция перевоспитания подростков была заменена приоритетом карательного воздействия на них и эксплуатацией труда заключенных несовершеннолетних.

Задание 3.

В отношении осужденного Соболева, 16 лет, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу 15 июля 2007 г. Приговором суда 10 ноября 2007 г. Соболев был осужден к пяти годам лишения свободы по ч. 2 ст. 162 УК РФ с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Приговор суда вступил в законную силу 21 ноября 2007 г. Отбывая наказание, Соболев характеризовался положительно, взысканий не имел. По исполнении 18 лет, 1 июля 2009 г., Соболев был оставлен до достижения 19 лет в воспитательной колонии по решению начальника. 15 января 2010 г. Соболев был условно-досрочно освобожден из воспитательной колонии. Когда возникли и когда прекратились уголовно-исполнительные отношения? Как изменялись уголовно-исполнительные правоотношения в процессе отбывания наказания осужденным Соболевым? Назовите их и охарактеризуйте.

 

Юридическими фактами, обусловливающими возникновение уголовно-исполнительных правоотношений, являются действия. Исходными для возникновения уголовно-исполнительных правоотношений юридическим фактом является сложное действие (действие со сложным фактическим составом): вынесение обвинительного приговора, его вступление в законную силу и обращение приговора к исполнению. Соответственно уголовно-исполнительные отношения возникли,когда был вынесен обвинительный приговор для Соболева.

Прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения в силу таких юридических фактов, как действия и события. Действием может быть решение суда об условно-досрочном освобождении, а событием – истечение срока назначенного приговором суда наказания. Соответственно уголовно-исполнительные отношения прекратились 15 января 2010 г. когда Соболев был условно-досрочно освобожден из воспитательной колонии.

Изменение существующих правоотношений обусловливают также действия: перевод в помещение камерного типа, предоставление улучшенных условий содержания и др.

 

Задание 4.

Назовите международные, общегражданские, специальные права и обязанности несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, дайте им характеристику. Ответ подготовьте в форме таблицы.

 

Международные права и обязанности несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы Общегражданские права и обязанности несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы Специальные права и обязанности несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы
     

 

Задание 5.

Как реализуется право на личную безопасность осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии?

1. Осужденные имеют право на личную безопасность.

2. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

3. Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

4. Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

 

Воспитательная колония предназначена для содержания осужденных к лишению свободы в возрасте до 21 года. В целом уровень правоограничений в этом виде колоний значительно ниже, чем в исправительных колониях.

В соответствии со ст. 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет.

Достигнув совершеннолетия, осужденные, как правило, оставляются в воспитательных колониях до достижения ими возраста двадцати одного года. При этом все льготы, предусмотренные для несовершеннолетних, сохраняются в воспитательной колонии и для тех, кто старше 18 лет.

В отличие от исправительных колоний в воспитательных предусмотрено четыре вида условий отбывания наказания — обычные, облегченные, льготные и строгие.

Вновь поступившие в воспитательные колонии, кроме лиц, ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные во время отбывания наказания в местах лишения свободы, содержатся в обычных условиях. В обычных условиях содержатся также лица, переведенные из строгих, облегченных и льготных условий.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не признавался злостным нарушителем установленного порядка, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня его заключения под стражу.

Для осужденных мужского пола, впервые отбывающих лишение свободы, а также для всех осужденных женского пола срок пребывания в обычных условиях не может быть менее трех месяцев, а для осужденных мужского пола, ранее отбывавших лишение свободы, - менее шести месяцев. При отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, и при добросовестном отношении к труду и учебе, осужденные по истечении указанных сроков могут быть переведены из обычных условий в облегченные.

В льготные условия осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в целях подготовки к условно-досрочному освобождению и облегчения социальной адаптации. Срок пребывания в облегченных условиях законом не установлен.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в зависимости от тяжести нарушения и личности виновного, переводятся для дальнейшего отбывания наказания в обычные или строгие условия. При подобных обстоятельствах осужденные из льготных условий переводятся в обычные условия отбывания наказании. При этом повторный перевод в льготные условия возможен не ранее истечения шести месяцев с момента возвращения в обычные условия.

Строгие условия отбывания наказания предназначены для поступивших в воспитательную колонию лиц, ранее отбывавших наказания в виде лишения свободы и осужденных к лишению свободы за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, а также для переведенных в строгие условия из обычных или облегченных условий в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В строгих условиях осужденные содержатся не менее шести месяцев, перевод в обычные условия возможен лишь при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе.

Перевод из одних условий отбывания наказания в другие осуществляется начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета колонии либо совета воспитателей отряда.

В обычных условиях осужденные проживают в общежитиях. Им разрешается: кроме средств, заработанных во время отбывания наказания, которые они, как и все осужденные, могут тратить без ограничения, они вправе ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости имеющиеся на их лицевых счетах средства в размере пяти минимальных размеров оплаты труда; иметь шесть краткосрочных и два длительных свидания в течение года. Права осужденных существенно расширяются при переводе из обычных в облегченные условия отбывания наказания.

Осужденные, содержащиеся в облегченных условиях, также проживают в общежитиях. Они могут:

- ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости сверх заработанных средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи минимальных размеров оплаты труда;

- ежегодно иметь двенадцать краткосрочных и четыре длительных свидания. При этом длительные свидания в воспитательных целях могут по решению администрации воспитательной колонии проводиться за ее пределами. В исправительных колониях такой льготы нет.

В еще большей степени расширяются права осужденных при переводе в льготные условия. Осужденные, помещенные в льготные условия, проживают в общежитиях, расположенных, как правило, за пределами воспитательной колонии, без охраны, но под надзором администрации колонии. Им разрешается:

- расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости имеющиеся на их лицевых счетах средства без ограничения,

- получать посылки, передачи и бандероли без ограничения;

- иметь краткосрочные свидания без ограничения количества;

- ежегодно иметь шесть длительных свиданий с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Администрация вправе предоставить право осужденным на льготных условиях проживать в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации колонии. В этом случае они могут пользоваться наличными деньгами и носить гражданскую одежду.

Качественное расширение прав осужденных приводит к помещению их в условия полусвободы, помогает привыкнуть к жизни на свободе, направлено на облегчение их социальной адаптации, восстановление социально-полезных связей, в первую очередь с семьей.

Наоборот, строгие условия ограничивают права осужденных, показывают им, что злостные нарушения режима, за которые они переведены в эти условия, существенно ухудшают их правовое положение. Лица, переведенные в строгие условия, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от работы и учебы время. Права осужденных здесь сводятся к следующему:

— ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, кроме заработанных, имеющиеся на их лицевых счетах средства в сумме, равной трех минимальных размеров оплаты труда;

— иметь четыре краткосрочных свидания в течение года, которые они могут проводить только в колонии (длительных свиданий они не получают).

 

Задание 6.

Несовершеннолетний Носов, отбывающий наказание в воспитательной колонии, обратился к начальнику отряда с вопросом о порядке направления жалобы прокурору на необоснованный, с его точки зрения, отказ администрации воспитательной колонии в посещении Носовым спортивных соревнований, проводившихся накануне в городе N, где расположена воспитательная колония. Подготовьте ответ начальника отряда воспитаннику Носову.

В соответствии со статьей 134 УИК :

За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным могут применяться следующие меры поощрения:

а) предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;

б) предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников;

в) утратил силу.

г) досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные

 

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

1. Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы.

2. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

4. Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные наблюдательные комиссии, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

5. Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

6. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

 

 

Задание 7.

Какие нормативные документы могут быть подготовлены прокурором при выявлении фактов нарушения законности в воспитательных колониях?

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью этих учреждений и органов, согласно ст. 21 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в этих учреждениях и органах.

Распространяется прокурорский надзор и на деятельность учреждений и органов по исполнению наказания.

Согласно ст. 32 Закона “О прокуратуре Российской Федерации” предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:

  • законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;
  • соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;
  • законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении фактически означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действии его администрации. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются и пресекаются действия должностных лиц учреждении и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские права и законные интересы осужденных, устанавливающие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные установленными законом порядком и условиями отбывания наказания.

Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением наказания.

Одним из полномочий прокурора является проверка порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания (ч.1 ст. 24 УИК).

В процессе личных посещении прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д.

Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжении и постановлении персонала учреждении и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлении должностных лиц о наложении дисциплинарных взыскании. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснении от должностных лиц по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием.

Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат (ч. 4. ст. 15 и ч. 2 ст. 91 УИК). Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при опросе осужденных, проводимом во время прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.

Одной из основных форм предупреждения нарушении законности в деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания является санкционирование прокурором некоторых действии его должностных лиц. Получение санкции требуется, когда речь идет о действиях этих лиц, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, как правило, к лишению свободы: задержание осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК), на введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК) и т.д.

Важной формой устранения нарушений законности являются предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом Правил отбывания наказания. Согласно действующему законодательству такие предложения прокурора обязательны к исполнению.

Другим средством устранения нарушений законности являются постановления прокурора, в их числе предусмотренные ст. 33 Закона “О прокуратуре” права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Оно вносится прокурором, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушении законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностные лица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении. Не позднее месячного срока ими должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушение законности является принесение протеста в отношении должностных лиц, из-' давших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Дополнительной гарантией оперативного устранения незаконных действий персонала является то, что согласно ч. 1 ст. 33 Закона “О прокуратуре” до рассмотрения протеста должностные лица персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостановить действие опротестованного акта.

Задание 8.

Перечислите нормативные документы, регламентирующие порядок осуществления органами государственной власти контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания.

 

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в гл. 3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются:

· международный,

· государственный,

· общественный контроль.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.