Здавалка
Главная | Обратная связь

III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЫРЬЕРЫ



Психологические барьеры –это барьеры, обусловленные психологическими особенностями коммуникатора и реципиента:

 

- «барьер личностной цензуры»

(человек воспринимает и передаёт информацию, пропуская её через фильтр собственных установок, интересов, которые зависят от его образованности, культуры. Т.О. уже на «входе» информация подвержена обработке, что может привести к её искажению и как следствие – к непониманию её партнёром);

 

- жизненные проблемы (людей, которых вы слушаете, могут угнетать самые разные проблемы (нездоровье, неприятности на работе и дома. Всё это отвлекает слушателей от того, что им рассказывают);

 

- барьеры, обусловленные личностными особенностями (личностные особенности, например такие как застенчивость, заикание, особенности темперамента и характера, при определённых условиях способны влиять на восприятие и переработку информации, т.е. выступать в форме барьера).

 

- психологическая несовместимость;

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества партнёров (самооценка, толерантность). Существует понятие «межличностной несовместимости», когда возникает резкое взаимное неприятие партнёрами друг друга, основанное на различии темперамента, характера, социальных или ценностных установок или других различий. Такая несовместимость может стать причиной не только непонимания друг друга, но и причиной эмоционального конфликта.

 

- барьер «авторитета»;

В ситуации общения человек доверяет больше тем, кто имеет для него больший авторитет. При этом доверие и недоверие зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит.

Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

Авторитет зависит от следующих факторов:

  • социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе.
  • привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);
  • доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);
  • компетентности;
  • искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.

- барьер «избегание»;

Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.