Здавалка
Главная | Обратная связь

Разработка цепочки повседневных дел



Навыки, которые вы записали под заголовком «РАЗРАБО­ТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛ», ребенок в основном усвоил и может применять без вашей помощи, однако он еще должен научиться применять их в определенном по­рядке без вмешательства со стороны. Подцепочкой мы пони­маемприменение более чем одного навыка в должном поряд­ке. Сравнение обучения ребенка умению выполнять опреде­ленную последовательность действий с созданием цепочки мы считаем правомерным. У ребенка есть много отдельных звеньев, и он просто должен научиться соединять их в правиль­ном порядке.

Критическими точками любой цепи являются точки соеди­нения звеньев. В нашем случае это, моменты, когда, скажем, закончена чистка зубов и должна начаться уборка постели, ког­да уборка постели закончена и нужно начать обуваться. Именно в эти моменты смены деятельности чаще всего требуетесь вы: напомнить, намекнуть, направить, подтолкнуть или помочь. Часто дети, закончив очень хорошо одно дело, начинают просто отвлекаться — листать журнал, дремать и т.п., — даже если они «знают», что нужно сделать дальше, и с готовностью сделают это после вашего напоминания. Главное, чему вы теперь будете учить своего ребенка, — этоумение пользоваться моментом окончания одного дела как подсказкой или сигналом, что пора начинать другое. Вы будете учить его спрашивать себя: «Что дальше?» Лучше дать ему возможность самому найти ответ, чем отвечать. «Что дальше?» — это простое напомина­ние, которым ребенок сможет воспользоваться сам.

 
 
Что дальше? Куинси надела юбку и снова уселась на кровать. Мама заглянула в комнату, и у нее чуть не сорвалось с языка: «Куинси, надень рубашку!» Она вовремя спох­ватилась, подумала и просто спросила: — Что дальше? Сейчас маме пришлось своим вопросом напом­нить Куинси о рубашке, но скоро она научится зада­вать себе такой вопрос сама.  

 


Подобно маме Куинси, вам тоже нужно будет поначалу за­давать вопрос: «Что дальше?» — давая тем самым ребенку сиг­нал или подсказку. Когда этот вопрос задаст он сам, ответ для него уже будет очевиден. Один из способов, позволяющих снаб­дить ребенка подсказками, состоит в создании определенной цепи повседневных дел, связанных с уходом за собой, и в при­учении его выполнять их всегда в одном и том же порядке, по меньшей мере до тех пор, пока эта последовательность не будет усвоена им достаточно надежно. Вскоре окончание одного дела станет сигналом к началу следующего.

Еще одной хорошей подсказкой может стать таблица, иллю­стрирующая эту последовательность действий рисунками или словами. Повесьте такую таблицу на стену там, где ребенок вы­полняет соответствующие действия, и после выполнения каж­дой задачи, отмечайте этот факт вместе с ним. Постепенно нач­ните уменьшать свое участие в этом процессе, призывая его самого делать отметки в таблице по окончании каждого мероп­риятия. Картинка или слово, обозначающие следующий вид деятельности, послужат ему сигналом, и ваше напоминание уже не потребуется. Спустя некоторое время ему уже не нужно будет так часто заглядывать в таблицу. Сама его деятельность станет источником сигналов, указывающих «что дальше».

 

Таблицы

О таблицах мы несколько раз уже говорили. Попробуем те­перь внимательнее присмотреться к ним и понять, как можно их использовать для того, чтобы направить и поощрить дея­тельность ребенка.

1.Привлеките ребенка к составлению таблицы. Побудите его спросить и самого же ответить, как будет использовать­ся таблица. Пусть он поможет вам составить таблицу и по­весить ее.

2.Стремитесь делать таблицу простой. Самая лучшая таб­лица — простая, такая, которой легко следовать. Возможно, вам захочется сделать ее более наглядной с помощью ярких красок и картинок, однако, нам кажется, что не стоит стремиться к созданию «произведения искусства» и тра­тить на него слишком много времени. У вас может поя­виться потребностьчто-то изменить в ней и сделать новую, когда первая будет заполнена отметками.

3. Держите ее на виду. Поместите таблицу вблизи того места, где ребенок будет пользоваться своими навыками, и так, что­бы он мог до нее достать. Таблица вряд ли принесет вам пользу, если ее держать в закрытом шкафу или ящике. Из­любленным местом часто становится дверца холодильника.

4.Неизменно интересуйтесь ею. Таблица только тогда бу­дет что-то значить для ребенка, когда она представляется важной вам. Некоторые родители после первых вспышек энтузиазма теряют к ней интерес. Со временем таблица вполне сможет заменить ваши напоминания, но заменить ваш интерес не сможет никогда.

Теперь мы приведем пример цепочки утренних действий, составленной для одного ребенка, а также таблицы, которая использовалась в период обучения умению отвечать на воп­рос: «Что дальше?»

1. Мою лицо и руки.

2. Чищу зубы.

3. Расчесываю волосы.

4. Одеваюсь.

5. Обуваюсь.

6. Застилаю постель.

 
 
Таблица Джефа Тим и Беки, брат и сестра Джефа, закричали: — Ура! У нас сегодня блины! Миссис Граймс шлепнула на сковородку первую ложку теста и подумала: — Да, хорошо, когда есть несколько минут, чтобы приготовить им завтрак, который они по-настояще­му любят, ведь теперь уже мне не нужно каждую минуту бежать к Джефу. И тут же вошел Джеф, держа в руке контрольную таблицу. Миссис Граймс сегодня уже сделала одну отметку, после того как он почистил зубы, а сейчасон ждет еще три отметкиза то, что снял пижаму, оделся и причесался. Миссис Граймс сказала Тиму и Беки: — Я сейчас вернусь. Джеф собирается убирать по­стель. Поскольку Джеф не совсем еще усвоил этот на­вык, миссис Граймс пока была вынуждена немного помогать ему. — Скоро Джеф научится все делать самостоятель­но, совсем как вы.

 

 


Со временем Джеф научится сам делать отметки в таблице. А там, может быть, он уже станет пользоваться небольшой кар­манной таблицей со словами вместо картинок. Но, как всегда, заполненная отметками таблица будет означать, что скоро его усилия будут вознаграждены, а какое это будет вознагражде­ние, решено заранее Джефом и его родителями. Конечно, ког­да-нибудь он перестанет нуждаться и в таблице, и в наградах за исполнение полагающихся по утрам обязанностей.

А теперь задумайтесь на минутку о навыках вашего ребен­ка, которые вы раньше поместили в графу «РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСВИЙ». Сумеете ли вы правильно воспользоваться вопросами («Что дальше?») и со­ставить таблицы, способные помочь ребенку более плавно пе­реходить от одного дела к другому?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.