ВИДЖНАНА БХАЯРАВА ТАНТРА
(в изложении Пола Репса).
Дэви (Парвати) спросила: О Шива! Что есть твоя реальность? Что есть эта полная чудес вселенная? Что есть семя? Что есть центр колеса вселенной? Что есть та бесформенная жизнь, которая пронизывает все формы? Как можем мы войти в нее полностью, вне пространства и времени,вне имен и названий? Пусть сомнения мои прояснятся! Шива ответил так: 1. Лучезарная, этот опыт станет ясным между двумя дыханиями. После дыхания входящего и перед выходящим — благотворность. 2. В то время, как дыхание поворачивает снизу вверх (между выдохом и вдохом) и наоборот, когда дыхание поворачивает сверху вниз (между вдохом и началом выдоха) — через оба эти поворотных момента — реализуй. 3. Или, когда бы ты ни делала вдох и выдох — в этот момент касайся без усилия полного энергии центра. 4. Или, когда выдохнуто все и дыхание останавливается само собой, или полный вдох и остановка — при такой вселенской паузе частное «Я» исчезает. Это трудно (только) для тех, кто не ищет. 5. Рассматривай свою сущность, как лучи света, поднимающиеся от Чакры к Чакре по позвоночнику,— так поднимается в тебе жизненная сила. 6. Или между (Чакрами) — чувствуй это как молнию. 7. О Дэви, представляй санскритские буквы в этих полной медовой сладости центрах сознания. Сперва как буквы, затем как более тонкие звуки, а затем как еще более тонкие ощущения. Затем, оставляя их в стороне, будь свободна. 8. Внимание между бровями. Пусть ум будет прежде мысли, пусть форма наполнится сущностью дыхания до макушки головы, и там прольется свет. 9. Или представь, что пятицветные круги, подобные тем, что на хвосте у павлина — это твои пять чувств в некоем запредельном месте. Пусть теперь их красота растет внутри. Точно так же — в какой-либо точке пространства или (точке) на стене — пока точка не растворится. Тогда твое желание (чего-либо) иного действительно пройдет. 10. Глаза закрыты, зри свое внутреннее бытие. Так увидишь свою истинную природу. 11. Помести свое внимание в нерв, тонкий как волокно лотоса, в середине позвоночного столба, и так стань преображенной. 12. Закрой 7 отверстий головы руками — место между глаз станет всевмещающим 13. Когда касаешься глаз несильно, как пером, свет между ними открывается в сердце и туда проникает космос. 14. Окунись в центр звука, подобного непрерывному шуму водопада. Или, закрыв пальцами уши, слушай звук звуков. 15. Произноси нараспев АУМ. Медленно, как звук входит в полнозвучье, так же делай и ты. 16. В исходной точке при постепенной отработке звучаний какой-нибудь буквы, пробудись. 17. Слушая струнные инструменты, услышь их центральный звук: так достигается вездесущность. 18. Непрерывно произноси нараспев звук, затем все тише и тише, чувствуя это погружение в гармонию тишины. 19. Представляй дух одновременно внутри и снаружи, пока не войдешь в универсальную духовность. 20. Милая Дэви, войди в соприкосновение с присутствием эфира, проникающего далеко за пределы твоей формы и вверх и вниз. 21. Доведи материю ума до предельной тонкости — сверху, снизу и в своем сердце. 22. Считай, что пространство, занятое твоей теперешней формой, беспредельно вместительно. 23. Ощути свою субстанцию — кости, плоть, кровь — пропитанной (эфиром), эссенцией космоса. 24. Предположи, что ты в своей пассивной форме есть пустая комната со стенами из кожи; что ты — пустота. 25. О, полная блаженства, когда органы чувств поглощены сердцем, достигни центра лотоса. 26. Ум успокоен. Держись в центре. До той поры, пока (не произойдет нечто). 27. Находясь среди мирской суеты, направляй внимание между двумя дыханиями. Практикуя так, через несколько дней будешь рождена заново. 28. Сосредоточься на огне, поднимающемся через твою форму от пальцев ног, пока не сгорит до тла тело — но не ты. 29. Медитируй на созданном верой мире, как на сгорающем до тла и стань сверхчеловеческим существом. 30. Чувствуй тонкие начала творения, проникающие в твою грудь и принимающие изящные очертания. 31. С неосязаемым дыханием в центре лба, когда в момент засыпания оно достигает центра, обретай власть над снами и над самой смертью. 32. Подобно тому, как, субъективно, буквы сливаются в слова, а слова в предложения, и как, объективно, круги сливаются в миры, а миры в принципы, так найди это слияние и в нашем бытии. 33. Благословенная, играй во вселенной — пустой раковине, в которой твой ум резвится бесконечно. 34. Смотри на чашку, не видя ни стенок, ни материала — через несколько мгновений станешь познавшей. 35. Оставайся в каком-нибудь месте, бесконечно просторном, свободном от деревьев, холмов и обитателей — там придет конец умственному давлению. 36. Сладостная, медитируй на знании и незнании, существовании и несуществовании. Затем отставь и то и другое в сторону и'просто будь сама собой. 37. Смотри с любовью на какой-нибудь предмет. Не переходи к иному предмету. Здесь, внутри этого предмета — благословение. 38. Чувствуй космос, как прозрачное вечноживущее присутствие. 39. С предельной преданностью концентрируйся там, где соединяются два дыхания и знай Знающего. 40. Считай весь мир своим собственным телом блаженства. 41. Ласкаемая, войди в ласку как вездесущая жизнь. 42. Отвори двери чувств, почувствуй даже ползанье муравья. Тогда (придет ЭТО). 43. Вступая в сексуальное соединение, будь внимательна — огонь вначале. Так продолжая, избеги тлеющих углей в конце. 44. Когда в таких объятьях твои чувства задрожат, как листья — войди в это дрожание. 45. Даже воспоминание соединения без объятий (может дать) превращение. 46. Радостна встреча с давно отсутствовавшим другом — проникнись этой радостью. 47. Когда ешь или пьешь, стань вкусом пищи или питья и будь наполнена. 48. О, лотосоокая! Когда ешь или пьешь, смотришь или поешь, знай, что ты — есть. Найди в этом вечное существование. 49. Делай все, что доставляет тебе наслаждение, на чем бы оно не основывалось. 50. В точке, когда сон еще не наступил, а бодрствование исчезло — в этой точке есть истинное бытие. 51. Летом, когда ты видишь все небо бесконечно чистым — войди в эту чистоту. 52. Будучи разгневанной, ляг, словно мертвая; останься так (неподвижно). Или всматривайся не моргая, или всасывай что-то — и так стань сосанием. 53. Сиди на ягодицах, без опоры рук и ног. Внезапно — чувство своего центра. 54. В удобном положении постепенно проникайся пространством между подмышками, в котором — великий покой. 55. Смотри на красивого человека или на простой предмет так, как будто впервые видишь его. 56. С приоткрытым ртом держи ум посередине языка, или при тихом вдохе чувствуй звук «ххх». 57. Находясь на ложе или восседая, позволь себе стать невесомой вне ума. 58. В движущейся повозке посредством ритмических покачиваний — ощущай. Или, когда повозка остановится, раскачивайся по невидимым кругам все медленнее и медленнее. 59. Просто гляди в голубое небо за облака. Безмятежность. 60. О Шакти, смотри на все пространство, как на поглощенное в твоей голове в сверкающем свете. 61. Ходя, спя, мечтая, осознавай себя, как свет. 62. Черной дождливой ночью войди в эту черноту, как в форму форм. 63. Когда такой безлунной ночи нет, закрой глаза и найди темноту перед собой. Открывая глаза, увидь черноту. Так недостатки исчезают навсегда. 64. Как только явится импульс что-нибудь сделать — остановись. 65. Концентрируйся на звуке «а-у-м» без отдельных «а» или «м». 66. Молча произноси слово, кончающееся на «ах». Тогда в «ххх» (возникнет) без усилий спонтанность. 67. Чувствуй себя пронизывающей все направления — и далеко, и близко. 68. Пронзи булавкой какую-либо часть своей наполненной нектаром формы, и мягко войди в это пронизывание. 69. Чувствуй: моя мысль, мое «я», внутренние органы — (все это) Я. 70. Иллюзии обманывают, цвета ограничивают. Даже делимое неделимо. 71. Когда какое-нибудь желание приходит, осознай его, затем внезапно оставь его. 72. Как могу я сказать «я есмь» раньше желания и раньше знания? Обдумай это. Растворись в красоте. 73. В (самом) начале желания знать — знай со всем сознанием. 74. О Шакти! Каждое частное восприятие ограничено и исчезает во всемогуществе. 75. В истине формы неразделимы. Нераздельно вездесущее бытие и твоя собственная форма. Реализуй каждое, как сотворенное из этого.. 76. В состоянии чрезмерного желания будь невозмутима. 77. Эта так называемая Вселенная появилась случайно — как фокус. Будь счастлива смотреть на нее так. 78. О, возлюбленная, обращай внимание не на удовольствие и не на боль, но на то, что между этим. 79. Отбрось привязанность к телу, реализуя «я есмь» повсюду. Тот, кто находится повсюду — радостен. 80. Объекты и желания существуют во мне (так же) как и в других. Воспринимая так, пусть они переходят. 81. Понимание, объект и субъект являются общими как для просветленного, так и для непросветленного. Первый, однако, имеет преимущество: он не теряет себя в объектах. 82. Чувствуй сознание каждого, как свое собственное. Так, отбрасывая беспокойство за себя, стань каждым существом. 83. Воля не думать о вещах ограничена — сущность («Я») неограничена. 84. Верь всемогущему, всеведущему, наполняющему собой все. 85. Как волны появляются вместе с водой, а языки пламени вместе с огнем, так волны Вселенной (проявляются) с нами. 86. Странствуй неподалеку, пока силы не исчерпаются, и тогда, падая на землю, в этом падении будь вся. 87. Предположи, что ты постепенно лишаешься силы или знания; в момент лишения переступи за пределы себя. 88. Слушай, когда передается высшее мистическое учение: глаза спокойны, не моргают — сразу стань абсолютно свободна. 89. Заткнув уши, сжав анус, войди в звук звуков. 90. На краю глубокого (колодца) смотри непрерывно в его глубину до наступления чудесного. 91. Где бы ни блуждал твой ум, внутри или вовне, везде будет ЭТО. 92. Когда живо осознаешь через какое-либо отдельное чувство — удержи это в сознании. 93. В начале чихания — или в битве, в бесконечном беспокойстве над пропастью — или в любопытстве; в начале чувства голода или в конце голода — будь непрерывно сознательна (во всех действиях). 94. Пусть внимание будет в том месте, где ты видишь какое-либо прошлое событие. Твоя форма станет преображенной, утрачивая свои нынешние черты. 95. Смотри на какой-либо объект, затем медленно отвлеки от него свой взгляд, а потом медленно отвлеки от него и свою мысль. 96. Тогда преданность освобождает. 97. Чувствуй объект перед собой. Чувствуй отсутствие всех других объектов, кроме этого. Тогда, отбрасывая и чувство объекта, и чувство отсутствия — постигай. 98. Чистота других учений для нас нечистота. (Но) в действительности не считай ничего чистым или нечистым. 99. Это сознание существует только как (чистое) бытие и ничего, кроме него не существует. 100. Будь той же самой, как с другом, так и с чужим, в чести и бесчестии. 101. Когда возникает расположенность против кого-то или к кому-то, не отождествляй его с этим лицом, но оставайся в центре (себя). 102. Предположи, что ты созерцаешь нечто за пределами восприятия, за пределами понимания, за пределами небытия. Это ты. 103. Войди в пространство бесплотное, вечное, тихое. 104. На чем бы твое внимание не вспыхнуло (зафиксировалось), в любой такой точке испытывай (один и тот же опыт). 105. Войди в звучание твоего имени и через это звучание — во все звуки. 106. Я существую. Это мое. Это — ОНО. О, возлюбленная! В таком знании — беспредельность. 107. Это сознание есть дух, указывающий путь каждому. Будь этим (чистым сознанием). 108. Здесь сфера изменения, изменения, изменения. Через изменение превзойди изменчивость. 109. Как курица — мать своих цыплят, так Реальность — мать частных знаний, частных действий. ПО. Поистине зависимость и освобождение относительны. Эти слова существуют лишь для тех, кто устрашен вселенной. Эта вселенная — отражение умов. Так же, как ты видишь в воде множество солнц,— отражения одного солнца, так смотри на зависимость и освобождение. 111. Каждая вещь воспринимаема посредством знания. «Я» сияет в пространстве посредством знания. Восприми единое бытие как познающего и познаваемое. 112. Возлюбленная, пусть в этом моменте будут включены вместе ум, знание, дыхание и форма.
* * *
ШАНКАРА—НЕЗАОЧНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ
Вниманию читателя предлагается небольшой трактат «Незаочное постижение» («Апарокша-анубхути»), сочиненный индийским философом Шанкарой (9 век) и посвященный проблеме интеллектуальной интуиции, реализующейся в процессе философского переживания текстов Вед и Упанишад, бывших источником безусловного религиозного авторитета в традиционной индуистской культуре. По преданию, «Незаочное постижение» написано Шанкарой в 12-летнем возрасте и не претендует на систематическое изложение философии адвайта-веданты, основателем которой он явился, хотя содержит все существенные ее элементы. В трактате показаны необходимость и возможность объективизации психических переживаний над текстом в виде этапов познавательного процесса.
1. Шри-Хари, Высшее Благо, Наставника и Владыку, Проницателя, Всех Миров Причину — Его славлю я. 2. Незаочное постижение является средством спасенья, Мудрыми лишь со стараньем, взыскуемое вновь и вновь. 3. Варны, ашрамы, блюденье, тапас и молитва Хари — вот четыре средства людям к достиженью бесстрастья. 4. Бесстрастие ко всем предметам: от Брахмы до скал бездушных. Словно вороньим пометом, бесстрастие не пятнаемо ими. 5. Вечен Атман в собственном виде, все зримое же — напротив. Уверенность в том — вот правильное различенье реального. 6. Всегда отвлеченный от образов (ум) спокойным зовется. Сдержанность во внешних актах означает владенье (телом). 7. Отвращение от предметов — это высшее воздержанье. Выдержка при всех страданьях — терпенье: вот мысль благая. 8. Приверженность слову Вед и учителя верой слывет. Взяв одну лишь цель — Суть, ум сосредоточенным зовется. 9. «Когда, как придет мне свобода от пут сансары, Боже?» — Вот эту упорную мысль можно назвать желаньем свободы. 10. Кто принял эти положенья, должен еще осмыслить Атмана как конечную цель знанья, ища себе блага. 11. Не возникает знанье без осмысления, в средствах иных. Так же, как без освещенья предмет узнать не удастся. 12. «Кто я?», «Как все рождено?» или «Кто как творец известен?», «И каков материал?» — вот чего осмысление это. 13. «Я — не тело, смесь элементов. Я — и не скопище чувств. Где-то отличие есть» — вот чего осмысление это. 14. «От незнанья все возникает, все растворится в знанье. Желанье — всего творец» — вот чего осмысление это. 15. «Материал обоих — един: неубываемая, тонкая Суть. Как глина во всех горшках» — вот чего осмысление это. 16. «И Я — одна, неубываемая, тонкая Суть: Знающий, Свидетель. Я — То, без сомненья» — вот чего осмысление это. 17. Атман — бесчастен, един. Тело много частей включает. Их же отождествляют. Есть ли незнанье этого больше? 18. Атман — правитель, он изнутри. Тело — вовне, им правят. Их же отождествляют. Есть ли незнанье этого больше? 19. Атман — из чистого знанья. Тело — из плоти нечистой. Их же отождествляют. Есть ли незнанье этого больше? 20. Атман — и свет и светильник. Тело же тьмою зовется. Их же отождествляют. Есть ли незнанье этого больше? 21. Атман вечен, как вид Сути. Тело не вечно и сущно. Их же отождествляют. Есть ли незнанье этого больше? 22. Атмана просветленность дает осознанье предметов. Но это сиянье — не блеск огня, когда вокруг тьма ночи. 23. Решивший «Я — это тело» живет, увы, в заблуждении. «Оно — мое» возомнив, все глядит на него, как на свой кувшин. 24. «Я — сам Брахман, успокоенность свойств Сути, Ума, Блага. Я — не тело, форма несути» — вот что знаньем мудрых зовут. 25. «Я — не произведен, неустраним, неубываем, вечен. Я — не тело, форма несути» — вот что знаньем мудрых зовут. 26. «Не кажимость, не отблеск, не измышленье. Я распростерт. Я — не тело, форма несути» — вот что знаньем мудрых зовут. 27. «Я без качеств, без действий, вечен, свободен, неподатлив. Я— не тело, форма несути» — вот что знаньем мудрых зовут. 28. «Я без пятен, движенья, конца; чист, не старею, не умираю. Я — не тело, форма несути» — вот что знаньем мудрых зовут. 29. В теле любом есть Пуруша, Сутью признанный всеми. Как же ты глуп, пустотой сочтя Атамана, тела превыше! 30. Слушайся Вед, глупец, и рассудка, твой Атман — Пуруша, Тела превыше, Сущая форма, таким лишь, как ты, незримая. 31. Словом «Я» названо всегда Единое, Запредельное. Грубое тело не единично: как ему быть субъектом? 32. «Я», разумеется, зритель, тело же зримо, конечно. Ведь говорится: «Тело — мое». Как ему быть субъектом? 33. «Я» измениться не может, тело изменчиво вечно. Это ведь так очевидно. Как же быть телу субъектом? 34. «То, что превыше всего» — так в Шрути описан Пуруша. Так утверждает провидец. Как же быть телу субъектом? 35. «Все — Пуруша»,— так с умыслом сказано в «Пуруша-сукте». Если в Шрути сказано так, как же быть телу субъектом? 36. «Не касаем Пуруша»,— сказано в «Брихадараньяке». Оскверненному нечистой, как же быть телу субъектом? 37. Там же заявлено: «Сам собой освещаем Пуруша». Хладному, иным освещенному телу как же быть субъектом? 38. Сказано в разделе о карме: «Атман от тела отличен. Вечный, вкушает он плоды дел после распада тела». 39. И лингам не односоставен: зрим, подвижен, изменчив. Не проницающ, форма несути — как же ему быть субъектом? 40. Иной, чем оба тела, лишь Атман-Пуруша-Ишвара. Атман всего, форма всего, выше всего — вечное Я. 41. «Но, при разности тела и Атмана в явленном — сущность. Так нас логика учит. Как же быть с предметностью Пуруши?» 42. «Разность тела и Атмана отрицает собственность тела. Ниже идет особо разъяснение несути тела. 43. Ввиду единства формы сознанья немыслима разность, Индивид — также ложное знанье, как в веревке — змея. 44. Как веревка, из-за незнанья, вмиг змеей обернется — Так сознанье, хоть и чисто, обернется всякой формой. 45. Материала проявления, кроме Брахмана, нет иного. Поэтому все проявленное — лишь Брахман, а не иное. 46. Ни субъекта, ни объекта врозь, раз сказано: «Все — Атман». Если истина известна, не возникнет различенье. 47. Прямое уклонение от Шрути — лжеученье о многом. Как возможно нечто иное, сверх недвойственной причины? 48. Сказано о грехе в Шрути: «Смерть за смертью наступает для обманутого майей, кто здесь множественность видит». 49. Рождены все существа Брахманом, Превысшим Ат-маном. Поэтому они все суть Брахман: это надо понимать. 50. Брахман же все имена, и разнообразные формы, И действия — все в себе содержит: так сказано в Шрути. 51. Из золота рожденное ввек золотом останется. Из Брахмана рожденное, так и пребудет в брахманстве. 52. Хоть на малость допуская инобытие индивида, С Высшим Атманом различье — подвергают себя страху. 53. Где двоичность от незнанья — там все видится отличным. Там, где Атманом все видят — даже атом не отличен. 54. Тот, кому все существа лишь в атмановости известны. Не подвержен заблуждению и скорби: он недвойственен. 55. Этот Атман есть сам Брахман: все собой он утверждает. Так нас наставляет Шрути —часть из «Брихада-раньяки» 56. Этот мир хоть восприемлем и феноменально задан — Слово сон, несути форма — погружен в противоречия. 57. Ложен сон при пробужденьи, бодрствованья же во сне нет. В обмороке нет обоих, обморока нет в обоих. 58. Все три состоянья ложны, они — трех гун порожденье. Зритель тому — выше трех гун: Вечность, Суть, Единый Субъект. 59. Как в глине отдельно — горшок или в жемчуге — серебро. Не видят, так индивида — в Брахмане, когда он познан. 60. Как горшок — лишь имя в глине, серьга — в золоте названье, в жемчуге же — серебро, так индивид — лишь имя в Высшем. 61. И словно в небе синева, словно бы мираж в пустыне, Как человек в столбе, так же все в Атмане скрывается 62. Подобно провиденью в пустоте, гандхарвов городу, Двум лунам в пространстве, так же весь мир содержится в Сущем. 63. Как волны и прибой — одна вода, лишь в круговороте, как медь одна в любом сосуде, Атман — в космосе любом. 64. Как глина — именем горшка, нити — именем ткани, Так именем мира скрыто то, что узнают за ним. 65. Всякая видимость для людей Брахманом создается. Несведущие не знают, что это — как глина в горшках. 66. С глиной горшок соотносится, как следствие с причиной. Шрути согласны, что так же — и мир с Брахманом. 67. При восприятьи горшка он заметен лишь в силу глины. При изученьи феноменов виден лишь Брахмана блеск. 68. Всегда Атман сияет и неясно всегда; Он двувиден>. как веревка, для знающих и незнающих. 69. Горшок состоит из глины, тело же ум составляет. Разница Атмана и не-Атмана мудрым неважна. 70. Как за змею — веревку или как за серебро — жемчуг, За тело Атман приемлют несведущие всецело. 71. Как будто глину в горшке и как будто бы нити в ткани, за тело Атман приемлют несведущие всецело. 72. Как золото в серьгах или как воду в волнах не видя, За тело Атман приемлют несведущие всецело. 73. За вора столб, за воду мираж принимают — За тело Атман приемлют несведущие всецело. 74. Домом кажутся бревна, клинком же — полоса стальная. За тело Атман приемлют несведущие всецело. 75. Как дерево перевернутым в воде представляется, так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 76. В лодке плывущий человек все видит как бы подвижным. Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 77. Как заболевши желтухой, все белое видят желтым, Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 78. Как при дрожаньи глаз все во взоре блуждать начинает, так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 79. Если вращать головню, она будет круглой, как солнце. Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 80. Даже большие предметы издали малыми будут, Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 81. Даже малые вещи у глаза покажутся больше, Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 82. Поверхность стекла — за воду, поверхность воды — за стекло, Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 83. Примут рубин за огонь, огонь за рубин принимают. Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 84. Когда бегут облака, сдается: луна побежала. Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 85. Как при головокружении вращаются страны света, Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 86. Как иногда луна представляется в водах бегущей, Так вот и в Атмане видят телесность в силу незнанья. 87. Если Атман неведом, возникает иллюзия — тело. Но если Атман познан, она растворится в Атмане. 88. Весь мир живой и неживой, познается лишь как Атман. При небытии всех тел и существ — как им Атма-ном быть? 89. Многомудрый! Все время отдай познанию Атмана. Всецело искусив судьбу, ты можешь жить без трепета. 90. «Нашедший знание Атмана от судьбы не спасется» — Так записано в Шастре. Мы это теперь опровергнем. 91. Если истины знанье возникло, судьба не влияет, ведь тело стало не-сущим, как сон после пробужденья. 92. Действие прошлых жизней — вот что судьбой называется. Но раз прошлая жизнь — небытие, то и его тоже нет. 93. Так же как тело во сне — иллюзия и это вот тело. Но ежели жизнь иллюзорна, нет ее — нет и действий. 94. Материалом проявленного, как для горшка — глина, Незнанье, согласно веданте, является для всего. 95. Как веревку змеей считают при неправильном взгляде, так же, сути не зная, ум заблудший мир замечает. 96. Когда узнан образ веревки, призрак змеи исчезает. Если основа познана, мир в пустоте исчезает. 97. Тело, стало быть, видимость. Как же судьбе сохраниться? Шрути же говорит о судьбе ради знанья в незнанье. 98. «Расточились его действия, когда Высшее узрел» — Шрути явно, среди многих действий, отрицает и это. 99. «Кто, не зная, иное твердит, повинен в двух ошибках: Он отвергает веданту и знанье» — так сказано в Шрути. 100. Скажу о пятнадцати нужных, в названном смысле, шагах. В них всех постоянно, действенно следует упражняться. 101. Не постичь без повторения Атмана как Суть и Благо. Пусть же жаждущий познанья мыслит Брахмана подольше. 102. Яма, нияма и тьяга, мауна, деша и кала, Асана и мулабандха, дехасамья и дрик-стхити, 103. Пранасамьяна, а также пратьяхара и дхарана, Атмадхьяна и самадхи — вот этапы по порядку. 104. «Все есть Брахман» узнавая, скопом чувств повелевая, называют это «я м о и». В ней без счета упражняйся. 105. Сродственное развивая, чужеродное отвергни — Вот «н и я м а». От «ниямы» мудрым — высшее блаженство. 106. «Тьяга» — это усмотренье Атмана за формой мира. «Тьяга» в чести у великих: суть ее — освобожденье. 107. От чего отступит слово, вместе с мыслью, не достигнув,— это «мауна» йогинов; в ней пусть мудрый пребывает. 108. От чего отступит слово — кто о том сказать способен? Хоть скажи про все на свете — это словом не ухватишь. 109. То, чзю названо «мауной», мудрые зовут «сахаджа». «Мауна» же для подростков: вот как учит брахмавадин. 110. Начала, конца, середины что не будет раздельно, Но что проникает весь мир — зовется точечным местом: 111. Во времени все, начиная Брахмой, вмиг возникает. Словом «время» зовется мир благой, не делимый надвое. 112. То положенье, в каком хорошо о Брахмане думать, Называют «асана» — но не то, в каком неудобно. 113. «С и д д х а» — исток всего бытия, незыблемая основа. Поза для совершенных известна как «с и д д х а-а с ан а». 114. Всех существ корень, а также корень владенья рассудком — «Мулабандха»: она уместна всегда и годится для раджайогинов. 115. Равновесие членов известно, как растворение в Брахмане. Без него — не равновесие, а твердость древа сухого. 116. Обративши взор в познанье, видят, что весь мир есть Брахман. Этот взор лишь благотворен, а не взгляд на кончик носа. 117. Иль туда, где неразличны зритель, зримое и зренье, Следует свой взор направить, отнюдь не на кончик носа. 118. Брахман лишь во всех бываньях, вроде разума и прочих. Прекращенье всех движений «пранаямою»зовется. 119. Отрицание мира есть выдыхание воздуха. Мысль «Я — Брахман» называется вдыханием воздуха. 120. Сохраненье этой мысли будет задержкой дыханья. Такова она для мудрых. Глупые — нос затыкают. 121. Узрев в предметах Самость, рассудок в разум погружают. Зовется это «п р а т ь я х а р о и», для всех жаждущих свободы. 122. Куда не достигнет рассудок — всюду Брахмана видит. Там удержанье рассудка есть «д х а р а н а» в высшем смысле. 123. Состояние истинной мысли, вне формы «Я — Брахман», словом «д х ь я н а» зовется: им высшее благо дается. 124. Сделав неизменной мысль и придав ей форму Брахмана, правильно распространив, ее зовут знаньем, или с а м а д х и. 125. В этом нетворимом благе пусть подвижник укрепится. Овладев им, он сумеет вызывать его мгновенно. 126. И тогда от средств свободным, совершенным станет йогом. Но нельзя его оформить только мыслью или словом. 127. В достижении самадхи много встретится препятствий: нарушенье распорядка, лень, желанье удовольствий. 128. Морок, тупость, искушенья, рассеянность и пустота— Вот препятствия из многих — тем, кто Брахмана взыскует. 129. Мысль о сущем — также суща, мысль о пустоте — пустая. Мысль о полном — также полна. Упражняйся в полномыслье. 130. Те, кто мыслию покинул чистоту и высь Брахмана, Напрасно живут и, хотя люди,— подобны животным. 131. Те, кто осознал эту мысль, осознав, ее взрастил,— Люди лучшие, счастливые, почтенные в трех мирах. 132. Те, в ком эта мысль растет, а также после созревает, Они Брахманом прониклись — не те, кто спорит о словах. 133. Кто ловко Брахмана толкует, но страстями мысль сгубил,— тех незнанье наихудшее: вновь и вновь они рождаются. 134. Кто же ни мига не пребудет мыслью Брахмана вовне — те подобны в этом смысле Брахме, Санаке и Шуке. 135. Причина в следствие переходит, не следствие — в причину. Причинность лишь исследуй, осмыслив небытье следствия. 136. Тогда воссияет Реальность, речам недоступная. Глядя на кувшин из глины, вновь и вновь прозревай это. 137. Таким образом, возникнет мысль о Самости Брахмана, затем, в чистом сознаньи,— состояние высшего знанья. 138. Пусть же причину отличной усмотреть попытаются— И тогда увидят ее вечно присущей следствию. 139. Нужно в следствии видеть причину и тогда ее устранить. Когда причина уйдет, наконец, останется мудрость. 140. О вещи упорно мысля, ясно ее представляя, ею становятся вскоре. Пример: пчела и личинка. 141. Незримый в форме быванья, все это, собственно, разум. Пусть мудрый о нем постоянно, как об Атмане, мыслит. 142. Зримое сделав незримым, пусть помнит: Брахман — причина. Сведущий в вечном счастье пребудет с мыслью, полной смысла. 143. Эти шаги перечисленные раджа-йогой зовутся. Те, кто еще не созрел, с х а т х а-й о г о й ее сочетают 144. Но для созревших умом одна лишь она плодотворна. Гуру и богу преданные все легко постигают.
* * *
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|