Здавалка
Главная | Обратная связь

Навыки самообслуживания, выбранные для отработки



 

1. Навык ____________________________________________________________

 

Шаги ____________________________________________________________

_________________________________

_________________________________

 

2. Навык ____________________________________________________________

 

Шаги ____________________________________________________________

_________________________________

_________________________________

 

3. Навык ____________________________________________________________

 

Шаги ___________________________________________________________

_________________________________

_________________________________



Навыки самообслуживания

Контрольный список

 

Сделайте, пожалуйста, отметки в квадратиках тойграфы,которая в наибольшей степени соответствует степени вла­дения вашим ребенком следующими навыками.

 

НАВЫК Никогда Иногда Всегда
1. Пьет из чашки.      
2. Ест ложкой.      
3. Ест вилкой.      
4. Намазывает ножом.      
5. Режет ножом.      
6. Снимает штаны (уже расстегнутые).      
7. Надевает штаны (не застегивая).      
8. Надевает носки.      
9. Надевает пуловер.      
10. Надевает блузу, рубашку или пальто, застегивающиеся впереди на пуговицы (не застегивая).      
11. Надевает ботинки ( не завязывая шнурки ).      
12. Продевает ремень в шлейки.      
13. Застегивает пряжку ремня.      
14. Застегивает молнию, когда ее половинки уже соеденины.      
15. Застегивает и растегивает пуговицы.      
16. Соединяет половнки разъемной молнии.      
17. Завязывает шнурки на ботинках.      
18. Вешает одежду.      
19. Вытирает руки.      
20. Моет руки.      
21. Чистит зубы.      
22. Умывает лицо.      
23. Вытирается после ванны.      
24. Моется в ванне.      
25. Расчесывает волосы.      
26. Моет голову.      
27. Стелет постель.      
28. Накрывает на стол.      
29. Меняет постельное белье.      
30. Подметает пол.      

 

Определение шагов

Далее нужно аккуратно разделить выбранный вами навык на отдельные составляющие (шаги), как рассказывалось в главе 3. Подумайте о каждом шаге цепочки, приводящей к нужному результату. Один из способов, позволяющих определить шаги, - несколько раз, записывая все детали, проделать то, чему вы хотите научить ребенка: попить из чашки, застегнуть молнию, прибраться в доме, принять ванну. Второй способ - обратить­ся к перечню навыков самообслуживания, помещенному в при­ложении Б. В этот перечень сведены все навыки из контрольно­го списка, и под названием каждого их них приводятся шаги, на которые можно его разбить.

Список шагов, составленный вами, конечно, не будет в точности повторять наш. Количество шагов в каждом случае определяется достаточно индивидуально. Для детишек, которые учатся достаточно быстро, это будут несколько больших шагов. Для тех, кто учится не так быстро, — много маленьких. Кроме того, мы не можем знать, как адаптировать стандарт­ный набор шагов конкретно для вашего ребенка. Сделать это можете вы.

Итак, вам нужно составить такой список шагов, который был бы оптимальным для вашего ребенка. Это можно сделать путем анализа нашего и вашего списков шагов.Запишите эти шаги под названием первого навыка, выбранного вами для работы.

В какой-то момент вам нужно будет аналогичным образом составить перечни шагов для обучения ребенка двум другим выбранным вами навыкам. Это можно сделать прямо сейчас, но можно и позже.

 
 
Маленькие шаги «Дз-з-з-инь». Миссис Кронин только начала свой ежедневный урок с Китом (он учился продевать ре­мень в шлейки), как нужно бежать к телефону. «Кит, попробуй сделать это сам!» Кит взял ремень и начал неуклюже пытаться его вставить. Только вчера он легко справился с задачей - продел ремень в последнюю шлейку после того, как мама продела его во все остальные. Но сегодня, когда он пытается сделать самостоятельно все, получается, что вчерашнего достижения ему не повторить. Ремень застрял, когдаКит пытался слишком быстро продви­нуть его. Телефонный разговор миссис Кронин был пре­рван появлением Кита с ремнем в руке и глазами, пол­ными подступающих слез. Она на минутку отложи­ла трубку и быстро пропустила ремень черезвсешлейки, кроме последней. И... на сей раз Кит с легко­стью добился успеха.  

 

 


Слезы, раздражение, бегство - эти и многие другие прояв­ления нежелательного поведения являются довольно обычной реакцией на требования сделать что-то, что раньше делали вы. Свести к минимуму вероятность появления таких реакций поможет, в частности, следование правилу, что задание всегда должно быть для ребенка несложным.

Ваш ребенок как ученик только тогда сможет добиться ус­пеха, когда успеха добьетесь вы как педагог. Ключ к успеху - это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком само­обслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед. Соотнося свои требования с тем, что может сделать ребенок (а вы знаете это), вы естественным образом будете идти от успе­ха к успеху. Каждый следующий шаг требует, чтобы ребенок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое дости­жение открывает перед ним более широкие возможности.

 

Поощрение

В главе 4 мы говорили о поощрении, и сейчас вам, может быть, захочется пролистать ее вновь и вспомнить наши (и свои) замет­ки по этому поводу. Мы отметили там, что ваше внимание, в чем бы оно ни проявлялось - в улыбке, в объятии, в похвале, - для ребенка является самой большой наградой. Однако освое­ние навыков самообслуживания (впрочем, как и обучение им) обычно трудно назвать сплошным удовольствием, и одного внимания может оказаться недостаточно, чтобы побудить ребен­ка хорошо выполнить задание. Вам наверняка придется приготовиться к использованию поощрений другого рода - угощений, любимых занятий.

Остановитесь и подумайте, как вы могли бы вознаградить своего ребенка. Среди поощрений могут быть: внимание, кон­кретные виды угощений и занятий. Запишите в специально отведенном месте несколько видов поощрений, которые вы намерены испробовать. Не забудьте, что выбирать нужно та­кие поощрения, которыми вы реально сможете воспользовать­ся во время урока. Например, если ваш ребенок любит леден­цы и вы будете давать ему по штучке за каждую застегнутую пуговицу, то вам придется так долго ждать, пока он перейдет к следующей пуговице, что урок может растянуться до невоз­можных пределов.

 

Выбор поощрения:

________________________________________________________

_______________________________

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.