Здавалка
Главная | Обратная связь

Гуманитарные модальности 10 страница



Например, если говорить об искусстве ювелира, то его блестящая техника оживляется его собственным творческим гением. Когда он учится, то сначала осваивает основные операции: учится сгибать колечки, паять, гранить камни, и все это во многом формально, то есть на физическом плане идет проработка Черной Луны. И лишь когда он доходит до очень высокого уровня техники, он может позволить себе уже личные, сущностные моменты, проявить вдохновение, которое связано с Томой.

У каждой техники есть уровень, когда Лилит уступает место Томе. Еще Ильф и Петров писали, что на скрипке нельзя играть средне. Если вы играете на ней плохо или средне — получается ужасно. На скрипке можно играть только блестяще. А гитара — иной инструмент. На гитаре можно играть весьма даже средненько, выучить пяток аккордов и аккомпанировать себе в песнях, и это их очень украсит. Здесь уровень сущностного переживания, самовыражения, идущего через Тому, становится возможным при гораздо меньшей работе с символами Лилит физического плана, освоить которые все же необходимо: в данном случае, следует научиться нужный палец левой руки ставить на нужный лад, и делать правильное движение правой рукой.

Для третьего уровня характерно то, что у человека уже нет жесткого разделения на Тому и Лилит. Все его сущностные переживания выражаются в каких-то символах (может быть, не очень точно и подробно), и все символы, которые он использует, в какой-то степени им сущностно пережиты: например, он не будет болтать о том, о чем он не имеет ни малейшего представления, и какое-то свое чувство всегда внесет в свою речь.

И здесь начинается то, что именуется «культурное развитие». Культура — это набор символических кодов, и культурный код сам по себе всегда относится к Черной Луне. Это набор символов, которыми люди обмениваются друг с другом, имея в виду передать сущностное, личное содержание, относящееся к Томе.

На четвертом уровне проработки оси находятся, например, люди искусства. Что такое творец? Это не просто человек, который что-то пережил, а потом способен выразить это в символах, понятных другим людям. Здесь типична такая последовательность включений Черной и Белой Лун: сначала Тома творца, потом его Лилит, потом Лилит зрителя (читателя), потом Тома зрителя (читателя). Однако наиболее сильные произведения искусства таковы, что они вторую Лилит (потребителя искусства) отключают. Например, человек, которому очень нравится песня, обычно очень долго не может воспринять слова этой песни. Его настолько завораживают ее первые слова и мелодия, что он погружается в нее полностью и конкретного смысла слов не воспринимает.

Талант творца заключается в том, что он способен перевести оригинальное личное переживание в доступные многим людям символы; при этом он какой-то мере формирует (в частности, расширяет) символическое пространство, то есть формирует язык символов. Так, реагируя на творчество больших поэтов, меняется сам литературный язык.

 

А теперь я задам вам вопросы для проработки темы Лилит и Томы. Давайте подумаем, в каких областях и сферах вашей жизни преобладает Лилит и, соответственно, Тома? Подумайте в этой связи о ваших конкретных жизненных ситуациях в семье, с партнерами, когда вы один на один с другим человеком, с друзьями, с природой. Подумайте о своих взаимоотношениях с мебелью, в частности, с диваном, со стульями, с постелью. Садитесь ли вы на стул формально или неформально? И что нужно, чтобы вы неформально сели на стул? Может быть, чтобы он угрожающе заскрипел, что вот-вот развалится, и тогда вы к нему прислушаетесь? Вспомните о сексуальных отношениях, о сексуально окрашенных отношениях и о телесных проявлениях вообще, то есть об эфирном и физическом планах. Как у вас происходит трансформация Тома — Лилит, то есть процесс ритуализации, когда сущностно переживаемое явление становится для вас символом? Как это происходит: быстро, медленно, с напряжением, легко, гладко, незаметно, заметно? Много ли при этом пропадает? Подумайте, как идут у вас процессы привыкания, абстрагирования, ритуализации. Теперь у вас есть определенный угол зрения на них. Способны ли вы на обратный переход от Лилит к Томе, то есть способны ли вы свежими глазами посмотреть на то, что для вас — абстрактный символ? Например, умеете ли вы увидеть в старом знакомом совершенно новое лицо? Настроены ли вы на такое действие, то есть на переход от Лилит к Томе? Прельщают ли вас непознанные символы? Бывает ли у вас так, что какой-то неизвестный символ неодолимо манит вас к себе, хотя вы совершенно не представляете себе, что это такое? Каковы эти ситуации? Осознаете ли вы приемы, символы, схемы, с помощью которых вы разбираетесь в своих чувствах, мыслях, действиях? Работаете ли вы над этими схемами и символами? Учитываете ли вы аналогичные процессы в других людях?

Замечу здесь, что последний момент для психолога-практика имеет большое значение. Клиент приходит для того, чтобы выразить что-то сущностное — однако чаще всего у него нет для этого языка, нет адекватных выразительных средств. Он напрягается и что-то из себя выдает, однако оно совершенно не соответствует ни его проблеме, ни его состоянию. И вы должны угадать по косвенным данным, в очень малой степени полагаясь на прямой смысл его сообщения, о чем на самом деле идет речь. Умеете ли вы помогать другому человеку в этом? Для психотерапевта это, по-видимому, совершенно необходимое умение.

 

А теперь давайте теперь поговорим об интерпретации оси Тома — Лилит в гороскопе. Я, однако, не хотел бы, чтобы вы воспринимали материал этой лекции как полноценное астрологическое описание — это, скорее, введение в тему.

Даже те из вас, кто совершенно не знает астрологии, уже могут интерпретировать ось Тома — Лилит, созерцая, например, ее расположение по стихиям. Помните схему расположения стихий, когда внутреннему миру человека и процессам, автономно там происходящим, соответствует стихия Воды, вовлеченному бытию во внешнем мире — стихия Земли, самовыражению — стихия Огня и восприятию — Воздуха? Этот вариант интерпретации карты я называю «Психологическая астрология».

А теперь давайте посмотрим, как у нас располагается ось Тома — Лилит. Они находятся одна напротив другой, то есть если Лилит находится в знаке Воды, то тогда Тома будет обязательно находиться в знаке Земли, а если Тома стоит в знаке Огня, то Лилит — в знаке Воздуха.

Пусть, например, Тома находится в знаке Огня. Что это значит? Этот человек в момент самовыражения будет считать себя абсолютно очевидным всем, кто это самовыражение воспринимает. Он психологически в этот момент сам для себя прозрачен; он сущностен, открыт, и никакие символы, как ему кажется, ему не помогают. А если вы ему предложите какую-то схему поведения, он скажет: «Я так не могу! Я должен быть свободен!» Это очень яркая личность, но она может быть совершенно непереносима для окружающих, потому что никаких ограничителей у нее нет. Она на вас спонтанно выливается, и если вы принимаете обаяние этого человека, то он, вероятно, вас на что-то сподвигнет, например, вы пойдете успешно работать. Но если вы его самовыражения не примете, то вам будет очень плохо. Лилит в знаке Воздуха означает, что восприятие этого человека легче и естественнее всего будет идти через отработанный символизм, а сущностно, непосредственно воспринять что-либо ему очень сложно. Его сущность горит огнем, когда он выражает себя, а когда он воспринимает внешний мир, он гораздо более формален, и его внутренний мир надежно защищен. В порыве своего самовыражения он кажется очень искренним и уязвимым — но в своем восприятии этот человек совершенно иной — он открыт лишь в рамках самовыражения. Но если вы хотите на него как-то повлиять, вам нужно дать ему импульс из внешнего мира, чтобы изменился внутренний мир, правильно? А что у него в этом случае будет фильтром восприятия? Этим фильтром у него будет Лилит, или, более точно, им будет определенная символическая система, через которую этот человек будет воспринимать вас и вообще всю свою внешнюю жизнь. И в зависимости от того, как построена эта символическая система, насколько она тонка и разработана, он и будет воспринимать окружающий мир. Если Лилит не проработана и символическая система на входе примитивна, это может дать человека очень черствого, формального — особенно в том, что касается его восприятия внешнего мира. Все, что в его примитивный символизм не вмещается, он попросту не воспримет. Он будет очень формален. Но если вы через его символизм как-то просочитесь, то обнаружите, что у него во внутреннем мире ситуация гораздо мягче, чем можно подумать, если наблюдать лишь за его восприятием.

Если Лилит стоит в знаке Воды, а Тома — в знаке Земли, то человек внутри себя будет формален, во внутреннем мире он будет строить схемы, заниматься классификациями. Если он вам начнет рассказывать о себе, вы можете удивиться богатству его внутреннего мира и в то же время странному равнодушию, с которым он говорит о своей личности. И вам покажется, что это вообще человек равнодушный, черствый. Черная Луна дает инструментальность, может быть, трудолюбие, но и отделенность — в данном случае это отделенность от самого себя и тут возможны колоссальные проблемы, вплоть до душевных болезней (разумеется, для этого должны быть и другие показатели в карте, помимо Лилит в стихии Воды!). Как его лечить? Один из вариантов заключается в том, чтобы переводить его на Тому, то есть вовлекать во внешнюю деятельность. Это вообще традиционный способ лечения психических заболеваний — вовлечение человека, у которого чересчур богатый внутренний мир, в практическую работу, лучше всего связанную с физическим трудом. Здесь у него включается Тома, и он непосредственно переживает простые радости тяжелого физического труда (например, поднимается в гору или копает грядки).

Вообще чисто практически с человеком легче и в каком-то смысле безопаснее (для него) общаться в той области, где у него стоит Лилит. Там он символичен, там он формален, и его так сразу ненароком не обидишь. И, наоборот, его гораздо легче обидеть — но и порадовать — в тех областях, где у него активна Тома.

Теперь немного об аспектах. Один из самых тяжелых (для окружающих) вариантов — это соединение Солнце — Лилит (оно, кстати, было у В. И. Ульянова). Что это значит? Инициатива, воля для этого человека в первую очередь символичны — сущностно он их почти не воспринимает. Для него воля и принципиальный выбор всегда предполагают включение символического начала: он не переживает свою волю, он ее символически простраивает, отделяясь тем самым от своего сущностного состояния, и при этом может натворить все, что угодно — если у него не проработана этическая система.

С другой стороны, соединение Солнце — Лилит может дать человека искусства. На высоком уровне проработки (как Лилит, так и оси в целом) это художник, у которого любой мазок краской по холсту — символический фрагмент тонкой мозаики, в которой проявится его неповторимая сущность и индивидуальность.

А теперь рассмотрим, наоборот, соединение планеты с Томой. В соответствующих этой планете сферах этот человек будет очень сущностен. Если с Томой соединяется Меркурий, то слова этого человека будут настолько окрашены его переживаниями, что вы, может быть, окажетесь к этому совершенно не готовы — и будете потрясены. Он начнет вам что-то говорить — и вы почувствуете, что это на вас влияет, с помощью слов он передаст вам свое сущностное бытие.

Как интерпретировать соединение Тома — Марс? Чем отличается Марс от Меркурия? Марс — это работа, или энергичная речь, когда человек не болтает, а действительно работает своими словами, например, направляет вас куда-то, что-то хочет с вами сделать.Так вот, Марс в соединении с Томой даст человека, очень сущностного в своих энергичных и трудовых проявлениях.

А теперь представьте себе такую ситуацию: Солнце в карте стоит в соединении с Лилит, а в оппозиции к ним стоит Марс в соединении с Томой. Как такому человеку вообще жить, бедненькому? И каково его близким и подчиненным? Волей-неволей он будет магом и мистиком одновременно. Его воля будет направляться символическими обстоятельствами, он может спокойно покривить душой, заморочить себе голову, одно выдать за другое. А когда дело доходит до действия (Марс), и человек приступает к созданию или разрушению конкретных форм, тут вылезает наружу его сущность и говорит, что она по этому поводу думает и чувствует и какие у нее планы и инструменты. Человек с такой конфигурацией в карте может сорвать абсолютно любое дело, за которое берется, если у него не проработана ось Тома — Лилит и не проработана подчеркнутая ею оппозиция Солнце-Марс, а это задача не из легких, и если в гороскопе нет существенных смягчающих аспектов, то вероятность время от времени оказываться в психиатрической (или обычной) лечебнице у этого человека очень большая. Может быть, он будет участвовать в качестве марионетки в достаточно жестких социальных программах. На низком уровне это будет что-то разрушительное, антисоциальное, а на высоком уровне, наоборот, человек, научится балансировать на тонкой проволоке, соединяющей сущность и символизм, волю и подчинение, активность и приспособление, и создаст из самой своей жизни произведение искусства, от которого изменится мир.

Луна в соединении с Лилит. Представьте себе, что вы знакомитесь с молодой особой с таким соединением. Как вы будете ее развлекать? Как вы представляете себе ее ночной столик? Скорее всего, он будет полон всякими интересными символическими предметами. Луна — это то, где человек отдыхает, где он чувствует себя комфортно. Значит, этот человек отдыхает среди изобилия разных символов, воспринимая их, однако, абстрактно.

Венера в соединении с Черной Луной интерпретируется аналогично. У человека будет большая любовь к символам, которые для него достаточно абстрактны. Вообще это аспект человека искусства. При проработке оси Тома — Лилит это может быть человек, который очень тонко воспринимает искусство. Он любит свои символы и, поскольку Венера — планета достаточно сущностная, то так или иначе они будут просачивается в его сущность. Но в то же время ему будут свойственны противоречия между символической и эмпатической, так сказать, жизнью, поскольку будет работать оппозиция Венера — Тома, что, как правило, дает большие сложности в личной жизни и большие сложности для женской самореализации. Сущностно выразить свою любовь женщине с соединением Венера — Лилит это значит сбалансировать ее оппозицию Тома — Лилит, а это будет очень нелегко; почему — подумайте сами.

Если у мужчины стоит соединение Черная Луна-Венера, я думаю, ему будут нравиться магические женщины с разными загадочными аксессуарами.

Белая Луна — это место, где человек уязвим. Если Венера стоит в соединении Белой Луной, он очень сущностен и уязвим в своей любви. Если Венера стоит в соединении с Черной Луной, то человек прямо в любви не уязвим, он защищен своими абстрактными символами; но если он с ними неаккуратно работает, то получит возвратный удар, но не через них, а с совершенно неожиданной для него стороны.

Как интерпретировать соединение Томы с Юпитером? Оно означает, что человек будет легко покупаться на обещания добрых дядюшек, благотворителей, благородных и априорно высоких духовных учителей, он будет им сущностно раскрываться, но совершенно неизвестно, что с ним будет дальше.

Я не имею в виду прямой обман. Сущностное восприятие на то и сущностное, что оно не опосредовано символизмом. Оно означает, что человек некритично воспринимает то, что к нему пришло — он прижимает это к груди, не рассмотрев, подойдет оно ему или нет. Когда-то подойдет, когда-то не подойдет. Смотрите на аспекты в карте и, главное, на самого человека.

 

Всем спасибо. До свидания.


Лекция 7
ЭГРЕГОР, АРХЕТИП И МОДАЛЬНОСТЬ

Добрый вечер, дамы и господа!

У нас сегодня седьмая лекция, и мы, кажется, добрались до основной темы нашего рассмотрения. Однако я хочу сказать вам, что психика — это не такая вещь, где можно сказать: «О! Вот это — центр, вот это — главное!» Точно так же, как и когда вы изучаете астрологию, на первых порах кажется, что можно найти на данного человека или на данную его проблему какой-то эзотерический значок, какую-нибудь особенную планету или астероид, который скажет вам все. Однако реально так не получается. Когда вы начинаете взаимодействовать с психикой, вы сталкиваетесь с тем, что это не столько какие-то части, пусть даже сокровенные, сколько определенные аспекты, способы рассмотрения, углы видения. И если вы найдете актуальный для данного человека аспект, точно определите, как надо посмотреть, найдете особое звучание, найдете специфическую вибрацию, то вы достигнете определенного успеха. Если же вы не найдете этого специфического для данного человека аспекта или тональности, вы можете очень долго ходить вокруг да около, говорить в общем правильные слова, но они у человека никак не отрезонируют.

 

Я уже говорил, что психика — это то, чем человек воспринимает тонкий мир. В каком-то смысле психика, душевная жизнь — это не что иное, как субъективный аспект рассмотрения тонкого мира, свойственный психологическому подходу, а объективный аспект рассмотрения тонкого мира свойственен эзотерике. И если мы говорим об архетипах как о сущностях или объектах тонкого мира, то нужно понимать их особенности и их отличия от других объектов тонкого мира, из которых наиболее популярные, наиболее известные — это эгрегоры.

И сейчас я хочу немного распространиться на эту тему, чтобы вам стала ясна разница, потому что можно все в тонком мире называть эгрегорами (или архетипами), но это будет методически неправильно, тем более, что этими двумя видами объектов (или сущностей) тонкий мир вовсе не исчерпывается.

Эгрегор.Эгрегором называется сущность в тонком мире, которая является прообразом, тонким аналогом определенного человеческого коллектива. Это может быть коллектив, собранный вместе, как, я надеюсь, у нас постепенно формируется эгрегор слушателей нашего курса лекций; бывает эгрегор школьного класса, семьи, фирмы, государства, этноса. Бывают эгрегоры, соответствующие менее собранным территориально коллективам — например, эгрегор ученых, которые занимаются той или иной наукой. Если говорить на языке философии, то можно сказать, что эгрегор это субъект общественного сознания. Например, мы говорим, что есть общественное мнение. Что такое общественное мнение? Чье это мнение? Неправильно думать, что все члены коллектива это мнение разделяют. Это как бы некоторое общее мнение, которое эгрегор коллектива навязывает каждому отдельному члену своего коллектива, и большинство его принимает и считает своим или правильным.

Эгрегорами раньше называли ангелов религий. Но сейчас, как мы видим, это понятие в эзотерике понимается гораздо шире. Для эгрегора характерна реализационная власть, то есть он обладает особой магией, которая ему дает возможность (как бы случайно) собрать определенных людей вместе, заинтересовать их одним и тем же вопросом, направить их, организовать их судьбы так, чтобы у них нашлись время, место и прочие обстоятельства, чтобы собраться вместе и что-то сделать. Эгрегор обладает энергией и этикой, которые подчинены совершенно определенной программе жизни данного коллектива. Эгрегор собирает свой коллектив, он его направляет, и он же его в какой-то момент расформировывает, рассыпает — и умирает сам.

Семейный эгрегор, я считаю, собирается (в первую очередь) детьми, которые в ней рождаются. Приблизительно за год до зачатия (а если воплощается человек высокого уровня, то гораздо раньше) душа начинает интенсивную подготовку реальности, в которой она собирается воплотиться. В жизни матери появляются сюжеты, которых у нее никогда не было, вокруг нее появляются новые люди, ею начинают владеть новые идеи, и то же самое происходит с отцом и теми людьми, которые фигурируют рядом с этой женщиной на протяжении приблизительно года до зачатия и девяти месяцев беременности.

Когда воплощается высокая душа, она обладает большой властью над земными обстоятельствами — а особенно в период, предшествующий своей материализации. Ее интересуют определенные факты земной жизни, в которой ей предстоит потом вращаться, определенные люди, сюжеты, энергии, и она как бы их к себе приглашает, причем самим будущим родителям часто не вполне понятно, что вообще происходит и зачем некоторые люди появляются рядом с ними — но душе, как говорится, виднее.

Эгрегор дает человеку определенную психическую настройку. Например, у него возникает желание, идущее, как ему кажется, изнутри. Он этим желанием переполняется, и это желание может оказаться настолько сильным, что оно может дать и обезболивание, и большую жертвенность. Так, например, действует эгрегор страны, когда идет в ней идет война. Даст Бог, нам не придется пережить это на собственном опыте, но по рассказам людей, которые участвовали в войне, там происходит прямое вмешательство государственного эгрегора в индивидуальную психику, и человек не только понимает, но и физически чувствует (по Томе, так сказать, то есть не символически, а сущностно), что Родина — это и есть главное в его жизни. Все остальное забывается, и он идет на фронт, и даже, может быть, погибает мученической смертью, ведомый эгрегором своей страны. Этот эгрегор в некоторых случаях дает столько эндорфина, что человек выдерживает нестерпимую в обычных условиях боль, переносит такие испытания, проявляет такую выдержку, которые в обычной жизни ему и не снились.

Все это — магия эгрегора. И это все то, чего не дает архетип, и я это подчеркиваю. Все, о чем я сейчас рассказываю, относится к магическому влиянию эгрегора. А у архетипов другие функции, другие энергии. Я буду чуть позже об этом рассказывать, но разделительную черту хочу провести заранее.

Эгрегор дает мощное порабощение всех членов своего коллектива. В рамках той программы, которую он ведет, он организует судьбу своих людей, он, собственно, на это и рассчитан. Например, эгрегор государства мощно порабощает свой народ, и именно поэтому правитель имеет над народом такую фантастическую власть, а системы слежки, судов и тюрем — не более, чем вспомогательные инструменты эгрегора. Например, известен диалог, который состоялся между Джорджем Вашингтоном (первым президентом Соединенных Штатов Америки) и его помощником, когда они обсуждали демократическую конституцию. Помощник сказал: «Как же так, мы же им (народу) не можем дать избирательное право! Они же выберут своих!» На что президент ответил: «Мы им дали в руки оружие! И они не поставили своих. Так что мы будем бояться демократических выборов?» И это — очень глубокое замечание.

Эгрегор определенным образом организует жизнь своего коллектива — народа, фирмы, семьи. Он в очень большой степени влияет на волю человека, направляя ее в нужную себе сторону, причем это часто происходит незаметно для человека, то есть подсознательно. Однако тут у человека не возникает лишних вопросов, человек под влиянием эгрегора ведет себя так, что если задать ему вопрос: «А почему ты так считаешь? Почему у тебя такая этика? Почему у тебя такие приоритеты?» — то он, в лучшем случае, скажет: «Я так устроен, я ничего с этим сделать не могу!» — а в худшем случае он может, например, плюнуть вам в физиономию — потому что вы задаете вопросы, которые задавать нельзя. Вы его тем самым обижаете. Почему вы его обижаете, ему не вполне ясно, но он так это чувствует. А реально чувствует не он, чувствует как раз эгрегор — но реагирует через психику, эмоции и мысли человека.

В отношениях между человеком и эгрегором есть еще многие тонкие эффекты, о которых я сейчас рассказывать не буду — не хочу слишком отклоняться от темы. Но я еще хочу сказать, что эгрегоры (как и люди) бывают поглощающие и излучающие.

Например, есть такие семьи, вроде бы и хорошие, и мягкие, и добродушные, и когда вы приходите туда, видно, что хозяева вам рады, — но они на вас накидывают как бы такую мягкую паутину. Вас начинают поить чаем с вареньем, там обязательно будет в розеточках засахаренное варенье многих разных видов и другие вкусности — но что бы вы ни делали, вы оттуда выходите, потеряв весь свой энергетический потенциал. Почему? Вам непонятно. Более того, если вы поговорите с каждым отдельным членом этой семьи вне ее пределов — он окажется вполне нормальным человеком, и с ним свободно можно общаться безо всякого ущерба для своей энергетики. Но как только члены этой семьи собираются вместе, а особенно у себя дома, то как будто включается пылесос, который вытягивает из вас энергию. Это — семейный эгрегор поглощающего (вампирического) типа.

И внутри семьи он тоже вампирический: он сосет энергию и у родителей, и у детей, — но надо понимать, что для некоторых людей, для некоторых семей — это ровно то, что нужно, и если этих людей высвободить из-под плена их семейного эгрегора, то они будут безобразничать, или, скажем мягче, дисгармонично вести себя во внешнем или во внутреннем мире, вплоть до развития душевной болезни. А так живет человек под присмотром семейного эгрегора, который у него (а также всех, кто попадается под руку) излишнюю энергию забирает.

Бывают, наоборот, семейные эгрегоры, в которых трудно долго находиться по другой причине. Там бьет такая энергия, словно в каждой комнате стоит фонтан или вулкан. Если вы скажете, что у вас какая-то проблема, вас тут же забросают идеями, и у вас возникнет впечатление, что вас советами и предложениями конкретной помощи скоро задушат. В такой семье сыграть в игру «Да, но...» по Э. Берну (когда человек ставит проблему, а окружающие дают ему разные советы, которые он последовательно отвергает) очень трудно, потому что через некоторое время вы будете просто погребены под толстым слоем советов, которые будут вам даны на хорошей энергии, и вам от них будет не так легко отбиться. Вам тут же предложат и машину, и транспорт, и фирму, которая решит вам все ваши дела, причем бесплатно. И если вы склонны играть в такую игру, вы не будете знать, что делать. В такого рода эгрегорах вырастают энергичные дети, которые, когда вы придете, обязательно сходу кинутся вам на шею, даже если вы придете в первый раз. Эта семья живет постоянно как бы на вулкане. Кому-то это нравится, кому-то не нравится, кто-то в этой атмосфере какое-то время легко дышит, а потом чувствует, что все, больше не могу, мне хочется скорее домой, на диван, где можно спокойно посмотреть телевизор и не решать каждую секунду внешних или внутренних проблем.

В неблагополучных эгрегорах часто бывает трещина, которую нужно заткнуть. Это, кстати говоря, бывает и в личных судьбах. Когда я консультирую людей с тяжелыми гороскопами, я нередко предлагаю им такую метафору: «Вы плывете на корабле, в днище которого есть пробоина. И если вы никаких мер не предпримете, то вы будете затыкать эту пробоину собой». И неблагополучный семейный эгрегор обязательно выбирает себе жертвенную фигуру: члена семьи, который затыкает собой пробоину в трюме, так что ноги у него торчат наружу, а там когда горячо, а когда и холодно, иногда корабль об мель трется, а порой и акулы рядом проплывают. Но тем не менее человек в корабле ногами (или тем, что от них осталось) наружу торчит, и ему очень плохо — но за счет этой жертвы корабль держится на плаву.

Когда человек находится в такой позиции, я ему говорю: «Ты понимаешь, ты с этого корабля никуда не денешься. Ты можешь взять на себя ответственность за этот корабль в целом, поднять свою энергетику (каким способом, это уже другой вопрос — например, путем большого личного самоотречения, или длительного обучения, или служения высокому эгрегору) и стать капитаном этого корабля. Пробоина там будет все равно, тебе все равно придется каким-то образом ее затыкать, но ты сможешь сделать это чем-то другим, менее значимой своей частью, чем собственное тело». Это хорошая метафора для проработки тяжелой карты; когда вы говорите с конкретным человеком, вы ему скажете, что это за корабль, какова его пробоина, чем ее можно затыкать и т. д.

Типичный способ затыкания трещины в семейном эгрегоре — это включение в семью дополнительного человека. Например, мужу в семье плохо, скучно, все его давят, он чувствует себя дома только что освежеванным барашком, вокруг которого собираются стервятники. И вот он едет в отпуск, и у него на пути появляется замечательная женщина, легкая, веселая, у него с ней случается яркий курортный роман — а потом его к ней продолжает тянуть и дальше, и роман продолжается, так сказать, в фоновом режиме. У мужа в целом улучшается настроение, семья смотрится уже не так паскудно. Однако если любовница имеет в виду, что он на ней когда-нибудь женится, то она не понимает своего актуального положения: фактически она выступает в роли затычки для дыры в семейном эгрегоре своего партнера. И для того, чтобы понять, каковы перспективы данной ситуации, очень важно посмотреть, как ведет себя мужчина. Если он берет свою семейную ситуацию на себя, ничего не рассказывает любовнице о своих неприятностях, старается приходить к ней как бы чистеньким, то тогда какие-то шансы у нее есть. А если он ей постоянно пересказывает, какие сложности у него в семье, и почему он на ней именно сейчас не может жениться, а вот через некоторое время, когда дети подрастут и т. п., то это означает, что семейный эгрегор приспособил любовницу мужа в роли своей дополнительной ноги и с ее помощью идет по жизни. Кого-то такое положение вещей устраивает, кого-то не устраивает, но думать о том, что можно выстроить отношения с человеком, игнорируя семью, в которой он живет, совершенно нереалистично. Человеческая жизнь едина. И семейный эгрегор часто пользуется другими людьми, приближающимися к семье, и выпускает с их помощью пар, или вставляет их в свои сюжеты иным образом.

Для достижения своих целей эгрегор определенным образом настраивает архетипы. Для проведения своей программы, для манипуляции людьми, эгрегор настраивает модальности их восприятия и поведения. И если вы, работая с клиентом, начинаете менять ему модальности поведения, то вы можете обнаружить интересный эффект: однажды он к вам придет и скажет: «Я пытался в семье перейти с янской модальности на иньскую, но у меня ничего не вышло. Они на меня так посмотрели, что мне пришлось на них заорать». А что произошло? Как именно «они» на него посмотрели? Вообще, слово «они» всегда заставляет заподозрить интенсивное включение эгрегора. Фактически произошло следующее: эгрегор возмутился, что человек вышел из предписанной ему роли и соответствующей ей модальности, и сразу дал ему по шее, спровоцировав на употребление той модальности, в которой он, по мнению эгрегора, должен выступать. Как правило, роли, назначаемые эгрегором, однозначно завязаны на модальности, соответствующие определенным архетипам, и так реализуется связь эгрегора и архетипа. Эгрегор имеет программу и определенным образом акцентирует архетипы, то есть навязывает человеку определенные модальности — с тем, чтобы тот шел по этике и линии развития данного эгрегора.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.