Барьеры социального восприятия (социальной перцепции). ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Неадекватность восприятия одним человеком другого или барьеры социальной перцепции выступают серьёзными барьерами, которые искажают информацию. В процессе социального взаимодействия важную роль играет восприятие друг друга. Механизмы перцепции – это универсальные закономерности, в соответствии с которыми осуществляется социальное восприятие.
Основные механизмы социального восприятия: А) стереотипизация (процесс образования устойчивых образов и представлений о людях или явлениях не основе типовых схем или прошлого опыта) Виды стереотипов: - этнические (пи отсутствии информации человеку приписываются черты, присущие той или иной этнической группе); - эстетический (люди, которые имеют более привлекательную внешность, оцениваются более положительно); - статусно-ролевой (люди, которые имеют более высокий статус, оцениваются более положительно); - профессиональный (люди одной профессии воспринимаются более стереотипно).
Т.О. барьеры стереотипизации могут в значительной мере повредить передаче или восприятию информации, т.к под влиянием конкретного стереотипа может отсутствовать объективный анализ действительности. В условиях контакта необходимо помнить, что человек взаимодействует с реальностью, а не с условным, заранее сложившимся образом.
Б) механизм идентификации. Представляет собой процесс эмоционального или иного самоотождествления человека с другим человеком, образом, группой. Этот механизм позволяет присваивать переживания и личностные особенности других себе, либо напротив присваивать свою сущность другим. Всё это приводит к растворению в другом человеке.
В) механизм эмпатии (сопереживания). В основе этого механизма лежит механизм идентификации. Эмпатия основана на умении правильно понять, представить, что происходит с другим человеком, какие чувства он испытывает в даны момент. Отсутствие эмпатии – барьер, т.е. недостаточность эмпатических качеств ведёт к тому, что человек ведёт себя неадекватно.).
Г) механизм рефлексии РефлЕксия – это осознание того, как человек воспринимается другими людьми. Это осмысление человеком того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра. Рефлексия позволяет анализировать и корректировать социально-значимую информацию о себе. Как барьер – это недостаточное умение рефлексировать.
Данные механизмы восприятия могут оказывать влияние на процесс коммуникаций. Механизмы восприятия могут быть причиной ошибок восприятия, которые проявляются как эффекты.
- эффект ореола (это распространение общего оценочного характера представлений о человеке на всё последующее поведение. В основе – механизм стереотипизации. Например, благоприятное впечатление об одном качестве человека, переносится на все остальные). - эффект первого впечатления (первое впечатление о человеке является преобладающим); - эффект новизны (возникает по отношению к знакомым людям, когда появляющаяся новая информация о них вытесняет прежние знания).
Т.О. знание барьеров социального восприятия позволяет обеспечить адекватность восприятия партнёров по общению и научиться управлять и организовывать этот процесс.
Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|