Здавалка
Главная | Обратная связь

Гуманитарные модальности 13 страница



Поэтому, когда вы понимаете (и ощущаете), что то, что с вами происходит, происходит не только с вами, и что ваша жизнь есть вариация некоторого общего сюжета, который вплетается в карму земного человечества, у вас включаются стихии Огня и Воды и происходит существенная личностная гармонизация. И даже самые неприятные ваши переживания начинают смотреться как часть общей жизненной миссии, в результате чего уменьшается их драматизм, а кроме того, вы лучше вписываетесь в общесоциальную реальность. Это сейчас тоже очень важно для многих людей, потому что, собственно говоря, весь социум сейчас перестраивается, параллельно идет внутренняя перестройка многих индивидуумов. У кого из присутствующих ее не происходит, поднимите, пожалуйста, руки... Никто не признается, а то бы мы вам позавидовали!

Самовыражение.Следующие результаты изучения и освоения архетипов это углубление и расширение спектра самовыражения, способов проявления воли и инициативы, и увеличение уверенности в себе человека, когда он всем этим занимается. Все люди делятся на скромных и наглых, причем наглых хочется осадить, а скромных хочется подбодрить, чтобы они все-таки как-то себя выражали. Но, в принципе, человек должен быть динамичен: когда-то он должен молчать и воспринимать, а когда-то он должен влезть на табуретку и рассказать стихотворение, поразив всех своей памятью и эмоциональностью. Однако это возможно только тогда, когда человек владеет адекватными модальностями для выражения своего внутреннего состояния. Тут важны даже не столько слова, слова мы все знаем, тут важны какие-то тонкости. Знаете, что такое талантливый психотерапевт? Это человек, в обществе которого пациент чувствует себя свободно. А это «свободно» означает (в частности), что терапевт снимает у клиента препятствия для самовыражения.

Владение архетипами чрезвычайно важно для реализации человеком своей жизненной миссии, для интеграции его личности. Ваше самовыражение не есть ваша собственность, скорее наоборот: оно нужно другим людям. Если у вас нет правильного самовыражения, свойственного вам от природы, то вы сокращаете свою энергетику и переводите ее на более низкий уровень. Всех нас в детстве учили скромности, говорили: «Помолчи, когда другие говорят», — и это якоря, которые сидят очень глубоко в нашей психике. Аналогичные якоря возникают и при неудачной семейной жизни. Среди присутствующих, я думаю, очень мало, кто состоит в первом браке. Есть такие? Поднимите, пожалуйста, руку... Один человек. Поздравляю вас! А остальным повезло меньше, и они пережили, скорее всего, фазу претензий по поводу того, какая ты есть мерзкая личность, и лучше бы тебе вообще помолчать и не выступать. Такого рода замечания в критических ситуациях, когда человек особенно уязвим, ложатся тяжелыми якорями на наше самовыражение. Но, с другой стороны, что другому человеку до того, что ваш бывший муж когда-то о вас плохо отозвался? Почему делать перенос на всех ваших знакомых? Однако это общая беда очень многих людей.

Культура управления и подчинения. Правильное использование модальностей повеления и подчинения — это большое искусство. Как нужно передать человеку импульс действия так, чтобы эффективно направить его активность в нужную сторону, и при этом его не только не обидеть, но поднять его энтузиазм? Каждому человеку надо выразить повеление по-своему. Для каждого нужно особым образом выстроить ситуацию управления, ее фон и контекст. Люди, которые занимаются управлением, очень редко этим владеют. Они, как правило, ведут себя совершенно однотипно. У них есть некий четкий стиль руководства, который не меняется в зависимости от объекта управления, и это совершенно неправильно: разными людьми нужно управлять по-разному, осознанно используя адекватные для них модальности.

То же самое относится и к культуре подчинения — это не менее важная вещь, чем культура управления. Когда вы получаете какой-то приказ, какое-то указание к действию, вы тем самым получаете удар в каузальное тело, что иногда сильно ранит и его, и вашу психику. Поэтому у вас должны быть на этот случай свои защиты, приемы адекватной ассимиляции полученного приказа. А иначе у вас возникает очень нехорошее ощущение унижения, обиды, целый ворох претензий к своему управляющему. Людей, которые с нами близки, мы как бы прощаем, но на самом деле негативы остаются внутри и отравляют отношения.

У наших предков, которые были во многом мудрее нас, была такая форма отыгрывания внутренних напряжений, как карнавал. Это было очень серьезное мероприятие, мощная мистерия, когда бедняки одевали маски богатых, богачи и сановники одевали маски бедняков и ремесленников, и все вместе веселились и безобразничали. На время карнавала нарушались все установленные типы отношений между людьми и сословиями (а эгрегоры в те времена были гораздо мощнее, гораздо жестче была организована вся жизнь — внешняя, и, особенно, внутренняя). Однако на время карнавала все энергетические и психологические формы, которые держали феодальное общество, ломались, и происходила общая, так сказать, релаксация на противоположных или перпендикулярных ролях.

У нас ничего такого нет. Начальник — он у нас каждый день начальник. А если идет праздник, и мы празднуем день рождения фирмы, он все равно начальник.

Поэтому для нас культура подчинения — это, в большой степени, работа человека с собой, ибо если вы как подчиненный или как управляемый где-то внутри себя обижены, то вы обязательно будете деспотичны в момент управления другими людьми, и это нездоровая ситуация, препятствующая нормальной интеграции личности.

Высшие архетипы.А теперь я перехожу к теме фундаментальных, или высших архетипов, которые принципиально отличаются от всех остальных архетипов. Эта ситуация похожа на ту, которая была в средние века, когда бытовало представление о семи смертных грехах, кардинально отличающихся от остальных, менее существенных грехов. Надо сказать, что «смертный» — это довольно неудачный перевод на русский язык понятия, к которому больше подошло бы слово «фундаментальный» или «коренной». Так вот, мы сейчас будем с вами изучать фундаментальные архетипы.

Они отличаются от тех архетипов, которые рассматривал К. Юнг, по крайней мере, от многих его архетипов. Но поскольку они действительно фундаментальны и действительно высшие, то естественно, что все крупные психологи, которые выстраивали свои концепции личности и психики, так или иначе тяготели к каким-то из этих архетипов, и мы с вами, когда немного эти архетипы изучим, будем рассматривать концепции психики, развивавшиеся в ХХ веке, уже с точки зрения того, как они ложатся на эти архетипы, и вам сразу будет понятно, как тут может быть привлечена астрология, какую дополнительную информацию она дает — и диагностическую, и действенную.

Универсальные архетипы. Определение я, может быть, дам вам несколько расплывчатое, но по-другому тут не скажешь. Высший архетип — это архетип максимального уровня абстракции, то есть такой, что более абстрактного по отношению к нему уже не существует.

Высшие архетипы существуют не поодиночке, а такими как бы кланами, или семьями, или родственными группами, которые вместе дают универсальный архетип, объединяющий данную родственную группу.

Рассмотрим, например, диадический архетип. Диада — это двойка. Диадический архетип является универсальным и состоит из двух высших архетипов: архетипа Инь и архетипа Ян.

Универсальный диалектический архетип состоит из архетипов Творения, Осуществления и Растворения.

Универсальный холистический архетип (от английского слова whole — целый) состоит из двух высших: Локального и Глобального.

Сейчас у меня готова к печати книга «Высшие архетипы: опыт психологического исследования», где эти три универсальных архетипа подробно описываются. Они представляют собой основу атманической астрологии. В основе этой астрологии лежат 12 знаков Зодиака, которые делятся на три зоны в соответствии с диалектическим архетипом (зона творения, зона осуществления и зона растворения) и на четыре стихии. Четыре стихии атманической астрологии получаются наложением диадического архетипа на холистический: к мужским стихиям относятся Огонь и Воздух, к женским — Земля и Вода, к локальным стихиям относятся Земля и Воздух, к глобальным — Огонь и Вода. Таким образом, если мы эти три универсальных архетипа накладываем друг на друга, мы как раз получаем 12 знаков Зодиака, в соответствии с формулой 12 = 3 × 2 × 2.

 

Существует еще один универсальный архетип, который я назвал триадическим; он включает в себя три архетипа: Синтетический, Качественный и Предметный, которым соответствуют три одноименных уровня рассмотрения объекта. Триадический архетип описан в моей книге «Покрывало майи, или Сказки для невротиков».

Тут у вас может возникнуть естественный вопрос: почему я рассматриваю эти и только эти архетипы? Может быть, впоследствии я буду рассматривать и еще какие-нибудь архетипы, но вопрос, откуда взялись эти, очень интересен, и об этом я буду рассказывать на следующей лекции, где опишу происхождение всех этих четырех универсальных архетипов из космогонического архетипа. А это и есть самый главный архетип: совершенно ясно, что главнее космогонического архетипа, то есть представления о том, как Бог творил мир, ничего не может быть. И оказывается, что, не уходя далеко от представлений о том, как это происходило, мы можем построить все четыре известных вам универсальных архетипа и вдобавок еще один, тоже очень важный универсальный архетип семипланового устройства человека и проявленного мира.

Признаки высших архетипов. Важнейший признак высшего архетипа заключается в том, что или он, или другой высший архетип из его семьи обязательно активен в любой ситуации.

Например, человек всегда может отличить, в иньском или в янском состоянии он сейчас находится. Может быть, это не всегда им осознается, но если его спросить, он чуть-чуть подумает и всегда вам скажет, активен он сейчас или пассивен, внедряет свою идею в кого-то или является адаптирующейся субстанцией, есть у него определенная цель, которую он преследует, или же нет, то есть он просто живет, ничего специально не имея в виду. Эти состояния разделяются очень четко.

Совершенно так же разделяются состояния и по остальным универсальным архетипам. Как, например, это деление происходит в рамках диалектического архетипа? Попросите человека определить, к какой категории относится его восприятие текущих событий: переживает ли он их впервые, или же они для него знакомы и представляют собой часть известной ему устойчивой деятельности, рамки которой он четко ощущает, или происходит что-то типа распада, уничтожения или чистки — человек всегда, подумав, скажет, к какой из этих трех категорий относится происходящее с ним. Другой вопрос, что он, может быть, никогда об этом не думал раньше, но доминирование одного из высших архетипов в пределах данного универсального является четким психологическим фактором.

Второе существенное качество любого высшего архетипа заключается в том, что он совместим с любыми другими архетипами. В частности, он может проявиться в качестве субмодальности в совершенно любой ситуации. И это — полезное постоянное упражнение для вас, если вы хотите сделать этот курс для себя практическим руководством. Представьте себе, что в какой-то ситуации вы поймали себя на том, что сказали фразу, которая носит отчетливо янский характер. А как бы выглядела эта фраза, если ее произнести под иньским архетипом? Сформулируйте. Это всегда можно сделать. Это может быть косвенное управление, или создание ситуации, или намек, или косвенное приглашение. Высший архетип очень абстрактен, а психологически говоря, он достаточно тонок, так, чтобы, как вода, которая наполняла ящик с песком и камнями, уметь просвечивать в любой ситуации. И ваше умение как коммуникатора — это умение, во-первых, этот свет ощутить, а во-вторых, в случае необходимости переключить на нужный.

Следующее важное свойство высшего архетипа заключается в том, что существует отдельная фоновая программа подсознания, персонально его обслуживающая. Помните, у нас была лекция по субличностям? Можно сказать, что любому высшему архетипу соответствует особая, персонально его обслуживающая, субличность данного человека (например, иньская субличность, янская, локальная, глобальная и т. д.) причем нередко это субличность проработанная, у которой есть мировоззрение, мировосприятие, мироощущение, этика, стиль поведения, способ самовыражения, и еще очень многое другое. И когда у человека происходит переключение с одной модальности на другую, одновременно происходит смена соответствующей субличности, в результате чего человек меняется порой неузнаваемым образом.

Например, поговорим о мировоззрении. Есть люди, которые, находясь под влиянием янского архетипа, чрезвычайно оптимистичны. Как только такой человек начинает что-то делать, у него загорается огонь в глазах, он становится активен, энергичен, он абсолютно уверен в себе, у него жизнеутверждающее настроение. Он гору сдвинет. Если его в этот момент спросить: а ты сделаешь то-то? — он ответит: сделаю, дай мне только время! Он даже не скажет, что ему нужны средства, ему нужно только время, ему нужно сосредоточиться — и он сделает. Если же он находится в иньской модальности — он пессимист до мозга костей. Спросите его, как он живет, себя чувствует — ответ один: ужасно! Обратите внимание на такие переключения у ваших друзей, знакомых. Эти переключения чрезвычайно показательны. Иногда возникает впечатление, что перед вами — другой человек. А причина проста: сменился ведущий архетип.

То же самое относится и к текущей этике человека, то есть этике, которая ведет его по жизни в данный момент времени. У каждого человека, осознает он это или нет, есть много этических систем, которые включаются в разных ситуациях. Например, находясь под янским архетипом, он может считать, что цель оправдывает средства, или, во всяком случае, многое ему разрешает. Однако тот же самый человек, находясь под иньским архетипом, может разрешать себе гораздо меньше. В этом своем состоянии он может служить совершенно другому эгрегору, и, соответственно, разрешать себе совсем другие вещи. Но как только он переходит из иньской модальности в янскую, как будто происходит чудо, и то, что только что было нельзя, по непостижимой причине оказывается можно. Разница здесь примерно такая же, как если вы сидите или же стоите: ограничения меняются кардинально.

Еще один пример — самовыражение, и это тоже необыкновенно актуальная вещь. Кто умеет выражать себя, находясь в иньской позиции? Вы знаете таких людей? Вот он (она) сидит на стуле, в кресле, и столь фантастически выразителен (льна), что о нем (ней) можно поэму слагать. Но как только тот же человек начинает что-то говорить, как только он начинает внедрять в мир свои программы, его как будто что-то сковывает. Может быть, это плохо, может быть, и хорошо, что его сковывает, но факт налицо. Мораль здесь какова? Надо уметь себя непринужденно выражать и под иньским архетипом, и под янским. Большим актерам это дано от природы, но любой человек может это в себе развивать, и это необходимо и вашим окружающим, и вам самим.

Гороскоп тут может сказать очень многое. Однако надо иметь в виду, что модальности высших архетипов с большим трудом поддаются рационализации. Попробуйте, спросите человека: «Почему так получается, что когда ты расслаблен, с тобой так хорошо, и ты никак на меня не давишь и ничего от меня не хочешь, — но как только ты начинаешь что-то делать, у тебя все так неуклюже получается, и с тобой так трудно? Почему ты не можешь, так же спокойно выражая себя, вести свою программу?» Человек вам никогда по существу на этот вопрос не ответит. Что его тормозит? Его тормозит плохая проработка янского архетипа, и тут по-другому не скажешь.

Высший архетип включается незаметно: он очень тонок, он тоньше нашего обычного сознания. Точно отследить звоночек смены модальностей обычно сложно, за исключением отдельных ритуализованных ситуаций типа разговора — я спрашиваю, я отвечаю. Обычно, когда модальности меняются спонтанно, сами по себе, мы этого не замечаем. Но у каждого человека есть какие-то свои косвенные признаки, по которым он может понять, что включился другой архетип.

Если вы знакомы с астрологией и знаете свой гороскоп, то вам гораздо легче. Предположим стоит у вас Юпитер в Тельце, то есть он управляется Локальным архетипом, архетипом Творения и Иньским архетипом. Это значит, например, что душевная щедрость, широта взглядов, благотворительность, ожидание того, что мир может в любой момент преподнести вам подарок, — все это к вам приходит, когда включается иньский архетип. А если у вас включается янский архетип, то вы лишнего немотивированного подарка от жизни ждать не будете, а если он придет, то вы удивитесь и подумаете, что за это, наверное, придется скоро платить.

Итак, по косвенным признакам легко определить включение архетипа — конечно, если вы знаете его и его типичные признаки, если вы его продумали, освоили, если вы с ним дружны. А если вы в плохих отношениях с ним, то он при случае легко отведет вам глаза, и вы не заметите, что он включился.

Еще одно важное свойство высшего архетипа — он полууправляем, и это тоже очень важно понять. Вы в какой-то степени можете на него влиять, но если он сильно включается, откровенно задает вам свою модальность и, так сказать, на ней настаивает, то он вас победит. Он просочится и в подсознание, и в ваши действия, он окрасит вам и фон, и интонации — и в любом случае через вас пробьется. В таких случаях, как говорится, надо расслабиться и соответствовать; единственное, над чем вы в принципе имеете власть — это форма его проявления, которая может быть более или менее культурной. Тема проработки астрологических архетипов — одна из основных в астрологии, а проработка высших архетипов — одна из основных тем эволюции человека. И чем лучше архетип осознан и проработан, тем более он управляем человеком.

Еще одно важное свойство высшего архетипа заключается в том, что он либо самоочевиден, как воздух, которым вы дышите, либо совершенно вам непонятен. Если какой-то архетип вами не проработан, а другой человек откровенно под ним находится, то вам совершенно непонятно, по какому праву он так себя ведет, почему у него получается? Вот типичный пример.

Когда у человека проработан иньский архетип, он заявляет тонкому миру свою программу, и дальше терпеливо ждет, пока она начнет реализовываться. Он говорит своему эгрегору: «Мне нужно то-то», — а дальше готовится воспринять то, что к нему в результате придет. Он не то, чтобы совсем не работает, он готовит себя к будущей работе подобно тому, как женская матка готовит себя к приходу младенца. (В какой степени она работает над этим, пусть рассказывает женский пол — я этого, будучи мужчиной, лучше комментировать не буду.) Так работает иньский архетип.

Напротив того, янский архетип работает над ситуацией прямо, он ее кует. У него есть цель, и он ею активно занимается. А человек, который дружит с иньским архетипом, может себе позволить ждать. Он знает, что если он запустил свой запрос в эгрегор и основные усилия направит на подготовку к реализации будущего сюжета, он-таки раньше или позже придет. А если человек ведом янским архетипом, то этот сюжет к нему сам никогда не придет, и человек это знает. Он знает, что должен конкретно работать и реализовывать ту программу, которая его интересует.

В связи с этим подумайте, например, на такую тему. У вас, предположим, растет ребенок. Вы хотите, чтобы он удачно женился, она — вышла замуж. Какую настройку вы будете давать своему чаду? Вы будете ему объяснять, что достаточно воспитать себя как хорошего будущего мужа (жену), а невеста или жених сами свалятся с неба, или, напротив, воспитывать ребенка в том, что главное — это энергичный поиск, метод проб и ошибок, прямое воспитание и обработка сырого материала с целью придания ему нужной формы и т. п.? Наверняка один из архетипов (инь или ян) в вашем сознании и подсознании сильнее другого: подумайте, какой именно. И подумайте, как вы относитесь к людям, у которых превалирует другой архетип.

И последнее, что я хотел сегодня сказать: лучшее средство подключения к архетипу — это удачно найденная метафора. Архетип есть нечто тонкое, его руками не потрогаешь: от того, что я вам написал слова инь или ян, вам ни горячо, ни холодно. Для того, чтобы его реально постичь, вам нужно развернутое метафорическое описание проявлений архетипа — в частности, модельные, как говорят, примеры, к которым вы будете привязывать конкретные жизненные ситуации. И другого пути познания высоких архетипов нет. Вообще, как только мы выходим на определенный уровень глубины психики, точные описания перестают быть возможными. Это слишком тонкая и нежная материя: она пронизывает все, поэтому конкретное ее описание невозможно. Это не камень и не песчинка и даже не вода — это еще тоньше.

 

На этом я, с вашего разрешения, закончу. До свидания.


Лекция 8
КОСМОГОНИЧЕСКИЙ АРХЕТИП

Здравствуйте, дамы и господа!

Сегодня я хочу вам рассказать о космогоническом архетипе и вывести из него высшие архетипы, о которых у нас шла речь в прошлый раз. Я дал их вам списком, а сегодня расскажу, как они возникают.

Я уже говорил, что высшие архетипы — это максимально абстрактные понятия, то есть понятия такого уровня, что понятий, обобщающих их, уже не существует. Откуда берутся такие понятия? Самое, наверное, общее представление, самое абстрактное представление, которое существует, это мир и порождающая его Первопричина, которая в разных традициях называется по-разному. Иногда она называется Богом, иногда она называется Абсолютом, но, по крайней мере, это нечто внешнее по отношению к миру и из мира недостижимое. Тем не менее, эта Первопричина весь наблюдаемый и ощущаемый мир имеет в качестве потенции, затем Она порождает его и законы, по которым он развивается, и дальше мир развивается по этим законам — некоторое время; после чего, исполнив возложенную на него задачу, растворяется в породившей его Первопричине.

Я вкратце описал вам индийскую космогоническую концепцию, которая называется «Дни и ночи Брамы»; ее схема символически изображена на рисунке 8.1. Здесь «А» — это Абсолют, «М» — проявленный мир, или Вселенная. Абсолют я обвел пунктирным кружком в знак того, что это не есть объект, то есть это не есть что-то, постижимое хоть каким-то образом. Мы можем Его как-то себе мыслить, но Он находится за пределами нашего постижения. И вот эта стрелка, символизирующая творение мира из Абсолюта, как видите, тоже пунктирная, и этот пунктир означает, что этот процесс тоже находится за пределами нашего постижения. Мир возникает как бы ниоткуда.

Рис. 8.1. Космогоническая схема (архетип индийской философии).
(А — Абсолют; М — мир)

 

Дальше идет День Брамы, то есть эволюция мира, символизируемая нижней горизонтальной сплошной стрелкой: мир развивается, реализует вложенную в него программу. После этого идет его растворение (восходящая пунктирная стрелка), то есть мир возвращается к породившему его Абсолюту, а сам для себя пропадает в никуда. Но, в то же время, растворяясь, он всю свою историю как бы отдает Абсолюту, который затем некоторое время существует один, безо всякого проявленного мира. Этот период (верхняя стрелка на рисунке) называется Ночь Брамы. Затем Абсолют порождает новый мир, новую Вселенную, причем совершенно другую, каким-то образом сохраняя память о том, что было раньше.

Кому-то из вас эта схема знакома из литературы, для кого-то она может показаться странной, может быть, экстравагантной. Возникает естественный вопрос: откуда это все берется? Насколько все это вообще проверяется?

Можно ссылаться на авторитеты великой индийской философии, Вед, Упанишад, древних мудрецов-отшельников (риши), которые долго медитировали в Гималаях и поэтому знают, что говорят. Но этот подход — не в культуре ХХ века. Поэтому я предлагаю вам несколько иной подход, так сказать, субъективного порядка.

Такого рода теории не есть истина, они скорее представляют собой миросозерцание, мировоззрение, то есть ту схему, которая нужна каждому человеку, который хочет осмысленно для себя существовать, который задается не только вопросом: «Откуда я взялся?» — как спрашивают дети у своих родителей, но и «Откуда произошел мир?» — и ищут какой-то ответ, причем ответ не того рода, который можно прямо проверить, а того рода, что им близок по духу. У каждого человека, если ему повезет, есть свой поэт, свой парикмахер, свой психолог и свой астролог. А если очень сильно повезет, то и своя философская космогоническая система.

Такая система косвенно проверяется двумя способами. Первый из них состоит в апелляции к личному мистическому опыту. Каждый человек, как и любая часть Вселенной, является микрокосмом, то есть в миниатюре повторяет собой Вселенную в целом. Это означает, что где-то (может быть, очень глубоко) в подсознательной памяти человека хранятся воспоминания о всех циклах Брамы, в том числе и творении текущей Вселенной, и о том, как нарисованные мной схемы были им когда-то пережиты. Может быть, его воспоминания хранятся и не в таких схемах, которые я вам рисую, но каким-то образом эти схемы резонируют с его воспоминаниями, и он это ощущает. И в моменты особенно глубокого погружения в свою память к нему приходит ощущение, что ровно так оно и было. Это первый вариант косвенного подтверждения космогонической концепции.

Второй вариант заключается в том, что все абстрактные схемы повторяются на всех уровнях, в том числе и на плотных. И если данная схема дает на более плотных уровнях бытия, где мы реально существуем и которые можем осознать, конструктивные результаты, то я принимаю эту схему, она для меня становится рабочей, хотя и не подкреплена мистическим опытом.

Мистический опыт, я думаю, есть у всех людей. Какие-то мысли, образы, видения, ощущения приходят к нам вместе с полной убежденностью, что они истинны, так что подвергать их сомнению или искать ссылки на авторитеты или на логику нам не нужно и не хочется.

В эзотерической традиции есть подробные описания мистических откровений людей, которые выходили на такой уровень, что эту картинку (космогоническую схему в различных ее вариантах) видели непосредственно и были абсолютно убеждены в истинности своего видения. Но я думаю, что эти описания ничего не дают, если не подкрепляются самостоятельными переживаниями.

Я, однако, ставлю перед собой совершенно другую цель. Я хочу показать вам, как эта схема работает на более плотных, более обозримых планах, и продемонстрировать на конкретных примерах, что в действительности она нам гораздо ближе, чем это может показаться.

Давайте посмотрим на нашу космогоническую схему таким образом. Абсолют — это чистая потенциальность, то есть универсальное творческое Начало, которое порождает энергию, идеи, качественно новые объекты, которых раньше не было. Пусть говорят, что новое — это хорошо забытое старое, но я не согласен с этим; пусть это мое личное мнение, но я считаю, что в каждой индивидуальной жизни бывают открытия и откровения, когда приходят энергия, материя, идея, которых никогда раньше не было.

И такого рода ситуации соотносятся с процессом творения мира, то есть с нисходящей вертикальной стрелкой на схеме.

С другой стороны, у каждого из нас бывает, что некоторая ситуация развивается по своим собственным законам, никак не подвергаясь внешним воздействиям. Это вот и есть эволюция: методичное осуществление в определенных рамках определенной программы, которую человек сам себе назначает или избирает во внешнем мире.

И каждый знает, что любая программа, любой сюжет, любое обстоятельство иногда волшебным образом растворяются, исчезают неизвестно куда. Была у вас любовь, а однажды утром вы просыпаетесь — и ее нет. Куда она делась — непонятно, но ее нет. Или была дружная семья, что-то такое сообща делала, а потом в какой-то момент оказывается, что семьи, в общем-то, и нет, что каждый из ее членов забился в свою комнату или в свой угол, и заняты каждый своими делами, никак не касающимися остальных. Не произошло никакого развода, но у каждого своя жизненная философия, у каждого — своя жизненная программа, а общаются они друг с другом на манер деловых людей, в лучшем случае. Все, семьи нет: дети воспитались, супруги внутренне разошлись. В какой момент, как это произошло — непонятно. Но ситуация, которая была, растворилась и ушла неизвестно куда.

Схема, содержащая Абсолют и проявленный мир, повторяется на более и более плотных уровнях в виде эзотерической схемы, которая вам, я думаю, хорошо известна (рис. 8.2). А именно, в каждом объекте можно выделить тонкий план и плотный план. Тонкий план — как бы образ Абсолюта, а плотный план — образ проявленного мира. И между ними есть определенные отношения, главнейшее из которых заключается в том, что тонкий план во всех существенных чертах порождает и контролирует плотный план и его программы. Например, у нас есть мозг и есть скелетная мускулатура. Мозг — это тонкий план человеческого тела, он дает команду, а физическое тело уже исполняет эту команду — идет куда-то, что-то берет, чешет в затылке, отбивается от комаров и т. д.

Рис. 8.2. Эзотерическая схема объекта.

 

Другой пример относится к каузальному плану. Представьте себе человека, включенного в поток событий. Сначала он не очень задумывается о его природе, но в какой-то момент чувствует, что все происходит не просто так: существует какая-то тонкая воля, направляющая его жизнь и организующая все его ситуации. Человек поднимается вверх, старается ее как-то прозреть, и в какой-то момент это ему удается, и тогда тонкий план для него делается как бы плотным. Но через некоторое время, детально освоившись в нем, человек обнаруживает, что выше находится что-то еще более тонкое. Его можно назвать тончайшим планом, который исполняет ту же функцию по отношению к тонкому, что тонкий по отношению к плотному. Но наши мысли или наши чувства подсказывают нам, что можно идти еще дальше, и что тем выше, чем тоньше и тем существенней, и что самая главная истина получается, если с капусты снять все ее листы. Это и называется апофатическим богословием. Я вам уже когда-то объяснял это слово. Апофатическое богословие определяет Бога посредством отрицания: Бог это есть не то (то есть не плотный план), и не то (то есть не тонкий), и не то (не тончайший), и т. д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.