Здавалка
Главная | Обратная связь

Барьеры социального восприятия (социальной перцепции).



Неадекватность восприятия одним человеком другого или барьеры социальной перцепции выступают серьёзными барьерами, которые искажают информацию. В процессе социального взаимодействия важную роль играет восприятие друг друга. Механизмы перцепции – это универсальные закономерности, в соответствии с которыми осуществляется социальное восприятие.

 

Основные механизмы социального восприятия:

А) стереотипизация (процесс образования устойчивых образов и представлений о людях или явлениях не основе типовых схем или прошлого опыта)

Виды стереотипов:

- этнические (пи отсутствии информации человеку приписываются черты, присущие той или иной этнической группе);

- эстетический (люди, которые имеют более привлекательную внешность, оцениваются более положительно);

- статусно-ролевой (люди, которые имеют более высокий статус, оцениваются более положительно);

- профессиональный (люди одной профессии воспринимаются более стереотипно).

 

Т.О. барьеры стереотипизации могут в значительной мере повредить передаче или восприятию информации, т.к под влиянием конкретного стереотипа может отсутствовать объективный анализ действительности. В условиях контакта необходимо помнить, что человек взаимодействует с реальностью, а не с условным, заранее сложившимся образом.

 

Б) механизм идентификации.

Представляет собой процесс эмоционального или иного самоотождествления человека с другим человеком, образом, группой. Этот механизм позволяет присваивать переживания и личностные особенности других себе, либо напротив присваивать свою сущность другим.

Всё это приводит к растворению в другом человеке.

 

В) механизм эмпатии (сопереживания).

В основе этого механизма лежит механизм идентификации. Эмпатия основана на умении правильно понять, представить, что происходит с другим человеком, какие чувства он испытывает в даны момент. Отсутствие эмпатии – барьер, т.е. недостаточность эмпатических качеств ведёт к тому, что человек ведёт себя неадекватно.).

 

Г) механизм рефлексии

РефлЕксия – это осознание того, как человек воспринимается другими людьми. Это осмысление человеком того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра. Рефлексия позволяет анализировать и корректировать социально-значимую информацию о себе. Как барьер – это недостаточное умение рефлексировать.

 

Данные механизмы восприятия могут оказывать влияние на процесс коммуникаций. Механизмы восприятия могут быть причиной ошибок восприятия, которые проявляются как эффекты.

 

- эффект ореола (это распространение общего оценочного характера представлений о человеке на всё последующее поведение. В основе – механизм стереотипизации. Например, благоприятное впечатление об одном качестве человека, переносится на все остальные).

- эффект первого впечатления (первое впечатление о человеке является преобладающим);

- эффект новизны (возникает по отношению к знакомым людям, когда появляющаяся новая информация о них вытесняет прежние знания).

 

Т.О. знание барьеров социального восприятия позволяет обеспечить адекватность восприятия партнёров по общению и научиться управлять и организовывать этот процесс.

 

Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это:

  • первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);
  • предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);
  • стереотипы;
  • эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник;
  • эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.