Занятие №9 Проверка прицельных приспособлений пушки МТ-12 4 страница
Жидкость, находящаяся в цилиндре тормоза отката за головкой штока с рубашкой, вытесняется головкой штока и проходит в переднюю часть цилиндра через кольцевой зазор между веретеном и регулирующим кольцом. Часть жидкости, которая попала при откате в замодераторное пространство, давлением на клапан модератора прижимает его к седлу клапана и закрывает отверстия седла клапана. Эта часть жидкости пробрызгивается только через зазоры, образуемые канавками переменной глубины, сходящими на нет к концу наката, и рубашкой модератора, за счет чего и создается плавное торможение наката. Дополнительное торможение наката происходит при пробрызгивании жидкости через шесть отверстий в клапане накатника. Резиновые буфера на заднем срезе люльки смягчают удар откатных частей в конце наката.
3. Особенности осмотра и проверки противооткатных устройств МТ-12. При осмотре противооткатных устройств необходимо: 1. Проверить крепление штоков тормоза отката и накатника в отверстиях прилива люльки; проверить крепление цилиндров противооткатных устройств в обойме ствола и стопорение гаек. 2. Проверить, нет ли течи жидкости из противооткатных устройств; течь может быть обнаружена но потекам жидкости на приливах люльки, на казеннике через крышку и вентильное устройство накатника и через пробку тормоза отката. 3. Проверить работу указателя отката, для чего передвинуть его ползушку по линейке указателя отката из крайнего переднего положения в крайнее заднее. Если ползушка передвигается без ощутимых па пальце руки усилий, то это значит что неисправна или сломана пластинчатая пружина. В этом случае ее необходимо исправить или заменить новой, иначе показания отката будут неправильные (увеличенные). Проверка противооткатных устройств заключается в определении количества жидкости в тормозе отката и накатнике, а также в определении давления в накатнике. При проверке количества жидкости в накатнике обращать внимание на то, чтобы количество жидкости всегда было в пределах нормы, т. е. 3,8±0,2 л. Создавать избыток жидкости в накатнике запрещается, так как это может привести к раздутию наружного цилиндра или к обрыву штока накатника. Проверка количества жидкости в тормозе отката Чтобы проверить количество жидкости в тормозе отката, необходимо: — придать качающейся части орудия горизонтальное положение (угол возвышения около 0°); — вывинтить ключом с удлинителем пробку; — добавить в тормоз отката через отверстие в цилиндре тормоза шприцем жидкость Стеол-М до полного заполнения цилиндра; — покачивать подъемным механизмом качающуюся часть пушки вверх и вниз в пределах ±3°, чтобы дать возможность воздуху выйти из штока и цилиндра, а жидкости занять его место, одновременно добавляя жидкость в тормоз до полного его заполнения; — отлить шприцем из тормоза 0,3 л жидкости; для измерения количества отбавленной жидкости пользоваться литровой кружкой; — ввинтить ключом с удлинителем пробку в отверстие тормоза отката, обратив внимание на наличие уплотняющего кольца. Определение давления в накатнике Чтобы определить давление в накатнике, необходимо: — придать качающейся части орудия угол снижения 3—5°; — снять стопорную проволоку с крышек и вывинтить крышки ключом; отвинтить ключом на 1/4 оборота вентиль и выпустить жидкость гидравлического запора, завинтить вентиль; свинтить ключом гайку и вывинтить пробку у тройника, ввинтить тройник в гнездо для него и ввинтить ключом -0026 манометр в гнездо под пробку тройника; — отвинтить осторожно ключом на 1 оборот вентиль; — определить по отклонению стрелки манометра давление и завинтить вентиль. Нормальное давление в накатнике 60-1+2 кгс/см2. Если давление в накатнике меньше нормального, то следует добавить воздух, для чего: — свинтить ключом крышку с отростка тройника (тройник с манометром не сняты после проверки давления в накатнике) и присоединить к отростку шланг воздушно-гидравлического насоса, установив насос в направляющие на правой станине; — установить кран насоса на «Воздух», отвинтить на 2—3 оборота вентиль и накачивать воздух до тех пор, пока давление в накатнике не будет в пределах нормы 60-1+2 кгс/см-; — завинтить вентиль, отсоединить шланг насоса и вывинтить ключом тройник с манометром. Произвести гидравлический запор воздуха в накатнике, для чего придать качающейся части пушки угол возвышения 10—15°, отвинтить на 1/4 оборота вентиль. С появлением жидкости в гнезде под тройник ввинтить вентиль до отказа. Этим обеспечивается гидравлический запор воздуха в накатнике. Если давление в накатнике больше нормального, то выпустить излишний воздух, для чего: — придать качающейся части угол снижения и отвинтить на несколько оборотов крышку на отростке тройника (тройник с манометром не сняты после проверки давления в накатнике); — отвинтить слегка вентиль и выпустить избыток воздуха, следя по отклонению стрелки манометра за падением давления; — доведя давление воздуха в цилиндре накатника до нормального, завинтить вентиль и крышку тройника; вывинтить тройник с манометром и произвести гидравлический запор воздуха; — ввинтить ключам крышки до отказа, но без чрезмерных усилий, и застопорить их проволокой. Проверка количества жидкости в накатнике Чтобы определить количество жидкости в накатнике, необходимо определить давление в последнем при нормальном положении ствола (нормальное давление должно быть 60-1+2 кгс/см-) и при оттянутом стволе на 200 мм, затем, пользуясь графиком, прикрепленным к щитку ограждения на люльке, прочесть количество жидкости в накатнике. После определения нормального давления в накатнике, не снимая с него тройник и манометр, определить давление в накатнике при оттянутом на 200 мм стволе, для чего: — ввинтить винт прибора для оттягивания ствола в гайку, вставленную в квадратный вырез обоймы, до упора его в сферическое гнездо прилива люльки; установить ползушку указателя отката в переднее крайнее положение; — надеть на конец винта трещоточный ключ и оттянуть ствол, ввинчивая винт настолько, чтобы торец ползушки указателя отката совместился с риской на линейке, соответствующей цифре 200 (ствол будет оттянут назад па 200 мм); — отвинтить ключом медленно на оборот вентиль, прочесть (запомнить) давление на шкале манометра и завинтить) вентиль; — вывинтить винт, следя, чтобы ствол плавно накатывался по мере вывинчивания винта; выяснить причину неисправности, если ствол накатывается с рывками, и устранить ее; причинами ненормального наката могут быть: чрезмерное поджатие сальников тормоза и накатника, забоины на штыре обоймы или отсутствие смазки на направляющей части ствола. По двум показаниям манометра (при первоначальном положении ствола и оттянутом на 200 мм) определить по графику количество жидкости в накатнике, для чего: — отыскать на графике вертикальную линию, соответствующую давлению, показанному манометром при оттянутом на 200 мм стволе; — отыскать на графике горизонтальную линию, соответствующую давлению, показанному манометром при первоначальном положении ствола, и продолжить эту линию до пересечения ее с вертикальной линией, отвечающей давлению при оттянутом на 200 мм стволе. Количество жидкости в накатнике находится в пределах нормы (3,8±0,2 л), если точка пересечения окажется на средней наклонной линии, отмеченной цифрой 3,8, или же на участке, ограниченном крайними (верхней и нижней) наклонными линиями, отмеченными цифрами 4,0 и 3,6. Убавить жидкость, если точка пересечения горизонтальной и вертикальной линий окажется выше верхней наклонной линии (жидкости в накатнике больше нормы). Добавить жидкость, если точка пересечения окажется ниже нижней наклонной линии (жидкости в накатнике меньше нормы). Чтобы выпустить из накатника излишнюю жидкость, необходимо: — вывинтить ключом из тройника манометр, ввинтить ключом в отросток тройника пробку и свинтить крышку с другого отростка тройника; — придать качающейся части пушки угол возвышения 10—15°; — поставить под открытый отросток тройника литровую кружку; — отвинтить ключом вентиль, выпустить в кружку излишнюю жидкость и завинтить вентиль. Придать качающейся части угол снижения 3—5° после того, как излишняя жидкость будет выпущена; выпустить жидкость гидравлического запора; ввинтить в отросток тройника манометр и вновь проверить количество жидкости в накатнике. Чтобы добавить жидкость в накатник, необходимо вывинтить из тройника манометр и ввинтить в отросток тройника пробку; свинтить крышку с другого отростка тройника и присоединить к тройнику шланг воздушно-гидравлического насоса. Установить насос в направляющие на правой станине и накачать в накатник жидкость до нормы.
Преподаватель подполковник запаса В.Кузнецов Занятие №5 Проверка противооткатных устройств. Учебная цель: знать порядок осмотра и проверки ПОУ, возможные неисправности ПОУ и способы их устранения Воспитательная цель: Воспитывать у студентов стремление к самостоятельному изучению вооружения. Учебные вопросы и распределение времени: 1. Осмотр и проверка ПОУ 2. Возможные неисправности ПОУ и способы их устранения Время: 2 часа. Место проведения: аудитория Т-11 Вид занятия: практическое Материальное обеспечение: 1. 100 мм пушка МТ-12 2. Разрезные ПОУ МТ-12. 3. Плакаты.
Литература: 1.100 мм противотанковая пушка МТ-12.Руководство службы, стр. 43-51, 151-154. Организационно-методические указания. Занятие проводить в следующей методической последовательности: I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.................................……………… 10 мин - проверить наличие студентов на занятии, их внешний вид; - проверить готовность групп к занятию; - проверить усвоение ранее изученного материала Темы 3 занятия 4. Рекомендуемые вопросы: 1.Назначение, устройство и действие тормоза отката 2. Назначение, устройство и действие накатника - сделать выводы по опросу, выставить оценки в классный журнал. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ ........................... 160 мин -объявить тему, учебную цель занятия, учебные вопросы занятия, -определить важность актуальность темы, порядок изучения материала занятия ...2 мин - Изложить материал занятия…………………………… 160 мин 1. Осмотр и проверка ПОУ Материал учебного вопроса изучается в следующей последовательности: - рассказать порядок осмотра и проверки ПОУ; - практически определить количество жидкости в тормозе отката и в накатнике; - определение давления в накатнике. При изучении материала использовать пушку МТ-12, плакаты. По окончании изучения материала учебного вопроса подвести итоги и ответить на вопросы обучаемых. 2. Возможные неисправности ПОУ и способы их устранения Материал учебного вопроса изучается в следующей последовательности: - рассказать студентам возможные неисправности ПОУ и способы их устпанения При изучении материала использовать пушку МТ-12, плакаты. По окончании изучения материала учебного вопроса подвести итоги и ответить на вопросы обучаемых. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ......................……… 8 мин -проверить степень усвоения студентами материала занятия: Контрольные вопросы: - порядок осмотра и проверки ПОУ - возможные неисправности ПОУ и способы их устранения -сделать выводы по опросу; -подвести итог занятию; -ответить на вопросы обучаемых; -дать задание на самоподготовку: IV. Краткое содержание изучаемых вопросов. 1. Осмотр и проверка ПОУ При осмотре противооткатных устройств необходимо: - Проверить крепление штоков тормоза отката и накатника в отверстиях прилива люльки; проверить крепление цилиндров противооткатных устройств в обойме ствола и стопорение гаек. - Проверить, нет ли течи жидкости из противооткатных устройств; течь может быть обнаружена но потекам жидкости на приливах люльки, на казеннике через крышку и вентильное устройство накатника и через пробку тормоза отката. - Проверить работу указателя отката, для чего передвинуть его ползушку по линейке указателя отката из крайнего переднего положения в крайнее заднее. Если ползушка передвигается без ощутимых па пальце руки усилий, то это значит что неисправна или сломана пластинчатая пружина. В этом случае ее необходимо исправить или заменить новой, иначе показания отката будут неправильные (увеличенные). Проверка противооткатных устройств заключается в определении количества жидкости в тормозе отката и накатнике, а также в определении давления в накатнике. При проверке количества жидкости в накатнике обращать внимание на то, чтобы количество жидкости всегда было в пределах нормы, т. е. 3,8±0,2 л. Создавать избыток жидкости в накатнике запрещается, так как это может привести к раздутию наружного цилиндра или к обрыву штока накатника. Проверка количества жидкости в тормозе отката Чтобы проверить количество жидкости в тормозе отката, необходимо: — придать качающейся части орудия горизонтальное положение (угол возвышения около 0°); — вывинтить ключом с удлинителем пробку; — добавить в тормоз отката через отверстие в цилиндре тормоза шприцем жидкость Стеол-М до полного заполнения цилиндра; — покачивать подъемным механизмом качающуюся часть пушки вверх и вниз в пределах ±3°, чтобы дать возможность воздуху выйти из штока и цилиндра, а жидкости занять его место, одновременно добавляя жидкость в тормоз до полного его заполнения; — отлить шприцем из тормоза 0,3 л жидкости; для измерения количества отбавленной жидкости пользоваться литровой кружкой; — ввинтить ключом с удлинителем пробку в отверстие тормоза отката, обратив внимание на наличие уплотняющего кольца. Определение давления в накатнике Чтобы определить давление в накатнике, необходимо: — придать качающейся части орудия угол снижения 3—5°; — снять стопорную проволоку с крышек и вывинтить крышки ключом; отвинтить ключом на 1/4 оборота вентиль и выпустить жидкость гидравлического запора, завинтить вентиль; свинтить ключом гайку и вывинтить пробку у тройника, ввинтить тройник в гнездо для него и ввинтить ключом -0026 манометр в гнездо под пробку тройника; — отвинтить осторожно ключом на 1 оборот вентиль; — определить по отклонению стрелки манометра давление и завинтить вентиль. Нормальное давление в накатнике 60-1+2 кгс/см2. Если давление в накатнике меньше нормального, то следует добавить воздух, для чего: — свинтить ключом крышку с отростка тройника (тройник с манометром не сняты после проверки давления в накатнике) и присоединить к отростку шланг воздушно-гидравлического насоса, установив насос в направляющие на правой станине; — установить кран насоса на «Воздух», отвинтить на 2—3 оборота вентиль и накачивать воздух до тех пор, пока давление в накатнике не будет в пределах нормы 60-1+2 кгс/см-; — завинтить вентиль, отсоединить шланг насоса и вывинтить ключом тройник с манометром. Произвести гидравлический запор воздуха в накатнике, для чего придать качающейся части пушки угол возвышения 10—15°, отвинтить на 1/4 оборота вентиль. С появлением жидкости в гнезде под тройник ввинтить вентиль до отказа. Этим обеспечивается гидравлический запор воздуха в накатнике. Если давление в накатнике больше нормального, то выпустить излишний воздух, для чего: — придать качающейся части угол снижения и отвинтить на несколько оборотов крышку на отростке тройника (тройник с манометром не сняты после проверки давления в накатнике); — отвинтить слегка вентиль и выпустить избыток воздуха, следя по отклонению стрелки манометра за падением давления; — доведя давление воздуха в цилиндре накатника до нормального, завинтить вентиль и крышку тройника; вывинтить тройник с манометром и произвести гидравлический запор воздуха; — ввинтить ключам крышки до отказа, но без чрезмерных усилий, и застопорить их проволокой. Проверка количества жидкости в накатнике Чтобы определить количество жидкости в накатнике, необходимо определить давление в последнем при нормальном положении ствола (нормальное давление должно быть 60-1+2 кгс/см-) и при оттянутом стволе на 200 мм, затем, пользуясь графиком, прикрепленным к щитку ограждения на люльке, прочесть количество жидкости в накатнике. После определения нормального давления в накатнике, не снимая с него тройник и манометр, определить давление в накатнике при оттянутом на 200 мм стволе, для чего: — ввинтить винт прибора для оттягивания ствола в гайку, вставленную в квадратный вырез обоймы, до упора его в сферическое гнездо прилива люльки; установить ползушку указателя отката в переднее крайнее положение; — надеть на конец винта трещоточный ключ и оттянуть ствол, ввинчивая винт настолько, чтобы торец ползушки указателя отката совместился с риской на линейке, соответствующей цифре 200 (ствол будет оттянут назад па 200 мм); — отвинтить ключом медленно на оборот вентиль, прочесть (запомнить) давление на шкале манометра и завинтить) вентиль; — вывинтить винт, следя, чтобы ствол плавно накатывался по мере вывинчивания винта; выяснить причину неисправности, если ствол накатывается с рывками, и устранить ее; причинами ненормального наката могут быть: чрезмерное поджатие сальников тормоза и накатника, забоины на штыре обоймы или отсутствие смазки на направляющей части ствола. По двум показаниям манометра (при первоначальном положении ствола и оттянутом на 200 мм) определить по графику количество жидкости в накатнике, для чего: — отыскать на графике вертикальную линию, соответствующую давлению, показанному манометром при оттянутом на 200 мм стволе; — отыскать на графике горизонтальную линию, соответствующую давлению, показанному манометром при первоначальном положении ствола, и продолжить эту линию до пересечения ее с вертикальной линией, отвечающей давлению при оттянутом на 200 мм стволе. Количество жидкости в накатнике находится в пределах нормы (3,8±0,2 л), если точка пересечения окажется на средней наклонной линии, отмеченной цифрой 3,8, или же на участке, ограниченном крайними (верхней и нижней) наклонными линиями, отмеченными цифрами 4,0 и 3,6. Убавить жидкость, если точка пересечения горизонтальной и вертикальной линий окажется выше верхней наклонной линии (жидкости в накатнике больше нормы). Добавить жидкость, если точка пересечения окажется ниже нижней наклонной линии (жидкости в накатнике меньше нормы). Чтобы выпустить из накатника излишнюю жидкость, необходимо: — вывинтить ключом из тройника манометр, ввинтить ключом в отросток тройника пробку и свинтить крышку с другого отростка тройника; — придать качающейся части пушки угол возвышения 10—15°; — поставить под открытый отросток тройника литровую кружку; — отвинтить ключом вентиль, выпустить в кружку излишнюю жидкость и завинтить вентиль. Придать качающейся части угол снижения 3—5° после того, как излишняя жидкость будет выпущена; выпустить жидкость гидравлического запора; ввинтить в отросток тройника манометр и вновь проверить количество жидкости в накатнике. Чтобы добавить жидкость в накатник, необходимо вывинтить из тройника манометр и ввинтить в отросток тройника пробку; свинтить крышку с другого отростка тройника и присоединить к тройнику шланг воздушно-гидравлического насоса. Установить насос в направляющие на правой станине и накачать в накатник жидкость до нормы. 2. Возможные неисправности ПОУ и способы их устранения
Преподаватель подполковник запаса В.Кузнецов
Занятие № 6 Верхний и нижний станки, механизмы наведения пушки МТ-12.
Учебная цель: Знать особенности устройства верхнего и нижнего станков и механизмов наведения МТ-12. Воспитательная цель: Воспитывать у студентов стремление к глубокому изучению узлов и механизмов пушки МТ-12.
Учебные вопросы и распределение времени: 1. Тип, особенности устройства верхнего и нижнего станков………35мин 2. Особенности устройства механизмов наведения. Порядок осмотра и проверки механизмов наведения………………………………………35 мин
Время: 2 часа. Место проведения: аудитория Т-11 Вид занятия: групповое со взводом Материальное обеспечение: 1. 100 мм пушка МТ-12; 2. Разрезные механизмы наведения МТ-12; 3. Разрезной уравновешивающий механизм; 4. ЗИП-О, ЗИП-Г 5. Плакаты. 6. Диафильм 7. ЛЭТИ.
Литература: 1.100 мм противотанковая пушка МТ-12.Руководство службы,стр.58-77, 149-150. Организационно-методические указания. Занятие проводить в следующей методической последовательности: I .ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ………………………… 10 мин - проверить наличие студентов на занятии, их внешний вид; - проверить готовность групп к занятию; - проверить усвоение ранее изученного материала Темы 3 занятия 5: Рекомендуемые вопросы: 1. Назначение, тип, устройство люльки пушки МТ-12. 2. Отличительные особенности ПОУ пушки МТ-12 от гаубицы Д-ЗО. 3. Объем осмотра ПОУ пушки МТ-12. - сделать выводы по опросу, выставить оценки в классный журнал. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ...............................………… 70 мин -объявить тему, учебную цель занятия, учебные вопросы занятия, определить важность и актуальность темы................…………… 2 мин -изложить материал занятия...............................…………………70 мин
1. Тип, особенности устройства верхнего и нижнего станков.………35 мин Материал учебного вопроса излагается в следующей последовательности: - назначение и тип верхнего станка МТ-12; - особенности устройства верхнего станка МТ-12; - назначение и тип нижнего станка МТ-12; - особенности устройства нижнего станка МТ-12; Изложение материала сопровождается показом плакатов "Верхний станок, механизмы наведения МТ-1 2" , "Нижний станок МТ-12" По окончании изложения материала учебного вопроса подвести итог и ответить на вопросы обучаемых.
2.Особенности устройства механизмов наведения. Порядок осмотра и проверки механизмов наведения ... 35мин Материал учебного вопроса излагается в следующей последовательности: - особенности устройства подъемного механизма МТ-12; - особенности устройства поворотного механизма МТ-12; - перечень проверок механизмов наведения пушки МТ-12; Порядок осмотра и проведения проверок, изложение материала сопровождается показом МТ-12 и разрезных механизмов МТ-12, по плакатам, диафильмам. По окончании изложения материала учебного вопроса подвести итог и ответить на вопросы обучаемых.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ ......................…… 8 мин -проверить степень усвоения студентами материала занятия: Контрольные вопросы: 1. Способ соединения верхнего и нижнего станков МТ-12. 2. Порядок осмотра подъемного механизма МТ-12. 3. Порядок осмотра поворотного механизма МТ-12. -сделать выводы по опросу; -подвести итог занятию; -ответить на вопросы обучаемых; -дать задание на самоподготовку. 1. Тип, особенности устройства верхнего и нижнего станков. Верхний станок является основанием качающейся части пушки. На нем размещены подъемный и поворотный механизмы, уравновешивающий механизм и щитовое перекрытие. Для размещения качающейся части щеки станка имеют цапфенные гнезда, закрывающиеся наметками. К левой щеке станка сзади приварен кронштейн поворотного механизма, а спереди - кронштейн подъемного механизма. Спереди справа - кронштейн уравновешивающего механизма. Кронштейн подъемного механизма и кронштейн щита имеют впереди наклонные площадки, к которым с помощью болтов крепится основной щит щитового перекрытия. Справа к станку приварен кронштейн уравновешивающего механизма, в котором имеются отверстия для крепления штанги, поддерживающей щитовое прикрытие. Под цапфенным гнездом станка слева имеется прилив с отверстиями для крепления второй штанги, поддерживающей щитовое прикрытие. Сверху к передней стенке станка и сзади к основанию верхнего станка приварены ограничители, ограничивающие соответственно угол снижения и угол возвышения качающейся части пушки. В основании верхнего станка имеется отверстие с втулкой, закрыто сверху приваренной заглушкой; этим отверстием станок надет на верхнюю цапфу нижнего станка. Внизу на кронштейне верхнего станка имеется подшипник с втулкой. Снизу отверстие в подшипнике закрыто приваренной заглушкой подшипника. К передней стенке верхнего станка приварен кронштейн, а к нему с помощью двух болтов крепится захват, в паз которого входит направляющий полозок сектора нижнего станка. Нижний станок является основанием вращающейся части пушки. С корпусом нижнего станка шарнирно соединены коробчатые станины. На станинах закреплены: шворневая балка, балка крепления по-походному и подхоботовой каток. Нижний станок представляет собой стальную отливку коробчатой формы. В средней части ее приварены цапфы, на которых поворачивается верхний станок. Справа и слева имеются два выступающих прилива с вертикальными отверстиями для пальцев шарнирных частей станин и для стопоров крепления станин в боевом положении. На верхних проушинах имеются приливы для ограничения хода балансиров. На верхней плоскости нижнего станка имеется прилив, являющийся сектором захвата верхнего станка и приварены стойка и два упора. Упоры ограничивают сведение и разведение станин. В стойке закрепляется вилка поворотного механизма. Сектор захвата верхнего станка с закраиной воспринимает через захват верхнего станка опрокидывающее усилие от выстрела. К передней стенке станка крепятся кронштейны. В отверстия кронштейнов и верхних проушин станка запрессованы втулки. Нижние проушины служат для установки осей нижних балансиров. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|