Здавалка
Главная | Обратная связь

Всегда есть, чему учиться



Когда будут взяты такие большие высоты, как умение пользо­ваться туалетом или умение надевать и снимать основные пред­меты одежды, вам легко будет заметить, что есть много мелких действий, которые до сих пор вы каждый день выполняете за ребенка. Это могут быть действия, которым надо научиться, чтобы суметь самостоятельно делать для себя необходимые вещи, - вешать на крючок пальто, завязывать шнурки, нама­зывать на хлеб масло ножом. Первым делом вам нужно будет пристально понаблюдать за ребенком в течение дня и опреде­лить, что из того, что вы делаете за него, он может научиться делать сам.

 
 
Еще чему-то учить? Миссис Фелпс заметила: «Эта глава о самообслужи­вании нам с Мэгги не нужна. В чем в чем, а в этом она сильна». Пока мы беседовали на кухне у миссис Фелпс, Мэгги вернулась с улицы, где она играла в снегу, ски­нула ботинки, сняла пальто и дала его маме повесить. «Она научилась пользоваться туалетом, самосто­ятельно одеваться и есть». Надевая туфельки и подходя к маме, чтобы та за­вязала на них шнурочки, Мэгги говорит: «Привет!» «Хочешь переку­сить, Мэгги?» Мэгги кивает, и миссис Фелпс достает хлеб, арахисовое масло и нож и начинает де­лать бутерброд. «Так что, как я вам уже сказала, она хоро­шо освоила навыки са­мообслуживания - она теперь все может сде­лать для себя сама».

 


Многие родители ставят перед собой задачу обучить детей с особенностями развития навыкам самообслуживания. Необ­ходимо учитывать, однако, что прогресс не всегда бывает постоянным, а результат - впечатляющим. Слишком часто встре­чаются неожиданные препятствия, слишком велика вероят­ность регресса. В тот момент, когда вы готовы приступить к обучению новому навыку, ваш ребенок может быть менее все­го склонен к занятиям, и поэтому, несмотря на усилия обеих сторон, возникают трудности. И тем не менее, вы будете дви­гаться вперед. Нам посчастливилось быть свидетелями пре­красных достижений многих родителей.

 

Чему учить?

Вашей первоочередной задачей будет оценка текущего состо­яния навыков самообслуживания ребенка. Что он умеет делать достаточно хорошо уже сейчас, но только с вашей помощью? Что он может выполнять лишь отчасти? И что он совсем не в состоянии делать... пока?

Чтобы помочь вам произвести эту оценку, мы поместили на странице 41 контрольный список, в котором перечислены 30 навыков самообслуживания. Проработайте этот список пря­мо сейчас, отмечая в соответствующих графах степень, в кото­рой ребенок владеет соответствующим навыком.

Следующим шагом будет...минуточку! Вы заполнили кон­трольный список? Если нет, пожалуйста, прервите чтение и сделайте это. Тогда оставшаяся часть главы будет иметь для вас практический смысл.

Следующим шагом будет выбор навыка, к которому вы при­ступите первым делом. Возможно, вам захочется еще раз заг­лянуть в главу 2. В ней приводятся наши соображения по по­воду того, как выбрать новый навык. Вы помните три условия, которые нужно иметь в виду. Это должен быть навык, кото­рый ребенок готов осваивать. Это должен быть навык, кото­рый он хочет освоить. И, наконец, это должен быть навык, ко­торому вы хотите его обучить.

Обведите кружочками в контрольном списке три навыка, которыми вы намерены заниматься в ближайшее время. Веро­ятно, это будут навыки, имеющие отметки во второй графе, то есть такие, которые ваш ребенок отчасти уже освоил, но не до конца. Решите, над каким навыком вы будете работать снача­ла. А теперь запишите названия этих трех навыков в подготовленной для вас и представленной ниже форме. Под номером 1 у вас будет навык, выбранный вами в качестве первоочеред­ной задачи.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.