Здавалка
Главная | Обратная связь

Аудит краткосрочных обязательств



Изучая состояние краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов на предприятии и взаимоотношений с кредитными организациями аудитор должен включить вопросы обоснованности и своевременной уплаты краткосрочных и долгосрочных кредитов. При этом он должен руководствоваться нормативными документами НБРК, коммерческих банков и другими нормативными актами в области бухгалтерского учета и отчетности. В ходе проверки данного объекта аудирования аудитор должен тщательно изучать условия кредитного договора, заключенного между заемщиком и заимодателем, в котором предусмотрены: объект кредитования; сроки выдачи и возврата кредита; процентные ставки и порядок начисления и уплаты процентов за пользования кредитам; Формы обеспечения обязательств, права и ответственность сторон по выдаче и погашению кредита; перечень документов и периодичность представления их заимодателю и другие условия. При этом необходимо проверить правильность юридического оформления кредитного договора. Аудит краткосрочных кредитов и займов проверяется на основе кредитных договоров, расчетов по уплате процентов за их пользование, выписки банка, платежных документов, журналов-ореров и других регистров синтетического и аналитического учета, Главной книги, баланса, отчета о финансовых результатах и др. По учету краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов можно встретить ряд следующих характерных ошибок: отсутствие кредитного договора или договора займа; юридически неправильное оформление договора кредита или займа (например, кредитный договор не отражает ответственность одной из сторон и др.); отсутствие выписок банка, платежных документов, отражающих эти операции; отсутствие регистров учета, в которых отражаются списание в безакцептном порядке сумм возврата кредита и процентов по их использованию; отсутствие дополнительных соглашений к кредитному договору, изменяющих процентную ставку за пользование кредитом и другие условия кредитного договора; неправильная корреспонденция на счетах операций по получению и возврату кредитов и займов, по начислению и уплате процентов за их использование. Обязательства возникают в результате совершения фирмой различных сделок и являются юридическим основанием для последующих платежей за товары и предоставленные услуги. Обычно обязательства следует регистрировать сразу при их возникновении, а в конце периода необходимо вносить корректирующие записи о начисленных и отсроченных обязательствах. Обязательства обычно оцениваются суммой денег, необходимой для оплаты долга, или, в условиях рынка, стоимостью товаров или услуг, которые необходимо предоставить.

Краткосрочные обязательства - это обязательства, которые должны быть выполнены в течение года или обычного операционного цикла компании в зависимости от того, какой период дольше. Обязательства подразделяют на фактические, оценочные и условные. Фактические обязательства возникают из договора, контракта или на основе законодательства, их сумма может быть строго и однозначно подсчитана. К ним относятся счета расчетов с поставщиками, краткосрочные векселя к оплате, дивиденды к выплате, акцизный сбор к выплате, подлежащие выплате в текущий период доли долгосрочных долгов, обязательства по зарплате, доход, полученный авансом. Оценочные обязательства - это обязательства, точная сумма которых не может быть определена до наступления определенной даты. Примерами оценочных обязательств могут служить задолженность по налогу на прибыль, по налогу на имущество, гарантийные обязательства, резерв на оплату отпусков. Условные обязательства - это несуществующие обязательства, они могут стать или не стать реальными обязательствами в зависимости от того, произойдут или не произойдут определенные события, вытекающие из прошлых операций, в будущем. Условные обязательства возникают в случае отложенного судебного разбирательства, при налоговых спорах, при наличии дисконтированных векселей к получению, гарантировании долгов другой компании, нарушении государственных инструкций. Условное обязательство отражается в финансовой отчетности, если соблюдаются два условия: 1) оно должно быть вероятным и 2) его величина может быть количественно надежно оценена. Если эти условия не соблюдаются, то информация об условных обязательствах должна отражаться в примечаниях к финансовым отчетам. Существуют три основных типа обязательств по заработной плате: обязательства по выплате заработной платы; обязательства по удержанию налогов и других платежей из заработной платы; обязательства по налогам на фонд заработной платы. Текущие (краткосрочные) обязательства - обязательства по товарам и услугам, приобретенным, но не оплаченным, невыплаченным налогам и любые другие начисления и расходы, а также полученные авансы, предварительная оплата, коммерческий акцепт, векселя к оплате, краткосрочные ссуды, текущая часть долгосрочных обязательств. Текущие обязательства должны быть погашены до 1 года. Виды текущих обязательств: 1) фактические обязательства возникают из договора, контракта или на основе законодательства, могут быть точно подсчитаны: а) брутто-метод - отражается общая стоимость задолженности. б) нетто-оценка - приобретение покупки отражается с учетом скидки Долгосрочные обязательства (свыше 1 года) включают срочные ссуды банков, страховых компаний, эмиссию облигаций, необеспеченных долговых обязательств или векселей. Т.к. точную % ставку по облигациям предугадать нельзя, то их продают с премией или с дисконтом.

Аудит правильности формирования учетной политики.

Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный стандартом бухгалтерского учета 1 «Учетная политика и ее раскрытие» порядок принятия учетной политики: • издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике; • утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др.; • издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику; • издавался ли приказ об изменении учетной политики. Исходя из требований стандарта бухгалтерского учета 1 «Учетная политика и ее раскрытие» дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации. Изменения в учетной политике могут иметь место в случаях: • существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности); • изменений законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Казахстан; • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, а последствия изменений, не связанные с изменением законодательства Республики Казахстан, оценены в стоимостном выражении. Анализируя содержание приказа (распоряжения) об учетной политике, аудитор выясняет:• все ли положения приказа являются элементами учетной политики; • все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение. С этой целью аудиторможет провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, предложив руководителю аудируемого субъекта заполнить анкету . Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показыва­ет, что некоторые хозяйствующие субъекты включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учетной политики, например, сроки выплаты за­работной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм и т.д. Эта информация должна отражать­ся в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приво­дя в приказе способы бухгалтерского учета по всем возможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.