Навыки ухода за домом
В данной главе представлена стратегия развития самостоятельности ребенка в делах, связанных с уходом за домом. Эта стратегия аналогична той, которая описана в предыдущей главе (навыки ухода за собой), за исключением некоторых существенных моментов. Они-то и будут в центре нашего внимания. Но сначала давайте ненадолго вернемся к Джиму и Элисон, с которыми мы познакомились в двенадцатой главе. Они напомнят нам, как много проблем, связанных с домашним хозяйством, может возникнуть в течение одного часа.
| | | | | Обычный день (продолжение)
Элисон с полной сумкой продуктов врывается в квартиру.
— Джил, помоги, ради Бога. К обеду придет Джим... Понимаешь, сегодня ведь пятница, а у нас такой беспорядок.
— Джим? Какой Джим?
— Перестань, не валяй дурака. Правда, сейчас 5.15, а он придет в 6.00.
— О'кей. Начинай готовить, а я приберусь.
Джил откладывает журнал и сосредотачивается: веник, совок, тряпка, жидкость для чистки мебели, да... и пылесос. Все готово. Она выносит мусор, подметает пол и включает пылесос, чтобы почистить ковер. Его гудение заглушает грохот сковородок и хлопанье дверцы буфета на кухне — это Элисон собирает все, что ей понадобится для приготовления обеда. Вскоре пылесос замолкает, и гостиная наполняется лимонным запахом жидкости для полировки мебели.
Солнце быстро садится, по комнате, теперь вполне прибранной, тянутся длинные тени. Элисон входит и зажигает свет.
— Браво! Выглядит отлично! Большое спасибо, Джил. Не холодно тут?
— Немного.
Элисон включает отопление и направляется в кухню, но тут раздается звонок. Сейчас 5.50! Джим пришел раньше!
Джим сразу включается в работу. Его обязанность — сварить кофе в электрической кофеварке. Элисон кладет пикшу в жаровню и только включает миксер, чтобы приготовить десерт, как свет гаснет! Джил, слегка испуганная и возбужденная, кричит из гостиной:
— Эй, что там случилось?
— Я думаю, это пробки.
Такое уже случалось, и Элисон в спешке находит в ящике фонарик, а Джим вызывается пойти вниз и заменить пробки. Элисон щелкает выключателем миксера и становится в дверях, чтобы крикнуть ему, когда свет зажжется. Теперь с обедом может ничего не получиться, да и в кино они рискуют опоздать. Элисон встревожено бросает взгляд на часы, но лишь для того только, чтобы, усмехнувшись, убедиться, что кругом темно и ничего не видно...
| |
Джим, Элисон и Джил опередили нас, продемонстрировав владение всеми типами навыков, которые должны стать предметом рассмотрения в данной главе. Вернитесь к ним и подумайте, сколько всего нужно уметь, чтобы приготовить обед, организовать уборку гостиной, отрегулировать температуру и освещенность в доме, решить непредвиденную задачу, связанную с перегоревшими пробками. Дай мы им время (и немного больше розеток), они могли бы постирать накопившееся за неделю белье и тем самым продемонстрировали бы еще один навык, который тоже относится к уходу за домом. Но молодые люди, которые, как мы видели, умеют поддерживать в доме порядок, постигли эту премудрость не по мановению волшебной палочки; им потребовались серьезные, тщательно продуманные занятия и большая практика.
Многие домашние дела, о которых мы будем говорить в настоящей главе, ваш ребенок, возможно, никогда еще не пробовал делать, а некоторые он сделать не в состоянии. Мы часто невольно думаем об уходе за домом и поддержании порядка в нем как о делах, которые по соображениям безопасности или удобства должны оставаться под нашим контролем. Однако , ограждать детей и подростков с особенностями развития от домашних хлопот, по большому счету, не всегда в их интересах.
Оценка
Прежде чем начать заниматься, вам нужно точно так же, как в предыдущей главе,оценить степень самостоятельности ребенка и вашу роль в том, что он пытается делать, будь то помощь или руководство.
| | | | | Оценка состояния навыков ухода за домом
Владение навыком
1. Не умеет делать основные шаги. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основными шагами которых ребенок не овладел. Ему необходимо научиться выполнять некоторые (или все) действия, составляющие соответствующее умение.
2. Для принятия решений нуждается в помощи. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основные шаги которых ребенок делать научился, но принимать решения относительно их применения — пока нет; ему приходится говорить, когда применить тот или иной навык, какие потребуются материалы, как начать и хорошо ли выполнено то, что он пытался сделать.
3. Владеет хорошо и самостоятельно. Отметка в этой колонке делается против навыков, все основные действия которых ребенок умеет выполнять и в отношении которых может принимать необходимые решения, так что вам совсеи не нужно быть рядом.
Мотивация
1. Проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которые ребенок не применяет без понуждения, то есть ему необходима мотивация.
2. Не проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которыми ребенок пользуется регулярно, без специальных напоминаний.
| |
|
НАВЫКИ
| СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ
| МОТИВАЦИЯ
| |
|
|
|
|
| | Не умеет делать основные шаги
| Для принятия решений нуждается в помощи
| Владеет хорошо и самостоятельно
| Проблема
| Не проблема
| | Уборка
|
|
|
|
|
| | Убирает вещи
|
|
|
|
|
| | Выносит мусор
|
|
|
|
|
| | Подметает
|
|
|
|
|
| | Вытирает пыль
|
|
|
|
|
| | Пылесосит
|
|
|
|
|
| | Моет окна и зеркала
|
|
|
|
|
| | Моет пол шваброй
|
|
|
|
|
| | Натирает пол
|
|
|
|
|
| | Чистит раковину
|
|
|
|
|
| | Моет унитаз
|
|
|
|
|
| | Моет плиту
|
|
|
|
|
| | Чистит духовку
|
|
|
|
|
| | Размораживает и моет холодильник
|
|
|
|
|
| | Моет и сушит посуду, кастрюли и сковородки
|
|
|
|
|
| | Загружает должным образом посудомоечную машину (если она есть)
|
|
|
|
|
| | Сгребает лопатой снег
|
|
|
|
|
| | Стирка
|
|
|
|
|
| | Отделяет вещи для ручной стирки от вещей для машинной стирки
|
|
|
|
|
| | Отделяет вещи, подлежащие сухой чистке, от вещей, которые стирают
|
|
|
|
|
| | Отделяет чистую одежду от грязной
|
|
|
|
|
| | Отделяет светлую одежду от темной
|
|
|
|
|
| | Стирает вещи руками
|
|
|
|
|
| | Развешивает вещи для просушки
|
|
|
|
|
| | Правильно загружает стиральную машину (знает, какой режим задать)
|
|
|
|
|
| | Отмеряет нужное количество порошка
|
|
|
|
|
| | Пользуется сушкой
|
|
|
|
|
| | Пользуется машиной в прачечной-автомате
|
|
|
|
|
| | Аккуратно вешает одежду
|
|
|
|
|
| | Аккуратно складывает одежду
|
|
|
|
|
| | Убирает одежду, куда надо
|
|
|
|
|
| | Гладит одежду, когда нужно
|
|
|
|
|
| | Приготовление пищи
|
|
|
|
|
| | Убирает продукты на место
|
|
|
|
|
| | Накрывает на стол
|
|
|
|
|
| | Убирает со стола
|
|
|
|
|
| | Покупает закуски
|
|
|
|
|
| | Готовит холодный завтрак
|
|
|
|
|
| | Делает бутерброды (из готовых продуктов)
|
|
|
|
|
| | Готовит пищу из полуфабрикатов
|
|
|
|
|
| | Готовит горячий завтрак (например, из яиц)
|
|
|
|
|
| | Пользуется духовкой (устанавливает нужную температуру и время готовки)
|
|
|
|
|
| | Готовит салаты и десерты
|
|
|
|
|
| | Готовит основное блюдо
|
|
|
|
|
| | Готовит сложные блюда
|
|
|
|
|
| | Знает, где купить продукты и новые кухонные принадлежности
|
|
|
|
|
| | Определяет по этикетке, какие продукты находятся в банках и коробках
|
|
|
|
|
| | Правильно хранит оставшиеся продукты
|
|
|
|
|
| | Распознает и выбрасывает испорченные продукты
|
|
|
|
|
| | Находит нужные кухонные принадлежности и пользуется ими:
|
|
|
|
|
| | тостером
|
|
|
|
|
| | миксером
|
|
|
|
|
| | соковыжималкой
|
|
|
|
|
| | консервным ножом
|
|
|
|
|
| | кофеваркой
|
|
|
|
|
| | Пользуется мерной посудой и весами
|
|
|
|
|
| | Замена использованных предметов
|
|
|
|
|
| | Заменяет перегоревшую лампочку
|
|
|
|
|
| | Заменяет туалетную бумагув туалете или кусок мыла в ванной
|
|
|
|
|
| | Меняет батарейки в игрушках, радиоприборах и фонариках
|
|
|
|
|
| | Заменяет мешок в пылесосе
|
|
|
|
|
| | Меняет полиэтиленовые мешки для мусорного ведра
|
|
|
|
|
| | Использование инструментов.
Правильно пользуется:
|
|
|
|
|
| | стремянкой
|
|
|
|
|
| | молотком
|
|
|
|
|
| | отверткой
|
|
|
|
|
| | гаечным ключом
|
|
|
|
|
| | плоскогубцами
|
|
|
|
|
| | сантиметром, измерительной линейкой длиной в 1 м
|
|
|
|
|
| | веревкой (завязывает узлы)
|
|
|
|
|
| | Повседневное включение и выключение приборов и поддержание дома в должном состоянии
|
|
|
|
|
| | Включает (и выключает) вилки электроприборов в розетки
|
|
|
|
|
| | Открывает и закрывает окна и шторы в соответствии с температурой и освещенностью
|
|
|
|
|
| | Регулирует систему отопления
|
|
|
|
|
| | Регулирует параметры звука и изображения у радиоприемника и телевизора (и выбирает каналы)
|
|
|
|
|
| | Принимает меры по обеспечению безопасности жилья (ночью и когда уходит из дома)
|
|
|
|
|
| | Застилает постель
|
|
|
|
|
| | Меняет постельное белье
|
|
|
|
|
| | Поливает и «подкармливает» комнатные растения
|
|
|
|
|
| | Подстригает живую изгородь и кусты (если есть)
|
|
|
|
|
| | Устанавливает и снимает вторые рамы
|
|
|
|
|
| | Выключает свет, телевизор и другие приборы, когда ими не пользуется
|
|
|
|
|
| | Сгребает опавшие листья
|
|
|
|
|
| | Заботится о домашних животных (кормит, поит, купает)
|
|
|
|
|
| | Подстригает газон
|
|
|
|
|
| | Заливает бензин и масло в газонокосилку (если она есть)
|
|
|
|
|
| | Знает правила техники безопасности (особенно при пользовании газонокосилкой)
|
|
|
|
|
| | Мелкий ремонт
|
|
|
|
|
| | Устанавливает сломанные дверные петли и ручки
|
|
|
|
|
| | Прибивает гвоздиками сетку от насекомых
|
|
|
|
|
| | Меняет пробки
|
|
|
|
|
| | Вешает картину
|
|
|
|
|
| | Останавливает непрерывно льющуюся воду в унитазе
|
|
|
|
|
| | Пользуется сантузлом для прочистки засорившихся труб унитаза или раковины
|
|
|
|
|
| | Заделывает трещины в штукатурке
|
|
|
|
|
| | Заново закрепляв поднимающуюся и опускающуюся гардину
|
|
|
|
|
| | Удаляет пятна (с ковра, одежды, занавесок)
|
|
|
|
|
| | Склеивает развитые вещи
|
|
|
|
|
| | Устраняет простые неисправности в оправе очков
|
|
|
|
|
| | Исправляет тостер, когда тот заедает
|
|
|
|
|
| | Сращивает провода
|
|
|
|
|
| | Красит большие поверхности кистью или роликом
|
|
|
|
|
| | Красит маленькие поверхности и рамы кисточкой
|
|
|
|
|
| | Моет кисти и ролики
|
|
|
|
|
| | Знает, когда обратиться за профессиональной помощью, если нужно что-то починить
|
|
|
|
|
|
При этом мы советовали бы вам работать над этой главой так же, как над предыдущей:
1) просмотреть до конца всю главу, чтобы ознакомиться с ее основными положениями;
2) заполнить таблицу «Оценка состояния навыков ухода за домом» (стр. 101-104) прочитать главу внимательно.
Производя оценку состояния навыков ухода за домом, вы выясните как степень владения ребенка этими навыками, так и необходимость в мотивации. В таблице фигурируют три степени владения навыками: 1) ребенок не усвоил основные шаги; 2) ребенок усвоил основные шаги, но ему необходима помощь в принятии решений относительно применения навыка; 3) ребенок может хорошо, полностью и совершенно самостоятельно выполнить все, что нужно. Сделайте отметки в тех колонках, которые наилучшим образом характеризуют степень владения соответствующими навыками.
Что касается мотивации, то тут могут быть два варианта: 1) ребенок нуждается в мотивации, то есть, не применяет свой навык на практике без напоминания (колонка «Проблема»), и 2) не нуждается в мотивации, то есть пользуется соответствующим навыком регулярно и без напоминания (колонка «Не проблема»). Отметки в этих двух колонках делаются в том случае, если качество выполнения работы соответствует второму или третьему уровням мастерства.
После того как вы определите степень владения ребенком всеми представленными в таблице навыками, перейдите к форме «Навыки ухода за домом, выбранные для отработки» (помещенной ниже). С ее помощью вы выделите три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных к первой степени владения, и запишите их под заголовком ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ ШАГАМ. Далее выберете три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных ко второй степени владения, и запишите их под заголовком НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Затем из колонок 2 и 3 раздела «Степень владения» выберете несколько связанных друг с другом навыков и запишите их под заголовком РАЗРАБОТКА ЦЕПОЧКИ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ. Наконец, из навыков, отнесенных в колонку «Проблема» раздела «Мотивация», выберете три и запишите их под заголовком ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|