Здавалка
Главная | Обратная связь

Стратегическая позиция



В зависимости от своих честолюбивых устремлений компания может выбрать одну из трех стратегических позиций: приспосабливание, активное формирование рынка или сохранение за собой права действовать.

Приспосабливание - наиболее часто встречающийся выбор. Компания анализирует внешние условия и затем намечает для себя ряд действий, соответствующих этому окружению. Хотя различные уровни неопределенности могут потребовать различных действий, психология здесь всегда одна и та же: использование известных возможностей и реагирование на известные риски.

Активное формирование рынка означает попытку компании изменить окружающую обстановку в своих интересах. Такие компании изобретают совершенно новые продукты, в отношении которых существует лишь скрытый спрос, видоизменяют базовую структуру своей отрасли или разрабатывают совершенно новые методы конкуренции. Они считают, что способны оказывать настолько сильное влияние на деловой мир, что им ни к чему тщательный анализ текущего окружения. Такая уверенность может основываться на силе идеи или на неизменном превосходстве перед конкурентами. Однако как бы то ни было, все зависит от способности компаний изменять внешние условия.

Концепция активного формирования рынка оказывается привлекательной в некоторых трудных для понимания случаях. Например, при наличии крайне нестабильных внешних условий многие компании стремятся подстраховаться и не связывать себя обязательствами. Тем не менее, для некоторых сильных игроков такие условия могут оказаться самыми подходящими для того, чтобы предпринять смелые шаги. Представим себе группу испуганных детей, заблудившихся в лесу. Наверное, лучше всего, если самый старший из них крикнет: «Я знаю дорогу! Идите за мной!» И даже если этот ребенок на самом деле не знает дороги, даже если потребуются часы, чтобы выбраться из леса, все равно дети останутся вместе.

Так же и в бизнесе: если существует неопределенность относительно направления развития отрасли, лучшим выбором могут стать смелые шаги по формированию рынка. Однако такая позиция не всегда целесообразна. Из трех возможных стратегических вариантов она предполагает самую высокую награду, но и самую высокую степень риска. Трудно накопить большое богатство без активного воздействия на рынок: вспомним о стальных и железнодорожных магнатах XIX века, о Томасе Эдисоне, о корпорациях Microsoft и Netscape. Но вспомним также и о компании Zap Mail, сети Microsoft Network, видеостандарте Betamax и туннеле под Ла-Маншем.

Последняя стратегическая позиция - сохранение права действовать - ни к чему не обязывает компанию. Она означает совершение только тех действий, которые в дальнейшем позволят ей сохранить возможность превращения в сильного игрока. Это не абсолютная пассивность, а скорее, накопление знаний.

В основе этих трех позиций лежат фундаментальные различия в образе мышления. Однако было бы неправильно слишком все упрощать: такие компании, как Microsoft, умеют использовать одновременно элементы всех трех позиций и выбор компанией своего стратегического положения может изменяться по мере трансформации окружающих условий.

Тем не менее, большинству компаний следовало бы стремиться к тому, чтобы занять на рынке одну доминирующую позицию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.