Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)



Рабочая программа дисциплины

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

профиль подготовки Бизнес - информатика - 080500

 

Квалификации (степени) выпускника – Бакалавр

 

Москва 2013


  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины состоит в формировании у бакалавров базовых теоретических знаний и основных практических навыков в области стратегического управления предприятиями и организациями.

Основными задачами дисциплины являются:

• формирование представления об особенностях стратегического управления предприятием или организацией в условиях нестабильной, быстро изменяющейся внешней среды;

• приобретение теоретических знаний и практических навыков по определению возникающих возможностей и по оценке угроз, исходя из анализа внешней среды и особенностей (сильных и слабых сторон) организаций;

• выработка умения формулировать миссию и цели организации на основе стратегического анализа;

• изучение возможных вариантов стратегий, основных методов разработки и реализации стратегии предприятия или организации;

• изучение системы и методов стратегического контроля;

• знакомство с подходами к оценке эффективности стратегического управления;

• приобретение практических навыков информационно-аналитической деятельности по решению задач стратегического управления.

 

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Стратегический менеджмент» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки бакалавров по направлению «Бизнес - информатика» - 080500. В наибольшей степени данная дисциплина опирается на теоретические знания и практические навыки, сформированные при изучении таких курсов, как «Право», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Теория отраслевых рынков», «Менеджмент», «Финансы», «Введение в бизнес-информатику», «Архитектура предприятия».

Теоретические знания и практические навыки, приобретенные в результате освоения дисциплины «Стратегический менеджмент», необходимы для изучения следующих дисциплин: «Теория организации и организационное поведение», «Бизнес в сфере информационных технологий», «Информационные системы управления производственной компанией», «Рынки ИКТ и организация продаж», «Управление инновациями», а также для написания выпускной работы.


Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

№ п.п. Код компетенции Содержание компетенции  
 
1. ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения  
2. ОК-2 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы  
3. ОК-3 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества в современном мире  
4. ОК-4 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем  
5. ОК–6 умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь  
6. ОК-9 способен к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства  
7. ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков  
8. ОК-11 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы  
9. ОК-12 осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации  
10. ОК-13 имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях  
11. ОК-14 владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного  
12. ОК-17 способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций  
13. ОК-18 способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру с подчиненными и сотрудниками на всех уровнях  
14. ПК-6 осуществлять подготовку и ведение контрактной информации на разработку, приобретение и поставку ИС и ИКТ  
15. ПК-9 использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ – инфраструктуры предприятий  
16. ПК-11 позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет  
17. ПК-12 защищать права на интеллектуальную собственность  
18. ПК-13 организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами  

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • понятийный аппарат, используемый в стратегическом управлении организацией (предприятием);
  • место и роль стратегического управления в управлении организацией;
  • особенности стратегического управления предприятием или организацией в современных условиях;
  • основные теории стратегического менеджмента;
  • содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;
  • структуру и содержание внешней и внутренней среды организации;
  • основные классификации стратегий;
  • сущность и содержание корпоративной, деловой и функциональных стратегий;
  • основные подходы и методы, применяемые на различных этапах стратегического управления.

 

Уметь:

  • формулировать миссию и стратегические цели организации;
  • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
  • определять проблемы организации на основе стратегического анализа;

· осуществлять информационно-аналитическую поддержку процессов разработки и реализации стратегии на корпоративном и деловом уровне.

Владеть:

· методикой проведения стратегического анализа;

· методами формулирования миссии и построения дерева целей организации;

· основными подходами и методами разработки и реализации стратегий;

· навыками использования современных информационных технологий для решения задач стратегического управления.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры
1 2 3 4
Трудоемкость (час.)
Аудиторные занятия (всего) - - -
в том числе: - - - - -
Лекции - - -
из них в интерактивной форме - - -
Семинары, практические занятия - - -
из них в интерактивной форме - - -
лабораторные занятия - - -
Индивидуальные занятия (КСР) - - - - -
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего) - - -
в том числе: - - - - -
внеаудиторная самостоятельная работа (СР) - - -
вид промежуточной аттестации (экзамен) - - -
Форма промежуточной аттестации зачет (З), зачет с оценкой (ЗО), экзамен (Э) Э - - Э -
Общая трудоемкость - - -
- - -

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в том числе деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся по дисциплине «Стратегический менеджмент».

Формы проведения аудиторных занятий, проводимых в интерактивной форме, по дисциплине «Стратегический менеджмент»:

  • деловая (ролевая) бизнес-игра;
  • презентация, обсуждение устных докладов и эссе;
  • круглый стол (групповая дискуссия, дебаты) по определенной теме;
  • Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • лекции, проводимые с использованием презентаций, мультимедиа средств.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Значение и содержание стратегического менеджмента

 

Тема 1.Стратегический менеджмент как научная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса

Условия возникновения стратегического менеджмента как научной дисциплины. Этапы развития методологии стратегического менеджмента. Сравнительная характеристика современных концепций стратегического управления, их сущность, преимущества и недостатки, области применения.

Предмет, содержание и задачи дисциплины «Стратегический менеджмент», связь курса с другими дисциплинами управленческого цикла.

Тема 2. Сущность и роль стратегического менеджмента

Понятие, сущность и задачи стратегического менеджмента. Роль и значение стратегического менеджмента как основы эффективного управления коммерческими и некоммерческими организациями в современных условиях. Сравнительная характеристика стратегического и оперативного управления, их взаимосвязь с основными типами организационного поведения: приростным и предпринимательским. Преимущества стратегического подхода к управлению организациями.

Основные понятия и определения, объекты стратегического управления. Проблемы, которыми занимается стратегическое управление. Особенности стратегических решений. Требования, предъявляемые к менеджеру, занимающемуся вопросами стратегического управления.

Тема 3.Процесс стратегического управления

Стратегическое управление как процесс. Назначение, сущность и взаимосвязи его этапов: стратегический анализ, разработка стратегии, реализация стратегии, контроль и оценка стратегии. Особенности процесса стратегического управления. Участники процесса стратегического управления, их роль и функции.

 

Раздел 2. Стратегический анализ

Тема 4.Анализ внешней среды организации

Понятие внешней среды организации и ее структура. Значение мониторинга окружающей среды для эффективного управления организацией. Источники информации, используемые для проведения стратегического анализа.

Цели и этапы анализа макросреды: выявления состава влияющих на организацию факторов, определение состояния и тенденций их развития, оценка влияния факторов на организацию, разработка перечня внешних опасностей и возможностей. Инструментарий, применяемый для анализа внешней среды: PESTЕ–анализ, методы прогнозирования, методы оценки воздействия факторов и др.

Отраслевой конкурентный анализ: назначение, направления и методы анализа. Основные экономические характеристики отрасли. Анализ конкурентных сил в отрасли. Влияние движущих сил на развитие отрасли. Текущее положение и динамика развития основных конкурентов: анализ и прогнозирование. Карты стратегических групп как инструмент стратегического анализа конкуренции в отрасли. Стратегическая позиция организации в отрасли и ее оценка. Отраслевые ключевые факторы успеха. Оценка привлекательности отрасли. Возможности и угрозы, существующие для организации в отрасли.

Тема 5. Анализ внутренней среды организации

Понятие внутренней среды организации, задачи и направления стратегического анализа внутренних проблем организации.

Сильные и слабые стороны организации и значение их исследования для выработки стратегии в конкурентной борьбе. Функциональные зоны организации: маркетинг, финансы, НИОКР, производство, кадры, организация управления, особенности их обследования. Методы управленческого анализа сильных и слабых сторон организации. Определение относительных конкурентных преимуществ и ключевых компетенций организации.

SWOT-анализ как инструмент обобщения результатов стратегического анализа и формирования поля стратегических проблем организации.

Раздел 3. Разработка стратегии

Тема 6.Определение миссии и целей организации

Понятие и значение миссии организации. Структура миссии. Методические рекомендации для формулирования миссии организации.

Стратегические цели организации и их характеристики. Основные направления формулирования целей. Методы разработки целей организации. Критерии оценки достижения стратегических целей организации.

Тема 7.Понятие, виды и сущность стратегий

Основные подходы к определению понятия «стратегия». Плановая и адаптивная (реактивная) составляющие стратегии. Внешняя и внутренняя составляющие стратегии.

Основные классификации стратегий. Типы стратегий по уровням управления в организации: корпоративная, деловая, функциональная, операционная, их назначение, сущность и взаимосвязи. Подходы к согласованию и обеспечению единства различных типов стратегий в организации. Особенности разработки стратегии в диверсифицированных и узкоспециализированных организациях.

Базовые стратегические альтернативы, отражающие различные подходы к росту организации: ограниченный рост (стабильность), рост, сокращение, комбинированная стратегия, основные области их применения.

Стратегии и конкурентные преимущества. Типы конкурентных преимуществ (по М. Портеру). Базовые стратегии достижения конкурентных преимуществ: лидерство по издержкам, дифференциация, фокусирование, их назначение и сущность. Необходимые предпосылки, преимущества и риски конкурентных стратегий.

Функциональные стратегии, их сущность и значение.

Тема 8. Процесс разработки стратегии

Назначение и содержание основных стадий процесса разработки стратегии: определение стратегических альтернатив; их конкретизация (доводка); сравнительный анализ и оценка; выбор стратегии. Участники процесса разработки стратегии, их роль и функции.

Методы, используемые на различных стадиях разработки стратегии. Факторы, определяющие выбор стратегии. Критерии оценки стратегических альтернатив. Информационное обеспечение процесса разработки стратегии.

Раздел 4. Управление реализацией стратегии. Стратегический контроль

Тема 9.Управление реализацией стратегии

Реализация стратегии как важнейший этап стратегического управления, его отличительные черты. Основные задачи управления реализацией стратегии и подходы к их решению. Установление приоритетов стратегических задач. Планирование реализации стратегии. Распределение ресурсов. Адаптация организационной структуры. Согласование системы вознаграждения и стимулирования с выполнением стратегии. Формирование организационной культуры, поддерживающей стратегию. Создание обеспечивающих систем для реализации стратегии. Осуществление стратегического лидерства.

Стратегические изменения в организации – как необходимое условие реализации стратегии. Носители и причины сопротивления изменениям. Методы преодоления сопротивления.

 

Тема 10.Контроль выполнения стратегии

Задачи и принципы стратегического контроля, его отличие от текущего контроля. Система стратегического контроля, характеристика ее элементов. Стратегический бюджет и его значение для контроля реализации стратегии. Критерии оценки выполнения стратегии. Принятие решений по результатам стратегического контроля.

Подходы к организации стратегического контроля на предприятии. Управленческие информационные системы в стратегическом контроле.

 

Тема 11. Эффективность стратегического управления

Оценка эффективности стратегического управления в организации: критерии, показатели и методы. Внеэкономические факторы эффективности стратегического управления. Управление рисками стратегических решений: цели и методы.

Проблемы внедрения стратегического управления в организациях и на предприятиях и пути их решения: отечественный и зарубежный опыт.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.