Здавалка
Главная | Обратная связь

Связь с предшествующими дисциплинами



Эргономика как научная дисциплина сформировалась в результате дифференциации и интеграции научных знаний. Поэтому из социально-экономических дисциплин эргономика использует понятия трудовой деятельности, экономического эффекта. Из специальных дисциплин эргономика использует знания о конкретной трудовой деятельности отдельных работников железнодорожного транспорта: ДСП, ДНЦ, составителя поездов, приемосдатчика и др. Эргономика базируется на системном подходе и системах управления. Поэтому важно знать рабочие места работников железнодорожного транспорта, технические средства, применяемые на них.

Связь с последующими дисциплинами

Полученные знания по дисциплине закрепляются студентами в ходе второй технологической практики, которая проводится на отделения железных дорог или в дорожных диспетчерских центрах управления перевозками.

Знания, полученные при изучении «Основ эргономики» будут востребованы при изучении дисциплины «Информационные технологии на транспорте» и в ходе выполнения выпускной квалификационной работы по специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)».

Содержание дисциплины

2.1 Лекционный курс– 16 часов

№ п/п Темы лекционных занятий (с изложением основных вопросов, изучаемых на занятиях) Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Эргономика – наука о труде. Основное содержание дисциплины. Применяемая терминология (тезаурус). Цели и задачи дисциплины. 0,5
Предмет и задачи эргономики. Объективный характер возникновения и развития эргономики. Роль отечественных и зарубежных ученых. Межпредметные связи эргономики. Научно-технический прогресс и эргономика. Объект и предмет эргономики. Триединый характер главной задачи эргономики. Методологические средства эргономики (принцип и методы). Задачи эргономики на железнодорожном транспорте. Социальное значение эргономики. 0,5
Методы эргономики. Общая характеристика методов. Методы наблюдения и опросы. Профессиографирование. Разработка и содержание профессиограммы. Моделирование в эргономике и применение ЭВМ. 0,5
Человек как элемент системы «человек-машина-среда». Роль и место человека-оператора. Линейная модель человека – оператора. Принятие решения. Рабочие движения человека-оператора. Антропометрические характеристики человека. Поиск интегральных критериев учета целостной характеристики человека как личности. 0,5
Воздействие на человека факторов внешней производственной среды. Классификация факторов окружающей среды. Адаптация организма человека к этим воздействиям. 0,5
Эргономические основы проектирования техники и организация рабочих мест. Структура эргономических свойств и показателей техники. Учет требований эргономики при проектирование техники. Рабочее место, рабочее сидение и эргономические требования к ним. Рабочие движения человека-оператора и их оптимизация. Органы управления и эргономические требования к ним. Основные направления эргономической стандартизации (эргономические ГОСТы, справочные данные и др. документы).
Система «человек-машина-среда» на железнодорожном транспорте. Транспортные эргатические системы и их классификация. Задачи исследований и перспективы применения этих систем на железнодорожном транспорте. Сфера взаимодействия человека-оператора и техники на транспорте. Показатели деятельности людей в эргатических системах, предельно-допустимые нормы загрузки. 0,5
Эргатические системы в процессах управления перевозками на железных дорогах. Диспетчерские системы управления движением поездов. Диспетчер как звено эргатической системы. Условия осуществления и психофизиологические особенности трудовой деятельности поездных диспетчеров. Оценка их загрузки. Требования эргономики к рабочим местам диспетчерского персонала. Эргономические направления совершенствования диспетчерских систем управления движением поездов.
Надежность и эффективность эргатических систем. Понятие надежности эргатической системы. Ошибки человека-оператора. Вероятность безошибочной работы. Анализ и оценка надежности работы человека-оператора. Вероятность безотказной работы техники. Методы оценки надежности интерфейса взаимодействия человека и технических средств. Эффективность транспортных эргатических систем. Сущность и структура экономической оценки эргономических разработок. Источники экономического эффекта.
  Итого:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.