Разработка цепочки повседневных дел
Навыки, которые вы записали под заголовком «РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛ», ребенок в основном усвоил и может применять без вашей помощи, однако он еще должен научиться применять их в определенном порядке без вмешательства со стороны. Подцепочкой мы понимаемприменение более чем одного навыка в должном порядке. Сравнение обучения ребенка умению выполнять определенную последовательность действий с созданием цепочки мы считаем правомерным. У ребенка есть много отдельных звеньев, и он просто должен научиться соединять их в правильном порядке. Критическими точками любой цепи являются точки соединения звеньев. В нашем случае это, моменты, когда, скажем, закончена чистка зубов и должна начаться уборка постели, когда уборка постели закончена и нужно начать обуваться. Именно в эти моменты смены деятельности чаще всего требуетесь вы: напомнить, намекнуть, направить, подтолкнуть или помочь. Часто дети, закончив очень хорошо одно дело, начинают просто отвлекаться — листать журнал, дремать и т.п., — даже если они «знают», что нужно сделать дальше, и с готовностью сделают это после вашего напоминания. Главное, чему вы теперь будете учить своего ребенка, — этоумение пользоваться моментом окончания одного дела как подсказкой или сигналом, что пора начинать другое. Вы будете учить его спрашивать себя: «Что дальше?» Лучше дать ему возможность самому найти ответ, чем отвечать. «Что дальше?» — это простое напоминание, которым ребенок сможет воспользоваться сам.
Подобно маме Куинси, вам тоже нужно будет поначалу задавать вопрос: «Что дальше?» — давая тем самым ребенку сигнал или подсказку. Когда этот вопрос задаст он сам, ответ для него уже будет очевиден. Один из способов, позволяющих снабдить ребенка подсказками, состоит в создании определенной цепи повседневных дел, связанных с уходом за собой, и в приучении его выполнять их всегда в одном и том же порядке, по меньшей мере до тех пор, пока эта последовательность не будет усвоена им достаточно надежно. Вскоре окончание одного дела станет сигналом к началу следующего. Еще одной хорошей подсказкой может стать таблица, иллюстрирующая эту последовательность действий рисунками или словами. Повесьте такую таблицу на стену там, где ребенок выполняет соответствующие действия, и после выполнения каждой задачи, отмечайте этот факт вместе с ним. Постепенно начните уменьшать свое участие в этом процессе, призывая его самого делать отметки в таблице по окончании каждого мероприятия. Картинка или слово, обозначающие следующий вид деятельности, послужат ему сигналом, и ваше напоминание уже не потребуется. Спустя некоторое время ему уже не нужно будет так часто заглядывать в таблицу. Сама его деятельность станет источником сигналов, указывающих «что дальше».
Таблицы О таблицах мы несколько раз уже говорили. Попробуем теперь внимательнее присмотреться к ним и понять, как можно их использовать для того, чтобы направить и поощрить деятельность ребенка. 1.Привлеките ребенка к составлению таблицы. Побудите его спросить и самого же ответить, как будет использоваться таблица. Пусть он поможет вам составить таблицу и повесить ее. 2.Стремитесь делать таблицу простой. Самая лучшая таблица — простая, такая, которой легко следовать. Возможно, вам захочется сделать ее более наглядной с помощью ярких красок и картинок, однако, нам кажется, что не стоит стремиться к созданию «произведения искусства» и тратить на него слишком много времени. У вас может появиться потребностьчто-то изменить в ней и сделать новую, когда первая будет заполнена отметками. 3. Держите ее на виду. Поместите таблицу вблизи того места, где ребенок будет пользоваться своими навыками, и так, чтобы он мог до нее достать. Таблица вряд ли принесет вам пользу, если ее держать в закрытом шкафу или ящике. Излюбленным местом часто становится дверца холодильника. 4.Неизменно интересуйтесь ею. Таблица только тогда будет что-то значить для ребенка, когда она представляется важной вам. Некоторые родители после первых вспышек энтузиазма теряют к ней интерес. Со временем таблица вполне сможет заменить ваши напоминания, но заменить ваш интерес не сможет никогда. Теперь мы приведем пример цепочки утренних действий, составленной для одного ребенка, а также таблицы, которая использовалась в период обучения умению отвечать на вопрос: «Что дальше?» 1. Мою лицо и руки. 2. Чищу зубы. 3. Расчесываю волосы. 4. Одеваюсь. 5. Обуваюсь. 6. Застилаю постель.
Со временем Джеф научится сам делать отметки в таблице. А там, может быть, он уже станет пользоваться небольшой карманной таблицей со словами вместо картинок. Но, как всегда, заполненная отметками таблица будет означать, что скоро его усилия будут вознаграждены, а какое это будет вознаграждение, решено заранее Джефом и его родителями. Конечно, когда-нибудь он перестанет нуждаться и в таблице, и в наградах за исполнение полагающихся по утрам обязанностей. А теперь задумайтесь на минутку о навыках вашего ребенка, которые вы раньше поместили в графу «РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСВИЙ». Сумеете ли вы правильно воспользоваться вопросами («Что дальше?») и составить таблицы, способные помочь ребенку более плавно переходить от одного дела к другому? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|