Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая экономическая ценность (стоимость)



СТОИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ)   +   СТОИМОСТЬ НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

  ПРЯМАЯ СТОИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ     +   КОСВЕННАЯ СТОИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   +   ВОЗМОЖНАЯ СТОИМОСТЬ   +   СТОИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
             
Древесина - лекарственные растения - побочные продукты (грибы, ягоды и пр.) - охота и рыболовство туризм   - связывание CO2 - водорегулирующие функции   - будущее использование (на основе (1) и (2))   - желание платить

Рис. 1.Структура показателя общей экономической ценности

(стоимости) для лесных ресурсов

 

Наиболее хорошо поддается экономической оценке стоимость использования (другой более строгий экономический термин - потребительная стоимость). Так, прямая стоимость использования, которую дают леса, состоит из:

- устойчивая (неистощительная) заготовка древесины,

- лекарственные растения,

- побочные продукты (грибы, ягоды, орехи и пр.),

- туризм,

- устойчивая охота и рыболовство.

Все эти показатели являются вполне “осязаемыми”, и они имеют свои цены, суммирование которых и даст прямую стоимость.

Более сложным является определение косвенной стоимости использования. Этот показатель часто применяется в глобальном масштабе (всей планете) или в довольно широком региональном аспекте, т.е. он пытается уловить выгоды для наибольшего территориального охвата. Здесь имеется ряд исследований. Например, косвенная стоимость использования леса складывается из следующих показателей:

- связывание углекислого газа (смягчение парникового эффекта),

- водорегулирующие функции (защита от наводнений) и пр.

Еще более сложным для расчетов является показатель возможной стоимости. Он связан с консервацией биологического ресурса для возможного использования в будущем, т.е. речь идет о будущем использовании. В этом случае возможная стоимость является скорректированной суммой прямой и косвенной стоимости использования.

Стоимость неиспользования базируется на так называемой стоимости существования, которая является попыткой экономически оценить довольно тонкие этические и эстетические аспекты: ценность природы самой по себе, эстетическая ценность природы для человека, долг по сохранению природы перед будущими поколениями, ценность наследия и т.д. Это выгоды индивидуума или общества, получаемые только от знания, что товары или услуги существуют. Стоимость существования может быть важной причиной для охраны дикой природы. При оценке этой стоимости используются упрощенные экономические подходы, прежде всего связанные с теорией “готовность платить”, делаются попытки построения “суррогатных” рынков. Широко применяются методы анкетирования и опросов.

Например, метод субъективной оценки стоимости. Этот подход обычно используется, когда нет нормальных рынков. Метод субъективной оценки стоимости базируется на определении рыночных цен путем выяснения у индивидуумов явной оценки экологического набора. Поэтому данный метод часто определяется как метод выраженных предпочтений. Жителей местности, обладающей определенной экологической ценностью или биологическим ресурсом, опрашивают об их готовности платить за сохранение данного блага или ресурса (например, для реки - сохранение возможностей рекреации, чистоты воды для купания, рыболовства и пр.). Аналитики могут рассчитать среднюю сумму “готовности платить” и умножить эту сумму на общее число людей, кто наслаждается экологическим местом или благами для получения оценки общей стоимости.

К этой группе экономических подходов к оценке экологической ценности относится и метод транспортно-путевых затрат, который является методом обнаружения предпочтений. Скрытое предположение этого метода является достаточно простым - затраты на посещение интересующего население природного объекта (например, затраты на бензин или времени) в некоторой степени отражают рекреационную ценность этого места. Используются специальные опросники для посетителей природных объектов о месте, откуда они прибыли. Из ответов визитеров можно оценить их транспортные затраты и относительно этого число визитов в год. Неудивительно, что это соотношение в общем показывает типичную убывающую кривую спроса в соотношении между затратами на визит и числом сделанных визитов. Например, люди, живущие на значительном расстоянии от рекреационного места (имеющие высокие транспортные затраты) делают немного визитов в год, в то время как живущие рядом (с низкими транспортными затратами) - имеют тенденцию к более частым визитам.

Распространен метод гедонистического ценообразования, который можно назвать и методом “оценивания наслаждения”. Этот метод пробует оценить экологические блага, существование которых прямо воз действует на рыночные цены. На практике наиболее общим применением гедонистического метода является рынок собственности. Цены на дома и квартиры определяются многими факторами: числом комнат, транспортной инфраструктурой, доступностью рабочего места и т.д. Одним из важных факторов является местное качество окружающей среды. Если можно выделить неэкологические факторы (например, число и размеры комнат, одинаковую транспортную доступность и пр.), тогда некоторые остающиеся различия в ценах на дома и квартиры могут быть представлены как результат экологических отличий. Например, дома, расположенные в “чистых” местностях, на берегу реки, рядом с лесом и пр., имеют большую стоимость.

О том, что проживание в экологически благоприятных районах или вблизи природного объекта (озеро, лес) имеет вполне реальную экономическую оценку, свидетельствуют данные многочисленных исследований. Так, в Москве на основе статистики покупок и обменов квартир было определено, что цена квартиры в экологически чистом районе (юго-запад, запад города) в среднем на 12% выше, чем в загрязненных районах (юго-восток, восток города).

Вышеперечисленные подходы к определению стоимости неиспользования или стоимости существования, конечно, имеют много уязвимых мест, они достаточно условны. Однако в настоящее время экономический, социологический, статистический аппарат применения этих методов быстро развивается. И полученные в результате применения-этих подходов стоимости природных благ, которые изначально вообще; не имели цены или она была занижена, уже в ряде случаев воздействовали на принятие более экологически приемлемых решений. Использование этих подходов помогает повысить конкурентность природных проектов/программ, эффект и выгоды от их реализации по сравнению с техногенными проектами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.