О «Кавказском пленнике»⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Эта новая постановка Малегота встретила горячий и сочувственный прием у публики и у критики. Ее хвалят со всех сторон. Но работа талантливого балетмейстера Лавровского и далеко продвинувшегося вперед под его руководством молодого балетного коллектива театра заслуживает большего, чем похвалы. О них стоит и должно поговорить серьезно. А говорить серьезно о живом деле — это прежде всего сказать полезные ему вещи, вещи, которые могли бы сейчас помочь усовершенствовать уже сделанное, а в дальнейшем удержали бы от повторения ошибок, толкнули бы в правильном направлении. Мы и постараемся говорить так. Балет обращается к глазу, и через глаз должно родиться то ощущение избранной темы, которого желает достичь балетмейстер. Определенные зрительские взаимоотношения вызывают вполне отчетливые представления, передаются сознанию зрителя с неизбежной предрешенностью. Сколько ни говорите, ни пишите в либретто, что изображается то-то и это, зритель видит то, что он видит. Слишком часто балетмейстеры полагаются на надежду, что их намерение воспри-мется, дойдет до зрителя помимо глаза одной «доброй волей» как с той, так и с другой стороны. Да, «добрая воля» помогает на многое «закрывать глаза», многое видеть в розовом свете, но... есть предел, после которого уже любая «добрая воля» бессильна. Эти размышления вызваны постановкой «Кавказского • пленника» потому, что постановка эта, во многом удачная, перешла местами допустимую поправку на «добрую волю» зрителя и задает порой жестокие испытания доброжелательности глаза. Пушкин... Надо увидеть с детства знакомую поэму, Кавказ романтиков, байронического пленника, печальную черкешенку, ее чадру, ее повадку горной серны, покорные слезы и смерть в «кипучем вале» потока. Эти «Кавказа дикие цветы» и хочется видеть сквозь «магический кристалл» романтической отдаленности — так молода эта поэма, так вся окутана дымкой недоговоренностей, так дышит туманами кавказских предгорий, где возникла. Сцена имеет свои условности, конечно. Романтические недосказания молодой поэмы пришлось досказать. Пришлось дать психологическую предпосылку бегству пленника, его разочарованности и холодности — возник петербургский акт. И мы не будем присоединяться к слишком суровым пуристам, осуждающим непушкинские эпизоды в пушкинском балете. Сцена имеет свои условности, повторяем. Весь вопрос в том, чтобы эти присочиненные сцены звучали в пушкинских тонах, говорили знакомыми пушкинскими образами. Пусть будет тут светский бал, которого нет в «Кавказском пленнике», но пусть это будет бал Пушкина, т. е: должен он быть отблеском того «хорошего тона», о котором не раз говорит Пушкин. «Она казалась верный снимок du comme il faut...». Он так едко, так уничтожающе противопоставляет его всему, что «vulgar» — дешево, безвкусно. Более столетия отделяет нас от жизни пушкинской поры, но разве и стих его, и обширная иконография его современников и современниц, и бытовые зарисовки художников, и литографии модных журналов и модных танцев — разве это все не говорящий археологический материал? Если только чувствовать реализм исторический, любить выразительную мелочь быта, так много несущего в себе откровений и о душе, ее создавшей, можно освоить весь этот материал, можно вникнуть в него и воскресить бытовое окружение Пушкина и его героев. И вот первый укор Лавровскому в игнорировании глаза зрителя. Его петербургский бал поставлен без учета исторической реальности. Он даже будто и не взглянул на имеющийся под рукой, опубликованный в выпущенной по поводу премьеры брошюре материал — воспроизведение танцев начала XIX века. Пренебрежение к мелочи быта — бальной вечерней одежде той эпохи, — казалось бы, пустяк, о котором смешно говорить по поводу ответственного пушкинского спектакля. Но глаз? Чем вы скажете глазу, что видит он не вечеринку в приказчичьем клубе, не «Помолвку в Галерной гавани», а великосветский бал пушкинской поры? Линией танца, стоящей в полной зависимости от линии одежды. Короткие поблескивающие атласные штаны, шелковые чулки и черные открытые туфли с пряжками как для штатских, так и для офицеров — это одно. Это светский блеск, бальная легкость, законченность танцевальных поз. Или совсем другое: длинные панталоны, грубая обувь — небрежность и одежды, и позы, и танцевального движения. Лавровский всех так и одел, чем и себя лишил основного средства выразительности — правильной танцевальной линии — и исполнителей своих поставил в невыгодные и трудные условия для создания созвучных эпохе образов. Кроме того, Лавровский, как это свойственно вообще молодому режиссеру, не постигшему еще тайн театра, любит сгонять на сцену ровно вдвое больше народу, чем его можно разумно и выразительно разместить. Это, помнится, мы заметили еще в «Катерине». В сценах мифологического балета группы его были очень хороши по композиции, но от всей картины веяло недоделанностью. И только потому, что на сцене было, да, вдвое больше танцовщиц, чем надо; они налезали друг на друга и душили одну группу другой. Так и тут. Одень он правильно своих танцовщиков, возьми их ровно половину, бал его мог бы быть очень убедительным, так как труппа Малегота изобилует талантливой молодежью, а танцы Лавровского, как всегда, новы и музыкальны. Например, мазурка приоткрывает тайну той громадной популярности, которой когда-то она пользовалась и на балах и на сцене. И мы не знали ни этого ураганного темпа, ни этого гипнотизирующего лета пары за парой, ни этих влюбленных падений на колени, ни этих ответных кружений дам, подобных кружению мотыльков вокруг огня. А среди образов, мелькавших перед нами, радовали и удивляли верным стилем пушкинской поры то Фюрт в ее лиловом токе, то «черноокая» Ивкова, то элегантный адъютант — Филипповский. Танцы Леонидовой в эпизодической вариации в разыгрывании фантов очень зрелы, смелы и законченны. Маленькое усилие, и можно было весь фон бала довести до правильной ноты: помочь костюмом, помочь стройностью и незагруженностью мизансцен. Но это усилие не было сделано, и «первозданный хаос» захлестывает порою островок трех основных исполнителей пролога. Уже начинается центральное pas d'action, а балетмейстеру еще не удалось увести с авансцены лишний миманс, и какая-то нелепая, громоздкая фигура в красной робе ломится напролом через уже создавшийся танцевальный треугольник — княжна, Бахметьев, князь. Все трое притягивают внимание зрителя и как нельзя более подошли «типажем» к изображаемому лицу. Да, каждый из них говорит «глазу» и не требует доброжелательных справок в либретто. Пленнику, скромному армейцу Бахметьеву, Лавровский противопоставил «соперника» в лице блестящего князя, жениха Нины, любимой Бахметьевым княжны. Только напрасно Лавровский пишет в либретто, что княжна Бахметьева не любит. «Глаз» видит совсем другое в поставленных им сценах и танцах^ Княжна в этих танцах почти так же мучительно отрывается от любви Бахметьева, как и он сам, и только другой склад ее натуры, покорная обреченность своей доле заставляют ее принять уготованную ей' отцом и средой судьбу. Вот что мы видим. Кириллова легкими и тонкими штрихами нарисовала свою княжну. Невесомая походка, еле касающаяся земли, по-старинному открытые певучие плечи, золотой локон на гибкой и стройной шее, маленькая головка с томной бледностью лица, худые девичьи руки. Это все — природные данные, да, но их надо в себе осознать, вылепить из них образ старинной девушки и слить их с музыкой пушкинского стиха и с музыкой своих танцев. Нет, «светская беспечность» вовсе не вышла у Лавровского. Словно он сам смотрел на свою княжну глазами Бахметьева. Танцы княжны полны романтической старинной лиричности; тающих линий, «душой исполненных полетов» русской Терпсихоры. А это неотъемлемая и неоспоримая основная черта Кирилловой-танцовщицы — уметь летать выразительно и непринужденно, так как ее элевация и баллон редкого качества и силы, давно уже не виданной среди наших танцовщиц. Лавровский очень ярко пользуется этим даром своей балерины. В прекрасном адажио второго акта им поставлена такая последовательность движений: Кириллова делает по диагонали в глубину большое жете, и сейчас же за этим следует высокая поддержка, уносящая ее дальше в том же направлении в летящей позе. Эффект получается грандиозный. Словно сама балерина улетела ввысь и пронеслась по воздуху. Какая уж это «светская беспечность»! Вот и не забывайте же, дорогой балетмейстер, что мы смотрим на танцы, а не читаем' либретто и верим глазу прежде всего. А глаз говорит, что княжна ваша вся в руках Бахметьева, уносится ввысь его волей и парит над ним, ласково-нежно склоняясь, как в последней позе певучего адажио. А вариация пролога? Это очень сложный и технически труднейший танец. Пусть Кириллова с блеском преодоле вает все трудности и делает их неощутимыми для «не посвященного» в тайны классического танца. Все же вариация эта остается в плане не только «душой», но и умом «исполненного» танца, так как вся построена на тех же летящих арабесках. Особенно привлекают внимание с большим искусством поставленные и выполненные туры на аттитюд: от быстрого кружения Кириллова как бы освобождается легкими плие и снова застывает в летящей позе — эффект, трудно передаваемый словом, но приковывающий внимание новизной и выразительностью. «Светскую беспечность» надо было бы передавать не этими волевыми и зрительно насыщенными движениями.
Е. Чикваидзе и С. Дубинин в балете «Кавказский пленник»
Бахметьев не танцует. Но роль получилась чрезвычайно трудная, ибо он почти не сходит со сцены и в каждом акте у него несколько танцев со сложными поддержками. Дубинин проводит свою партию, может быть, не совсем ровно. Но если к концу спектакля порою хочется укорить его в однообразии игровых приемов, то вина, пожалуй; и не его. Вина в затянувшемся и не находящем разрешения взаимоотношении с черкешенкой, повторяющем все одну тему на протяжении двух с половиной актов. Однако образ его героя вышел у Дубинина и ярким и колоритно-романтичным. И опять помогли тут счастливые внешние данные — голова молодого Байрона и красивый рост. Что Дубинин умеет играть сильные и бурные сцены, мы знаем уже по его роли Андрэ в «Фадетте». В Бахметьеве открылись новые стороны его сценического дара — сцены расставания с княжной полны искренней, глубокой душевной боли. Образ соперника Бахметьева — петербургского молодого, но сановного князя — удачно воплощен Николаевым. Он нашел сдержанность и элегантность манер и, что очень нелегко, умеет не выходить из этого светского образа при всех поддержках классического танца. Если мы перейдем к основным актам балета, кавказским, то тут-то и попадем в область, где «глаз» будет очень протестовать и настаивать на своих правах. И прежде всего — как просто и прямо подошел постановщик к своей картине! Вся сцена как на ладони. Где романтическая отдаленность эпохи, где игра света, столь известная всякому побывавшему на Кавказе: длинные лунные тени, костры, ползущие туманы, палящее солнце? Ровный театральный свет, от него не спасают лучи прожекторов, задача которых освещать исполнителей, а не создавать световую картину. В этом ровном свете не оживают колоритные народные танцы, несмотря на то, что поставлены оригинально и темпераментно. Совсем по-новому для театральной сцены трактованы танцы и облик джигита, нашедшего прекрасного воплотителя в лице Соколова, глядя на которого трудно поверить, что перед нами не подлинный дикий обитатель гор. Но не хватает какой-то постановочной черты, которая отодвинула бы и эти образы и танцы на век назад. Слишком просто они поставлены перед нами лицом к лицу. Может быть, грешат тут и костюмы. Но к кому предъявлять за них претензию? К художнику или постановщику? Думаем, что в конечном счете к последнему, так как от него исходит и задание и окончательная санкция. К нему и следует обратиться с главными претензиями возмущенного «глаза», до которых мы дошли. Это— облик черкешенки. Как. можно было додуматься до ее разрезной коротенькой тунички, обнажающей и ноги, и руки, и спину, — непостижимо! Чем может передать артистка, так наряженная, облик «девы гор»? Дева гор — вся в легких тканях, в чадре, в шальварах, в веящих рукавах. Как можно было не прельститься этим романтичным, заманчивым, таким танцевальным и выгодным для игры костюмом? Непостижимо! Так или иначе, Чикваидзе, играющая черкешенку, в своей туничке, в театральном трико, с непокрытой головой, поставлена в жестокие условия. Она героично борется с ними, но «глаз», «глаз» — что видит? Видит полуобнаженную «классичку» и никогда не согласится поверить, что перед ним с детства знакомый романтический образ пушкинской черкешенки. Искренне жаль тщетных усилий талан-, тливой артистки в борьбе с непреодолимым препятствием. Нам кажется неизбежным выход: костюм Чикваидзе должен быть в корне изменен. Дайте ей возможность играть и танцевать правдоподобно, и она сумеет вступить в дружный ансамбль своих новых и талантливых молодых товарищей. Вот вкратце наши пожелания и советы, может быть, непрошенные, но подсказанные долгим театральным опытом, горячим сочувствием к росту столь интересного молодого балетного коллектива Малегота. . Шарль Дидло
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[38]
А. П-ч — см. Ушаков Александр Павлович Аванци Гаспаро ди — итальянский танцовщик, учитель танцев середины XVI века Авдотья — см. Тимофеева Адис Леопольд — французский артист балета, педагог, теоретик классического танца Адриан (Адриен или Андриен) де ля Невилль Мартин Жозеф (1767—1822) — бельгийский певец (бас), композитор Айамонте д', маркиз Аксинья—см. Сергеева Алансонский герцог — см. Франсуа де Валуа Алар — французский артист ярмарочных театров. В конце XVII века возглавлял труппу канатных плясунов Александра Павловна (1783— 1801) — великая княжна, дочь Павла I 268 Аллар Мари (1742—1802) — французская артистка балета комического жанра Алмасзаде Гамэр Гаджи Ага кы-зы (род. 1915) — артистка балета, балетмейстер, педагог Альбер Луиза — французская артистка балета, жена Ф. Альбера Альбер (наст. имя и фам. Ферди-нанаДекомбе),(1789—1865)— французский артист балета, хореограф, педагог Альбрехт V Великодушный (ум. 1579) — герцог Баварский в 1550—1579 гг. Альджизи Луиза — итальянская артистка балета конца XIX века Андреянова Елена Ивановна (1819—1857) — артистка балета Андрианов Самуил Константинович (Дементьевич) (1884— 1917) — артист балета, балетмейстер, педагог Анненков Юрий Павлович (1889—1974) — график и живописец Антонин (Антонен) — французский артист балета, служил на петербургской сцене в 1817— 1827 гг. Аппиано Чезаре — итальянский танцовщик и учитель танцев конца XVI века Апулей (род. ок. 124 н. э.) — древнеримский писатель Арапов Пимен Николаевич (1796—1861) — историк театра, драматург, критик. Автор «Летописи русского театра» (1861), охватывающей пе-. риод 1673—1825 Арбо Туано (наст. имя и фам. Жеан Табуро)(1519—1596)— французский теоретик танца, автор первого руководства по бытовым и жанровым танцам «Орхезография» (1588) Арена Антонио (Антониус) (ум. 1544) — французский теоретик танца Арженсон Рене Луи д' маркиз (1694—1757) — государственный деятель, писатель, автор мемуаров Ариосто Лудовико (1474— 1533) —итальянский поэт Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) — древнегреческий поэт-комедиограф Асенкова Александра Егоровна (1796—1858) — драматическая актриса, мемуаристка, мать В. Н. Асенковой Асенкова Варвара Николаевна (1817—1841) — драматическая актриса Ассо Мартино да — итальянский танцовщик и учитель танцев второй половины XVI века Афиней (Атеней) — греческий ритор и грамматик (конец II — начало III века н. э.), автор многотомного труда «Пир мудрых» Баварский герцог — см. Аль-брехт V Великодушный Баженов Александр Николаевич (1835—1867) — писатель, переводчик, театральный критик Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788—1824) — английский поэт-романтик Бакст (наст. фам. Розенберг) Лев Самойлович (1866—1924) — живописец, театральный художник, один из ведущих декораторов Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева Балабина Фея (Феона) Ивановна (1910—1982) — артистка балета, педагог Балашов Василий Михайлову." (1762—1835) — артист балета, балетмейстер, педагог, выдающийся исполнитель русских плясок Баллон Жан (1676—1739) — французский артист балета, балетмейстер Бальзак Оноре де (1799—1850) — французский писатель Бапст Жермен Констан (1853— 1921) — французский историк театра и археолог Барберина — см. Кампанини Барберина Барбетта Алессандро — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки, учитель танцев середины XVI века Барелла Джиовани, прозванный Виконтом — итальянский учитель танцев середины XVI века Барон Опост (1794—1862) — французский историк танца Бартолоцци Франческо (1728— 1813) — итальянский художник, гравер Баттиононе Аннибале — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки середины XVI века Бах Иоганн Себастьян (1685— 1750)— немецкий композитор и органист Беккариа Карло — итальянский учитель танца и вольтижировки конца XVI века Беккер Герасим Ефимович (ум. 1817) — танцовщик придворного российского театра, преподаватель танца в Петербургской театральной школе Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) — литературный критик, публицист Белла — артистка балета конца XIX века Белый Андрей (наст. имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934»—писатель Бельджойзо Бальдассарино (во французском варианте Бо-жуайё Бальтазар де) — итальянский танцовщик, учитель танцев конца XVI века Бён Макс фон (род. 1889) — автор книг о модах, книги «Der Tanz» и др. Бенуа Александр Николаевич (1870—1960) — живописец. график, театральный художник, историк искусства. Работал для балетного театра как художник и сценарист Берг Ольга Максимилиановна (род. 1907) — артистка балета, дирижер, педагог Беретта Катарина (1839—1911) — итальянская артистка балета, педагог Берилова Настасья Парфентьев-на (1776—1804) — танцовщица, исполнительница главных партий в балетных спектаклях Бернштейн Николай Александрович (1896—1966) — нейро- и психофизиолог. Его исследование по физиологии движения — теоретическая основа биомеханики Бершу Жозеф (1765—1839) — французский писатель 204, 205, 226,232 Бессоне Эмма — итальянская артистка балета, гастролировала в России в 1887, 1890— 1891 гг. Бетховен Людвиг ван (1770— 1827) — немецкий композитор, пианист и дирижер Би Оскар (1864—1938) — немецкий критик и историк танца, музыки, изобразительных искусств Бианколелли Луи, прозванный Доминик (ум. 1729) — военный инженер, автор нескольких комедий для итальянского театра, по национальности итальянец, сын Доминика, крестник Людовика XIV Бианколелли Пьер Франсуа (1680—1734) — французский артист, драматург, играл в Италии, затем — во Франции, автор комедий, по национальности итальянец, сын Доминика Биас Фанни (1789—1825) — французская артистка балета Бибиена (наст. имя и фам. Бер-нардо Довици) (1470— 1520) — итальянский драматург Биготтинй Эмилия (1784— 1858) — французская артистка балета Блазис Карло (Шарль) (1795, по др. данным 1803—1878) — итальянский артист балета, балетмейстер, педагог, хореограф, автор книг по теории и практике танца, служил в Москве в 1861—1864 гг. Блаш Алексис Сипьон (1792— 1852, по др. данным 1791—1850) — французский балетмейстер, педагог. В 1832— 1836 гг. работал в Большом театре в Петербурге, преподавал в Петербургской театральной школе Блок Александр Александрович (1880—1921) — поэт Блонден Жан Франсуа (1824— 1897) — французский акробат Богданова Надежда Константиновна (1836—1897) — артистка балета Богданович Ипполит Федорович (1743—1S03) — поэт. Автор повести в стихах «Душенька», написанной на античный сюжет Бокан (наст. имя и фам. Жак Кордье) (1583—1653) — французский учитель танцев, балетмейстер, скрипач Болье — французский артист балета Бомарше (наст. имя и фам. Пьер Огюстен Карон) (1732— 1799) — французский драматург Бомонт Сирил Уильям (1891— 1976) — английский историк балета, один из основоположников современной английской балетной критики, автор книг по теории и практике классического танца Босе дю—аббат Боттичелли Сандро (наст. имя и фам. Алессандро Филипепи) (1445—1510) — итальянский живописец Бочаров Михаил Ильич (1831— 1895) — художник, театральный декоратор Бошан Луи (1597—1666) — французский скрипач, входил в состав «скрипачей короля», отец П. Бошана, сын П. Бошана-старшего Бошан Пьер-старший (1564— 1627) — французский скрипач, член цеха скрипачей и мастеров танца, отец Л. Бошана, дел П. Вешана Бошан Пьер (1636—1719) — фршщучский артист балета, балетмейстер, педагог, изобретатель приема записи танца, способствовал утверждению и развитию классического танца как утастник создания Королевской академии танца, ее директор с 1661 г. Брантом (Пьер де Бурдсльс. сеньор де Брантом) (1540— 1614) — французский придворный, автор мемуаров Браческо Вирджилио — итальянский танцовщик, хореограф, учитель танцев середины XVI века Брианца Карлотта (1867— 1930) — итальянская артистка балета, в 1887 г. впервые выступила в Петербурге, в 1889—1891 гг. танцевала в Мариинском театре Бриссак Шарль I де Косее (1505— 1563) — вице-король Пьемонта Бросс Шарль де (1709—1777) — французский историк, президент бургундского парламента Брюллов Карл Павлович (1799— 1852)—художник Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924)—поэт Буало Никола (1636—1711) — французский поэт, критик, теоретик классицизма Буанье Шарль де (род. 1808) — французский мемуарист Буасси Луи де (1694—1758) — французский драматург Бурнонвиль Август (Огюст) (1805—1879) — датский артист балета, балетмейстер, педагог Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, родоначальник английского материализма Ваганова Агриппина Яковлевна (1879—1951) — артистка балета, педагог, балетмейстер Вазем Екатерина Оттовна (1848— 1937) — артистка балета, педагог Вайнонен Василий Иванович (1901—1964) — артист балета, балетмейстер Вальберх Иван Иванович (1766— 1819) — артист балета, балетмейстер, педагог Валькьера Джиовани Амбро-зио — итальянский учитель танцев и фехтования середины XVI века Вандербек Морис — глава труппы танцоров конца XVII — начала XVIII века Ван Эйк Ян (ок. 1390—1441) — нидерландский живописец Вараде Джиовани Баттиста — итальянский учитель танцев и фехтования середины XVI века Вараде Микель Анджело — итальянский танцовщик и музыкант конца XVI века Васильева Александра Николаевна (род. 1843) — артистка балета Васильева Зинаида Анатольевна (род. 1913) — артистка балета. педагог Вега Карпьо Лопе Феликс де (1562—1635) — испанский драматург Вееге Фриц (род. 1880) — немецкий археолог, автор трудов по античным росписям, вазовой живописи, древнему танцу Венгеров Семен Афанасьевич (1855—1920) — историк литературы, библиограф Веригина Валентина Петровна (1882—1974)— драматическая актриса Верон Луи Дезирэ (1798—1867) — французский публицист, директор Парижской оперы, автор мемуаров Вестрис Гаэтано Аполлонио Бальтазаре (1729—1808) — французский артист балета, балетмейстер, педагог, по национальности итальянец Вестрис Огюст (наст. имя Мари Жан Огюстен) (1760—1842, по др. данным 1840, 1843) — французский артист балета, педагог; внебрачный сын и ученик Г. Вестриса и М. Аллар, имел прозвище «Вестр'Аллар» Вестрисы — французская династия артистов балета (по происхождению итальянцы) Вечеслова Татьяна Михайловна (р. 1910) — артистка балета, педагог Вигано Сальваторе (1769— 1821) — итальянский артист балета, балетмейстер, педагог Вигель Филипп Филиппович (1786—1856) — крупный чиновник, мемуарист Виконт — см. Барелла Джиовани Вилль Эльза (Елизавета) Ивановна (1882—1941) — артистка балета Вилье Гастон (1846—1915) — французский историк балета Вильтзак Анатолий Иосифович (роц. 1896) — артист балета, педагог Винчи — см. Леонардо да Винчи Вирсаладзе Симон Багратович (род. 1908) — театральный художник Владимиров Петр Николаевич (1893—1970) — артист балета, педагог Водрю — танцовщица начала XVI века Вокансон Жак де (1709—1782) — французский механик, сконст-- руировавший автомат — фигуру флейтиста Волков Николай Дмитриевич (1894—1965) — театральный критик, искусствовед, драматург, автор балетных либретто Волкова Варвара Петровна (1816—1907) — артистка балета, преподаватель танцев Волынский (наст. фам. Флексер) Аким Львович (1865—1926) — искусствовед, балетный критик, автор статей и книг о балете Вольтер (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — французский писатель и философ-просветитель Врубель Михаил Александрович (1856—1910) — художник Всеволожский Иван Александрович (1835—1909)— директор императорских театров, с 1881 по 1886 г. — петербургских и московских, с 1886 по 1899 г. — петербургских Гаварни Поль (наст. имя и фам. Сюльпис Гийом Шевалье) (1804—1866) — французский график Гамильтон Эмма леди (1763, по др. данным 1761—1815) — авантюристка, горничная, затем жена английского посла в Неаполе, любовница адмирала Г. Нельсона, исполнительница античных «аттитюдов», танца с шалью Гамош — французский артист XVIII века Ганасса Дзан (наст. имя и фам. Альберто Назелли) (ок. 1540— ок. 1588) — итальянский актер, играл в Париже, Лионе, в 1574 г. выступал со своей труппой в Испании Гардель Максимильен Леопольд Филипп Жозеф (1741— 17S7) — французский артист балета, балетмейстер, в 1781—1787 гг. — главный балетмейстер Парижской оперы, брат П. Гарделя Гардель Мари Элизабет Анн Бу-берт(1770—1833)—французская артистка балета Гардель Пьер Габриель (1758— 1840) — французский артист балета, балетмейстер, реформатор искусства танца; в 1788—1827гг. — главный балетмейстер Королевской академии музыки; брат и ученик М. Гарделя Гейнце Николай Эдуардович (1852—1913) — писатель, драматург Генрих II (1519—1559) — король Франции с 1547 г. 119,120 Генрих III (1551—1589) — герцог Анжуйский, впоследствии — король польский, король Франции с 1574 г. Генрих IV (1553—1610) — король Франции с 1589 г. (фактически с 1594 г.) 139, 187 Генрих Гиз, герцог. Лотарингс-кий (1550—1588) — один из организаторов Варфоломе-евской ночи 124 Гердт Павел (Павел-Фридрих) Андреевич (1844—1917) — артист балета, педагог Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.) — древнегреческий историк Герцман Эрик — немецкий исследователь танца Гете Иоганн Вольфганг (1749— 1832) — немецкий писатель Гизольфе Джиеронимо — итальянский танцовщик конца XVI века Гимар Мари Мадлен (1743—1816) — французская артистка балета Глазунов Александр Константинович (1865—1936) — композитор, дирижер, педагог Глушковский Адам Павлович (1793— ок. 1870) — артист балета, балетмейстер, первый теоретик и историк русской хореографии, автор «Воспоминаний балетмейстера» Гойон — французский танцовщик конца XVIII века Головин Александр Яковлевич (1863—1930) — театральный художник Гольц Николай Осипович (1800— 1880) — артист балета, педагог, балетмейстер Гомер — легендарный древнегреческий эпический поэт Гонкур Эдмон (1822—1896) — французский писатель Горский Александр Алексеевич (1871—1924) — артист балета, балетмейстер, педагог Горшенкова Мария Николаевна (1857—-1938) — артистка балета Госселен Женевьева (1791—1818) — французская артистка балета Гофман Эрнест Теодор Амадей (1776—1822) — немецкий писатель, композитор, живописец Гофман Юрий Федорович (род. 1915) — артист балета Граведо Джиакомо Филиппе— итальянский танцовщик, мастер вольтижировки конца XVI — начала XVII века Гран Люсиль (1819—1907) — датская артистка балета, балетмейстер, в 1843 г. гастролировала в Петербурге Грановская Елена Маврикиевна (1877—1968) — драматическая актриса Гранцова (Гранцева) Адель (1845—1877) — немецкая артистка балета. В 1865—1870 гг. выступала в Москве и Петербурге 300,305,306 Греко — см. Эль Греко Греков Александр (1759—1826)— артист балета 429 Гретри Андре Эрнест Модест (1741—1813) — французский композитор Гризи Карлотта (1819—1899) — итальянская артистка балета и певица, гастролировала в России в 1850—1853 гг. Гримм Фридрих Мельхиор, барон (1723—1807) — французский писатель Гроссман Леонид Петрович (1888—1965)—литературовед, писатель Гуасконе Пьетро Антонио — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки середины XVI века Гульельмо из Пезаро — итальянский танцовщикXV века, учитель танцев, автор учебника бального танца Гусев Петр Андреевич (1904— 1987) — артист балета, балетмейстер, педагог, один из организаторов группы «Молодой балет» Гюге Эжен (1821—1875) — французский артист балета, педагог, в 1848—1869 гг. служил в Петербурге Гюго Виктор Мари (1802—1885) — французский писатель 250 Даванцати де Бостичи Бернардо (1529—1606) — итальянский писатель, переводчик Давид — царь Израильско-Иудей-ского государства с '1055 по 1015 г. до н. э. Давид Жак Луи (1748—1825) — французский художник Давилье Жан Шарль, барон (1823—1883) — французский историк искусства, коллекционер Далейрак Никола (1753—1809) — французский композитор Данилова (наст. фам. — Перфильева) Мария Ивановна (1793— 1810) — артистка балета Делиб Лео (1836—1891) — французский композитор Делиль — французская танцовщица начала XVIII века Делиньи — французская артистка балета конца XVIII века Дель-ЭраАнтониетта(род. 1861)— итальянская артистка балета, в 1886 г. впервые выступила в России, в 1892 г. была первой исполнительницей партии феи Драже в «Щелкунчике» П. И. Чайковского на сцене Мариинского театра Депре — см. Жоскен Депре Депрео Жан Этьен (1748—1820)—-французский артист балета Дера — французский преподаватель танцев XIX века, автор «Словаря танца» Державин Гаврила Романович (1743—1816) — поэт Джером Джером Клапка (1859— 1927) — английский писатель Джиера Джиовани Франческо — итальянский учитель танцев конца XVI века Джильрей Джеймс (1757—1815)— английский художник-карика-турист 213,214,219,220,278, - 416 Джироламо Кремонец — итальянский танцовщик, учитель танцев конца XVI века 124 Джиусти Бернардино, де — итальянский учитель танцев середины XVI века 120 Джонс Иниго (1573—1652) — английский художник, работавший в нач. XVII века над созданием своеобразных балетов, так называемых «масок» 131, 134 Джури Мария (ум. 1912) — итальянская артистка балета концаXIX века 320 Дидло Карл Карлович (1801— 1855) — артист балета, впоследствии — переводчик, губернский секретарь, учитель танцев, сын Р. и Ш. Дидло 273, 275 Дидло Роза (ум. 1803) — французская артистка балета, первая жена Ш. Дидло, мать К. Дидло 213, 215, 219, 220, 273—276 Дидло Шарль (Карл) Луи (1767— 1837) — французский артист балета, балетмейстер, педагог, с 1801 до 1829 г. (с перерывом 1811—1816) служил в России 5, 7, 13, 18, 36, 215—217, 219, 220, 227, 228, 231, 271, 273— 279, 282, 283, 286, 293, 294, 301, 312, 315, 323, 341, 342, 401—^29 Диобоно Помпео — итальянский танцовщик, учитель танцев середины XVI века 119, 120, 122,123 Ди Терранова, герцог — губернатор Милана 122 Доберваль (наст. фам. Берше) Жан (1742—1806) — французский танцовщик, балетмейстер 198, 199, 201, 202, 404, 410, 420, 422 Доминик (наст. имя и фам. Доме-нико Бианколелли) (ок. 1640— 1688) — итальянский артист, друг Ж.-Б. Мольера, создатель образа нового блестяще остроумного Арлекина 159,162,188 Донателло (наст. имя и фам. До-нато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок. 1386—1466) — итальянский скульптор 309 Дор Генриетта (1844—1886) — австрийская артистка балета, в 1868—1870 гг. танцевала в России 305,306 Дора КлодЖозеф (1734—1780) — французский поэт 191, 196, 198,205 Д'0рневаль (Дорневаль) Жак Филипп (ум. 1766) — французский драматург 217 Дризен Отто — немецкий ученый 130,159 Дубинин Сергей Павлович (1912— 1943) — артист балета 501 Дудинская Наталья Михайловна (род. 1912) — артистка балета 466,479,480,488, 494 Дудко Михаил Андреевич (род,-1902)—артист балета 466 Дункан (Данкан) Айседора (Иза-дора) (1877—1927) — американская танцовщица, одна из основоположниц свободного танца, с 1904 по 1913 и в 1920-х гг. неоднократно выступала в России 330 Дюгазон (урожд. Лефевр) Луиз Розали (1755—1821) — французская певица (сопрано), начала выступать как балерина 213 Дюмануар Гильом (1615— 1690) — французский танцов- щик, учитель танцев, скрипач, композитор 140,155 Дюмериль Еделсстан (1801— 1871) — французский историк театра 30,114,125 Дюмулен — французский танцовщик первой половины XVIII века )94 Дюпор Луи Антуан (1781, по др. данным 1783—1853) — французский артист балета, Оалет-мейстер. В 1808—1812 гг. выступал в Петербурге и Москве 205. 226—233, 279, 409, 453, 458 Дюпре Луи (ок. 1697—1774) — французский артист балета, балетмейстер, педагог, один из основоположников мужского сценического танца 163, 183, 190—192, 194,267 Дюрер Альбрехт (1471—1528) — немецкий художник 33 Дютак Жан (ок. 1785—1873) — французский артист балета, с 1803 г. служил в Петербурге 429 Дюфор Жан Батист — французский учитель танцев первой половины XVIII века 153,167 Дягилев Сергей Павлович (1872— 1929) — театральный деятель, пропагандист русского искусства за рубежом, создатель постоянной труппы «Русский балет Дягилева» (1913—1929) 439 Евкраций 73 * Егорова Любовь Николаевна (Александровна) (1880—1972) — артистка балета 323 Елена Павловна, великая княжна (1784—1803) — дочь Павла I 268 Елизавета Петровна (1709—1761) — императрица с 1741 г. 268 Елизавета Французская (1545— 1568) — королева Испании с 1559 г. 120 Еромолаев Алексей Николаевич (1910—1975) — артист балета, балетмейстер, педагог 454, Жавилье — французский танцовщик XVIII века 197 Жаль Огюстен (1795—1873) — французский ученый 175 Желсзнова Нина Алексеевна (1913—1965) — артистка балета, педагог Жироде-Триозон Анн Луи (1767— 1824) — французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий, писатель 256 Жихарев Степан Петрович (1788— 1860) — писатель, драматург, переводчик, председатель театрально-литературного комитета при Дирекции, императорских театров, автор мемуаров «Записки современника» 279 Жоскен Депре (ок. 1440, по др. данным — ок. 1450—1521) — франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы 33 Закс Курт (1881—1959) — немецкий музыковед, историк балета, автор труда «Всемирная история танцев» 80, 84, 87, 100, 118,124 Захаров Ростислав Владимирович (1907—1984) — артист балета, балетмейстер, режиссер, педагог 480,490 Зонтаг Генриетта (наст. имя и фам. Гертруда Вальбурга Зон-нтаг) (1806, по др. данным 1805—1854) — немецкая певица (колоратурное сопрано). С 1830 по 1837 г. давала концерты в Петербурге и Москве 252 Зотов Рафаил Михайлович (1795, по др. данным 1796—1871) — драматург, писатель, театральный критик, мемуарист 278, 282,294,411,424 Зоцо — итальянская артистка балета концаXIX века 320 Зубковский Николай Александрович (1911—1971) — артист балета, педагог 10, 453—458. 460,481 Ибсен Генрик (1828—1906) — норвежский драматург, театральный деятель 476 Иванов Лев Иванович (1834— 1901) — артист балета, балетмейстер, с 1882 г. — режиссер петербургской балетной труппы, с 1885 г. — второй балетмейстер театра. В 1894 и 1895 гг. поставил 2-й и 4-й акты балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в Мари-инском театре 147, 436, 437, 471,472,478 Иванова Валентина Константиновна (род. 1898) — артистка балета Иванова Лидия Александровна (ум. 1924) — артистка балета 453 Ивкова Евгения Николаевна (1910—1981) — артистка балета, педагог 498 Идзиковский Станислав (1894— 1977) — польский артист балета, педагог Иконина Мария Николаевна (Ни-коновна) (1787—1866) — артистка балета 280, 429 Иогансон Христиан Петрович (1817—1903) — артист балета, педагог, с 1841 г. работал в Петербурге, по национальности швед 31, 286, 287, 299, 307— Иордан Ольга Генриховна (1907—1971) — артистка балета, педагог Истомина Авдотья Ильинична (1799—1848) — артистка балета 277, 278, Каверон Роберт — глава цеха менестрелей Франции XIV века 94 Казанова Джованни Джакомо (1725—1798) — итальянский писатель, мемуарист 191, 192,194 Казартелли — итальянский художник XIX века 221 Калло Жак (1592, по др. данным 1593—1635) — французский художник-график 130, 131 134,135,153, 182 Кальмейер Хаде — руководитель школы танца в Берлине 28 Камарго (наст. фам. Кюпис де Ка-марго) Мари Анн (1710 — 1770) — французская артистка балета, по национальности испанка 13,180,183,192—197, Каминская Вера Ивановна (Григорьевна) (1907—1981) — артистка балета, педагог 478 Кампанини Барберина (1721— 1799) — итальянская танцовщица 35, 196, Каннингэм Петер (1816—1869) — английский писатель 131 Канова Антонио (1757—1822) — итальянский скульптор 224, 227,417 Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ 239, 254 Каплан Семен Соломонович (Шлемович) (род. 1911) — артист балета, педагог 455 Карамзин Николай Михайлович (1766—1826) — писатель, историк 204 Каратыгин Петр Андреевич (1805—1879) — драматург, актер, педагог, мемуарист Каркано Себастиани — итальянский танцовщик конца XVI века 125 Каркин (в переводе—рак)—древнегреческий трагический поэт. Из четырех его сыновей один (Ксенокл) был поэтом, остальные — танцовщиками 60 Карл Великий (742—814) — франкский король с 768 г., с 800 по 814 г. — римский император 74 Карл V (1500—1558) — император «Священной Римской империи» в 1519—1556 гг., ко- . роль Испании Карлос 1 в 1516—1556гг. 119 Карл VI Безумный (1368—1422)— король Франции с 1380 г. 112 Карл IX (1550—1574) — король Франции с 1560 г. 120 Карл-Эммануил I или Великий герцог Савойский (1580— 1630) — сын Эммануила Филиберта, герцога Савойского, муж Екатерины, дочери Филиппа II Кармонтель Луи Каррожис(1717— 1806) — французский художник и поэт 201,202 Карозо Марко Фабрицио да Сер-монета (ок. 1527—ок. 1605) — итальянский танцовщик, хореограф, теоретик балета и композитор 121, 150, 152, 154,167,173, 182 Карсавина Тамара Платоновна (1885—1978) — артистка балета 328,332,335 Кастиль-Блаз (наст. имя и фам. Франсуа Анри Жозеф Блаз) (1784—1857) — французский театровед 233, 243, 244, ,255,256,258 Кастильоне Бальтазар (Бальдас-сарре)(1478—1529)—итальянский писатель 115, 116, 156 Катарина — герцогиня Савой-ская, жена ЭммануилаФили-берта 123 Катон Старший (243—149 до н. э.) — римский писатель, консул, цензор, поборник староримских нравов 119 Каюзак Луи де (1700—1759) — французский писатель 186, 188 Кеммерер Александра Николаевна (1842—1931) — артистка балета 301 Киприан святой (ум. 258) —епископ Карфагенский 73 Кириллова Галина Николаевна (р. 1916) — артистка балета, педагог 456, 457, 482, 499,500 Клементе Неаполитанец — итальянский танцовщик конца XVI века 125 Клерон (наст. имя и фам. Клер Жозеф Ипполит Лерис де Латюд) (1723—1803) — французская драматическая актриса 213 Клотильд (Клотильд Огюстин Мальфлерой) (1776—1826) — французская артистка балета 233, 409 Клуэ Франсуа (ок. 1520—1572) — французский художник 494 Козьма Прутков — коллективный псевдоним писателей А. К. Толстого и братьев А. М. и В. М. Жемчужниковых 147 Колинет Роза (1784—1843) — французская артистка балета, служила в Петербурге с 1799 г., вторая жена Ш. Дидло 275,276,429' Колосова (урожд. Неелова) Евгения Ивановна (1780—1869)— артистка балета 275, 276. 278—280,404,405,419,423,429 Комаров Борис Николаевич (род. 1906) — артист балета 45 5 Компан Шарль (род. 1740) — французский теоретик танца, автор «Словаря танца» 133, 135,174 Компассо Лючио — итальянский танцовщик, учитель танцев середины XVI века 120 Компиано Орпандо Ботта да — итальянский учитель танцев конца XVI века 123 Констанс — см. Плетень Констанс Коралл ьеро—см.МариаДжиовани Корень Сергей Гаврилович (1907—1969) — артист балета, балетмейстер Корнальба Элена — итальянская артистка балета концаXIXвека 32,320 Корнель Пьер (1606—1684) — французский поэт, драматург 137,404 Коростинская Екатерина Александровна (Коростинская 2-я) (1825—1864) — артистка балета 283 Костина Евдокия Степановна (род. 1824) — артистка балета 283 Кошева (наст. фам. Кошелева) Анна Дмитриевна (род. 1840) — артистка балета 303 Коэн Гюстав (1879—1958) — французский историк театра 114,115 Крейслер Фриц (1875—1962) — австрийский скрипач, композитор 479 Кремонец — см. Джироламо Кремонец Кресло Франческо Бернардино —итальянский учитель танцев конца XVI века 123 Круазет Луиза — французская артистка балета, в 1830— 1840-х гг. служила в Петербурге 253 Крэг- Генри Эдуард Гордон (1872—1966) — английский режиссер, художник и теоретик театра 418 Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э.) — древнегреческий писатель, историк 57. 66, 67,72 Кузнецова Галина Кузьминична (род. 1913) — артистка балета 494 Кукки Клодина (1834, по др. данным 1838—1913) — итальянская артистка балета, в 1865 г. гастролировала в Петербурге 305, 324 Кулон Анн Жаклин — французская артистка балета конца XVII века 213, 215 Кулон Жан Франсуа (1764— 1836) — французский артист балета, преподаватель классического танца 234,290,324 Кусков Иван — учитель танцев в Академии художеств и Шляхет-ном кадетском корпусе, автор учебника бального танца «Танцевальный учитель» 271 Кшесинская Матильда (Мария) Феликсовна (1872—1971) — артистка балета 323, 330 Кшесинский Иосиф Феликсович (1868—1942) — артист балета, педагог 478 Кэнингзм П. —см. Каннингэм Кюпи (род. ок. 1690) — скрипач, придворный музыкант, отец М.А.Камарго 180 Кякшт Георгий Георгиевич (1873—1936) — артист балета, педагог 326 Лабори — французский артист балета -конца XVIII века 215 Лавровский (наст. фам. Иванов) Леонид Михайлович (1905— 1967) — артист балета, балетмейстер, педагог 456, 457, 481—483, 490, 496—499, 501 Ламбранци Грегорио — итальянский хореограф и теоретик балета, автор книги «Школа феатрального танцования» 159, 160, 162, 164, 165, 167, 181,271 Лампуньяно Джулио Чезаре — итальянский учитель танцев и вольтижировки конца XVI века 122,123 Ланде Жан Батист (ум. 1748) — французский артист балета, педагог, балетмейстер. С начала 1730-х гг. —учитель танцев при дворе имп. Анны Иоан-новны и в Шляхетном кадет- v ском корпусе, основоположник первой русской балетной школы, впоследствии ставшей Петербургским театральным училищем 265—268, 270, 341 Ландер (Ланнер) Харальд (наст. имя и фам. Альфред Бернхардт Стевнсборг) (1905—1971) — датский артист балета, балетмейстер, педагог 20 Лани Жан Бартелеми (1718— 1786) — французский артист балета, балетмейстер, педагог 200 Лани Луиз Мадлен (1733—1777) — французская артистка балета 187 Ланкло Нинон де (1609—1701, по др. данным 1616—1706) — французская куртизанка, хозяйка литературного салона 168 Ланкре Никола (1690—1743) — французский художник 13 Ларив (наст. имя и фам. Жан Модюи) (1747—1827) — французский драматический актер, реформатор театрального костюма 213 Ларош Герман Августович (1845— 1904) — музыкальный критик, педагог 436 Лассо Орландо (ок. 1532—1594)— франко-фламандский композитор 33 Лаулер Лилиан Беатрис (род. 1898) — американская исследовательница истории древнегреческого и классического танца 45, 53 Лебедева Прасковья Прохоровна (1838—1917) — артистка балета 299 Лебрен Тома — французский танцовщик первой половины XVIII века 270 Лебрен Шарль (1619—1690) — французский художник, создатель официального придворного стиля Людовика XIV 154 Леваше де Шарнуа Жан Шарль — французский историк театрального костюма 212 Левинсон Андрей Яковлевич (1887—1933) — критик и историк балета, научно анализировал хореографию, позднее возглавлял школу критиков во Франции 11, 12, 141, 158, 167, 174, 175, 185, 233, 239, 241,242 Легат Густав Иванович (1837— 1895) — артист балета, по национальности швед, отец Н. Г. и С. Г. Легатов 341 Легат Николай Густавович (1869— 1937) — артист балета, балетмейстер, педагог с 1910 по 1914 г. — главный балетмейстер Мариинского театра. В 1922 г. уехал за границу, преподавал в труппе «Русский балет Дягилева», открыл школу в Лондоне 31, 307, 322. 326, 335. 336. 338, 339, 341,450 Легат Сергей Густавович (1875— 1905)—артист балета, педагог, брат Н. Г. Легата, совместно с ним создал альбом «Русский балет в карикатурах» 326 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий философ, математик, физик, языковед 38 Лекен (наст. фам. Кен) Анри Луи (1729—1778) — французский драматический актер 213 Леньяни Пьерина (1863—1923) — итальянская артистка балета. В 1893—1901 гг. танцевала в Мариинском театре 32,321 Леньяно Франческо — итальянский танцовщик середины XVI века 119 Леонардо да Винчи (1452—1519) — итальянский живописец. скульптор, архитектор, ученый. инженер Леонидова Капитолина Вячеславовна (род. 1910) — артистка балета 498 Лепик (Ле-Пик) Гертруда — французская артистка балета конца XVIII — начала XIX века, выступала в России 275 Ле-Пик Шарль (1749—1806) — французский артист балета, балетмейстер. В 1786—1798 гг. работал в Петербурге 274,275 Лепри Джованни — итальянский артист балета, педагог середины XIX века 226, 325 Ле-Руссо Ф. — балетмейстер середины XVIII века 162, 163 Лесаж Ален Ренэ (1668—1747) — французский писатель 217 Лесерф Жан Лорен (1674—1707) — французский музыковед 176 Лефевр — французская актриса XVIII века 187 Либлинг Эмиль (1851—1914) — пианист, композитор 98 Ливе Шарль Луи (1828—1896) — французский ученый, автор исторических трудов, составитель словаря языка Ж.-Б. Мольера 148,149 Лимидо Джиованина (1851— 1890) —• итальянская артистка балета 32, 320,322 Лист Ференц (1811—1886) — венгерский композитор, пианист, дирижер 297. 440, 478 Лихутина (по мужу — Люстих) Анастасия Андреевна (1802— 1875)—артистка балета 405 Лодиджиано Руффино — см. Фабианино Джиовани Пьетро Лоз Ф. де —- автор труда о балете 150 Лондриано Джиовани Амброджио, прозванный Маццакастрони— итальянский танцовщик, учитель танцев конца XVI века 122 Лопе де Бега — см. Вега Карпьо Лопе Феликс де Лопухов Федор Васильевич (1886—1973) — артист балета, балетмейстер, педагог 342, 343, 434, 450, 456, 471, 478,480, 481 Лор — французская артистка балета конца XVIII века 215 Лоран Пьер Жан — французский артист балета, балетмейстер конца XVIII века 215 Лорен Андрэ — французский хореограф XVII века 174, 175 Лотарингский герцог — см. Генрих Гиз Лукиан (ок. 120—ок. 190) — древнегреческий писатель-сатирик 45, 63, Людовик XIII (1601—1643) — король Франции с 1610 г. 139 Людовик XIV (1638—1715) — король Франции с 1643 г. Людовик XV (1710—1774) — король Франции с 1715 г. 173 Люком Елена Михайловна (1891— 1968) — артистка балета, педагог Люлли Жан Батист (1632— 1687) — французский композитор, по национальности итальянец 158, 175, 185, 186,192 Лядова Вера Александровна (1839—1870) — артистка балета 302 Мадаева Матильда Николаевна (наст. имя Матрена Тихоновна) (1842—1889) — артистка балета 301,303 Мазарини Джулио (1602— 1661) — французский политический деятель, кардинал 95 Майар — французская певица XVIII века 212 Макаров Василий Васильевич (1904—1946) — журналист, историк балета 9 Маковский Константин Егорович (1839—1915) — художник 411 Мальтэр-птица — французский танцовщик XVIII века 197 Маргарита — жена Федерико 1 Гонзага 118 Мариа Джиовани, прозванный Коралльеро — итальянский танцовщик, учитель танцев конца XVI века 124 Марсель (ум. 1759) — французский артист балета, учитель танцев 190,191,267 Мартинелли Джиовани Доме-нико — итальянский танцовщик, учитель танцев конца XVI века 124 Мартинелло Джиовани Стефано — итальянский учитель танцев середины XVI века 123 Мартино АнтонИо Мариа — итальянский танцовщик конца XVI века 125 Мартире Пьетро — итальянский танцовщик второй половины XVI века Массон Пьер Морис (1879— 1916) — историк литературы 173 Махаева Аграфена Дмитриевна (род. 1782) — артистка балета 429 Маццакастрони — см. Лондриано Джиовани Амброджио Мейер Поль (1840—1917) — французский ученый, историк литературы Мейербер Джакомо (наст. имя и фам. Якоб Либман Бер) (1791—1864) — композитор, жил в Германии, Италии, Франции 284 Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940) — драматический артист, режиссер, театральный деятель 8,418 Мекенем (Мекенен) Израэль ван (ум. 1503) — вестфальский золотых дел мастер и гравер 89 Мелира Аврелио — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки середины XVI века 124 Меллера Джиовани Андреа — итальянский танцовщик, мас- тер вольтижировки середины XVI века 124 Менаж Жиль (1613—1692) — французский филолог 148 Менделеев Дмитрий Иванович (1834—1907) — химик, педагог, общественный деятель. Отец Л. Д. Блок 7, 8 Мениль Фелисьен де (род. 1860)—историк балета 37 Менье Антонина — французский хореограф, педагог 336 Мерсье Луи Себастьен (1740— 1814) — французский писатель 180,422 Мессерер Асаф Михайлович (род. 1903) — артист балета, балетмейстер, педагог 20 Меццетин (наст. имя и фам. Анджело Костантини) (1654— 1729) — актер Парижского театра «Итальянская комедия», дублер Доминика в ролях Арлекина 161 Мешке Курт — немецкий исследователь танца 102—104, 112, 113,423 Миклашевский Константин Михайлович (1866—1944) — театровед Миллер Мари Анна (1770—1833) — французская артистка балета 215 Милова Евгения Васильевна (род. 1825) — артистка балета 283 Мильер Антуанетта — французская артистка балета начала XIX века 233 Минкус Людвиг Федорович (наст. имя Алоизий Людвиг) (1826—1917) — скрипач, композитор, по национальности чех (по другим сведениям поляк), с 1850-х по 1890 г. работал в России 469 Михайлов Михаил Михайлович (190Й—1979) — артист балета, педагог Мольер (наст. имя и фам. Жан Батист Поклен) (1622— 1673) — французский драматург, артист и театральный деятель 15, 133, 138, 159, 175,404,422 Монтансье Маргерит Брюне (1730—1820) — содержательница театра в Париже 275 Монтеверди Клаудио (1567— 1643) — итальянский композитор 33 Монтесю Полина Поль (1805— 1877) — французская артистка балета 244 Моссо Анджела (1846—1910)— итальянский физиолог 42 Моцарт Вольфганг Амадей (1756—1791) — австрийский композитор Мунгалова Ольга Петровна (1905—1942) — артистка балета 480 Мундт Николай Петрович (ум. 1872) — литератор, автор биографии Ш. Л. Дидло 216, 274 Муравьева Марфа Николаевна (Никифоровна) (1838— 1879) — артистка балета. В 1863—1864 гг. гастролировала в Париже 295, 298— 301, 310,313,314, 316,317 Мэдрано — семья артистов и владельцев французского цирка. Основоположник ее — Эмилио Джироламо Мэдрано (1849—1912) 84 Натарова (по мужу Чистякова) Анна Петровна (1835—1917)— артистка цирка, первая русская наездница, затем драматическая актриса 283, 288, 298 Невахович Михаил Львович (1817—1850) — карикатурист, издатель журнала-альбома «Ералаш» 286—288 Негри Чезаре (1536—1604) — итальянский артист и теоретик балета, хореограф, автор учебника танца, с 1554 г. — учитель танцев в Милане 119, 124, Нивелон Луи (ок. 1760—1838) — французский артист балета 187,215,409 Нижинский Вацлав Фомич (1889, по др. данным 1890— 1950) — артист балета, балетмейстер 326, 328, 335, 336 341,453,458 Николаев — артист балета 501 Николай I (1796—1855) — император с 1825 г. 406,407 Николе Жан-Батист (1710—1790, по др. данным 1796)—французский плясун на канате, акробат, антрепренер труппы «Великие танцовщики короля» Новалис (наст. имя и фам. Фридрих фон Харденберг) (1772— 1801) — немецкий поэт и философ 239,254 Новерр Жан Жорж (1727— 1810) — французский артист балета, балетмейстер, теоретик и реформатор хореографического искусства, один из основоположников балетного театра 15,186,187,190—193, 196, 200, 202—204, 213, 220— 222, 224, 225, 255, 271, 273, 276, 294. 403, 404, 419, 420, 423, 449 Новицкая Анастасия Семеновна (1790—1822) — артистка балета, педагог, преподавала танцы в Смольном и Екатерининском институтах 278, 280, 429 Обухов Михаил Константинович (1879—1914) — артист балета, педагог Огюст (наст. имя и фам. Огюст Пуаро) Август Леонтьевич (ок. 1780—1844) — французский артист балета, балетмейстер, педагог. С 1798 г. работал в Петербурге 271, 278, 279, 40,5, 419, 429 Одино Николь Медар (1732 — 1801) — французский актер, драматург, с 1767 г. — содержатель трупп балаганного типа 188,217,425 Омер Жан Пьер (1774—1833) — французский балетмейстер 256 Онуа Мари Катрин де, графиня (ум. 1705)—мемуаристка 105 Орлов Александр Александрович (1889—1974) — артист балета 480 Павел III (в миру Александр Фар-незе) — римский папа с 1534 по 1549 г. Павлов Иван Петрович (1849— 1936)—физиолог 438 Павлова Анна Павловна (Матвеевна) (1881—1931) — артистка балета Палвэлло Лодовико — итальянский танцовщик середины XVI века 119 Палестрина Джованни Пьерлуид-жи (ок. 1525—1594) — итальянский композитор 33 Паллисер Кассиано — историк балета 137 Пармеджиано Чезарс Агосто — итальянский танцовщик, учитель танцев, виртуоз игры на лютне конца XVI века 123 Парни Эварист (1753—1814) — французский поэт 417 Паста (урожд. Негри) Джудитта (1797—1865) — итальянская певица(сопрано) 256 Пекур Гийом Луи (1658, по др. данным 1651, 1653—1729) — французский артист балета, балетмейстер 31, 168, 174, 267 Периньон — французская танцовщица конца XVIII века 215 Перро Жюль Жозеф (1810— 1892) — французский артист балета, балетмейстер. В 1848— 1859 гг. работал в Петербурге 258, 290,291,296, 453,458, 469 Пескорино Джиовани Баттиста — итальянский учитель танцев конца XVI века 123 Петипа (1706—1739) — французская певица 187 Петипа Жан Антуан (1787, по др. данным 1782, 1796—1855 )— французский артист балета. балетмейстер, педагог. Отец и учитель М. И. Петипа, в России — с 1847 Петипа Мариус Иванович (1818— 1910) — артист балета, по национальности француз, с 1847 г. работал в России 17, 36, 294, 297, 298, 306, 307, 309, 316, 339, 341, 342, 423, 428, 436, 469, 472,-482 Петипа (урожд. Суровщикова) Мария Сергеевна (1836— 1882) — артистка балета, жена М. И. Петипа 298, 299, 310, 313,317 Писарев Дмитрий Иванович (1840—1868) — публицист, литературный критик, философ 143 Пласид — балаганный актер 230 Платон (428 или 427 до н. э. — 348 или 347) — древнегреческий философ Плетень (Делиль Плетень де Фер-севаль) Констанс (Юлия Констанция) (1783—1832) — артистка балета 275,429 Плещеев Александр Алексеевич (1858—1944) — писатель, театральный критик, историк балета, автор первого очерка по истории петербургского балета XVIII—XIX вв., сын писателя А. Н. Плещеева, с 1919 г. жил за границей 32, 33,295,327 Подцо Клавдио — итальянский учитель танцев конца XVI века 124 Поль Антуан (1797—1871) — французский артист балета 80,190,233 Пономарев Владимир Иванович (1892—1951) — артист балета, балетмейстер, педагог 31 Порроне Джиовани Паоло — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки середины XVIaeKa 124 Прево Франсуаз (1680—1741) — французская артистка балета, педагог Преображенская Ольга Иосифовна (Осиповна) (1871—1962)— артистка балета, педагог 323, 330,338 Прихунова Анна Ивановна (1830—1887) — артистка балета 313 Пруденций (ум. 861)—ученый богослов, епископ города Труа во Франции 104 Прюдон Пьер Поль (1758— 1823) — французский художник 417 Прюньер Анри (1886—1942) — французский музыковед 32, 98, 38, 473 Пуаро — см. Огюст А. Л. Пуньи (Пуни) Чезаре (Цезарь) (1802—1870) — итальянский композитор Пушкин Александр Иванович (1907—1970) — артист балета, педагог 494 Пушкин Александр Сергеевич (1799—1837) — поэт 15, 277, 283, 293, Пювинье (род. 1735) — французская танцовщица 187,191 Пюр Мишель де (1634—1680) — французский аббат 130,140 Рабон — французская танцовщица начала XVIII века 186 Радина Любовь Петровна (1838— 1917) — артистка балета 303 Рамо Хан Филипп (1683— 1764) — французский композитор и теоретик музыки 176, 179—182 Расин Жан (1639—1699) — французский поэт, драматург 137, Рафаэль Санти (1483—1520) — итальянский художник и архитектор 33 Рахель — см. Фарнгаген фон Эн-зе Рахель Рашель (наст. имя и фам. Элиза Рашель Феликс) (1821— 1858) — французская драматическая актриса 137 Рейнак (Рейнах) Саломон (1858— 1932) — французский филолог и археолог 66 Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) — голландский художник 33, 144—146 Реньяр Жан Франсуа (1655— 1709) — французский драматург 155 Ретц Жиль де (1404—1440) — французский маршал 114, 494 Рич Джон (1691, по др. данным 1682, 1692—1761) — английский драматический артист, режиссер, театральный деятель, основатель и руководитель театра «Ковент-Гарден», автор и исполнитель пантомим 189 Ришеле Пьер (1631—1698) — французский лексикограф, составитель словарей 133, 148,150 Ришелье Арман Жан дю Плесси (1585—1642) — кардинал, глава королевского совета, фактический правитель Франции 95 Родоканаки Эмманюэль (1859— 1934) — французский историк 118 Роз, Роза — см. Дидло Роза Роз, Роза (с. 275, 276) — см. Коли-нет Роза Розати (наст. фам. Галлетти) Каролина (1826—1905)— итальянская артистка балета 305,324 Роллан Ромен (1866—1944) — французский писатель, музыковед, общественный деятель 116 Ромбелло Пьетро Франческо — итальянский учитель танцев середины XVI века 123 Рубинштейн Ида Львовна (1885— 1960) — танцовщица, участница Русских сезонов за границей 213 Рудольф II (1552—1612) — император «Священной Римской империи» с 1576 г. 123 Рэргем — епископ XVIII века 220 Рюиздаль (Рейсдал) Саломон ван (1600, по др. данным 1603— 1670) — голландский художник 283 Савина Мария Гавриловна (1854—1915) — драматическая актриса 291 Савойский герцог — см. Эммануил Филиберт Сайрис П. — английский учитель танцев конца XVII — начала XVIII века Салле Мари (1707—1756) — французская артистка балета, балетмейстер, выступала в пантомимах Дж. Рича 183, 186,188, 189,214 Саломон Гасен бен —раввин, учитель танцев в средние века 118 Сальвиони Гульельмина (род. 1842) — итальянская артистка балета 305 Самокиш Николай Семенович (1860—1944) — художник; Санд Жорж (наст. имя и фам. Аврора Дюдеван) (1804—1876) — французская писательница 249 Санковская Екатерина Александровна (1816—1878) — артистка балета Сапунов Николай Николаевич (1880—1912) — живописец, театральный художник 412 Саттанео Джиованни Амброзио — итальянский танцовщик конца XVI века 125 Сашинька — см. Толбузин Александр Светлов (наст. фам. Ивченко) Валериан Яковлевич (1860— 1934) — балетный критик 315,339 Свиго Джиованни Баттиста — итальянский танцовщик конца XVI века Сегонд Альберик (1816—1887) — французский литератор 260 Седова Юлия Николаевна (1880— 1969) — артистка балета, педагог 323 Сезанн Поль (1839—1906) — французский художник 144 Селлер Людовик (псевд. Луи Лек-лерк) (род. 1828) — французский историк театра 260 Семенов Виктор Александрович (1892—1944) — артист балета, педагог Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) — римский политический деятель, философ, писатель 212 Сен-Клер Жозефина — французская артистка балета. В 1807—-1810 гг. служила в Петербурге 429 Сен-Леон Артюр (наст. имя и фам. Шарль Виктор Артюр Мишель) (1821—1870) — французский артист балета, балетмейстер, педагог, композитор, скрипач 260,294 Сент-Юберти (наст. имя и фам. Анн Антуанетт Клавель) (1756—1812) — французская певица (сопрано) 212,213 Сервандони Джованни Никколо (1695—1766) — итальянский архитектор, живописец, театральный художник, машинист сцены 414,416, 419 Сервантес Сааведра Мигель де (1547—1616) — испанский писатель 100 Сергеев Константин Михайлович (род. 1910) — артист балета, балетмейстер 465, 466, 479, 480, 488,494 Сергеева Аксинья — танцовщица 1730-х — 1740-х гг., одна из первых учениц Ж. Б. Ланде в России при дворе Анны Иоан-новны 268,270 Сермонета Фабрицио Кароэо да — см. Карозо Марко Фабрицио да Серов Валентин Александрович (1865—1911) — художник 214,320,333 Сешан Луи — французский исследователь истории танца Сиббер Колли (1671—1757) — английский актер и драматург, директор театра «Друри-Лейн» 189 Скальковский (псевдонимы — Граф Худой, Балетоман) Константин Аполлонович (1843— 1906) — журналист, публицист, театральный и балетный критик 295,327 Скаррон Поль (1610—1660) — французский поэт 149 Слонимская (Сазонова-Слоним-ская) Юлия Леонидовна (ок. 1884—1957) — драматическая актриса, затем литературовед, театральный критик, автор статей о балете 10, 49 Слонимский Юрий Иосифович (Осипович) (1902—1978) — балетовед, автор балетных сценариев 19, 248, 410, 412, 413,415 Смирнова Елена Александровна (1888—1934) — артистка балета, педагог Смирнова (по мужу — Невахович) Татьяна Петровна ,(1821— 1871) — артистка балета 285—287 Совико Антонио Альвиджи — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки середины XVI века 124 Совико Джиовани Баттиста — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки второй половины XVI века 124 Соколов Николай Сергеевич (род. 1912) — артист балета • 501 Соколова Евгения Павловна (1850—1925) — артистка балета, педагог 309—311, 313—316,320,333 Соколова Мария Петровна (1832—1897) — артистка балета 302,303 Сократ (470 или 469—399 до н. э.) — древнегреческий философ 57 Соловьев Николай Васильевич (ум. 1915) — балетовед, автор книги о Тальони 242 Сольдино Флорентиец — итальянский артист, танцовщик, содержатель труппы комедиантов, дававших представления при французском дворе в 1572г. 136,137 Сольнье — французская танцон щица XVIII века 215, 418 С ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|