Здавалка
Главная | Обратная связь

САТАНА И ДРУГИЕ ДЖИННЫ



 

Сатана, т. е. Иблис относится не к ангелам, а к джиннам. По­сле того, как в ходе наших исследований мы поняли, что каждый шайтан — это джинн, но не каждый джинн — шайтан, возникает другой вопрос: является ли Иблис родоначальником джиннов, или он — одна из разновидностей рода джиннов?

В отношении этого вопроса мнения ученых разделились:

Одна группа ученых считает, что Иблис не является родона­чальником и патриархом джиннов, а представляет собой одного из них. Не уверовавшие из числа джиннов стали называться джиннами-шайтанами, а не согрешившие — просто джиннами.

Ад-Даххак сказал:

«Джинны — это потомки аль-Джана, и они не являются шай­танами».

Ион Аббас, комментируя слова Аллаха:

«И создал аль-Джана из чистого пламени огня».

(Ар-Рахман, 15)

говорит:

«Создал аль-Джана» — т. е. родоначальника джиннов и шайтанов. Это указывает на то, что Иблис не является родона­чальником джиннов, а таковым является аль-Джан.»

Такой же вывод делает ат-Табари, комментируя слова Аллаха:

«... Воистину, шайтан и его приспешники видят вас, тогда как вы их не видите...»

(Аль- Аграф, 27)

«Слово «приспешники» означает тех, кто относится к тому классу и роду, одним из представителей которого является он сам».

На этом основании Адам считается родоначальником людей, аль-Джан —родоначальником джиннов, а Иблис и его потомки — родоначальниками джиннов-шайтанов. Это основывается на разъяснениях Корана о том, что джинны и Иблис были сотворены из огня, что указывает на единство их сущности и на кораническом описании того, что Иблис был джинном и отказался подчи­няться повелению своего Господа.

Аль-Фахр ар-Рази сказал:

«Вероятнее всего, шайтаны — это разновидность джиннов. Этим именем называют и уверовавших и не уверовавших из их числа, доказательством чему является то, что слово «джинны» происходит от слова, означающего «скрываться», и все те, кото­рые скрываются — это джинны».

Шейх Абдулла Сираджуддин упоминал, что Иблис и шайта­ны — это разновидность джиннов, причем Иблис является не родоначальником джиннов, а одним из них.

Аллах сказал: «... кроме Иблиса, который был из числа джиннов...»

(Аль-Кахф, 50)

Что касается вопроса патриаршества у джиннов, то Иблис патриархом не был, в отличие от Адама, который был патриар­хом всех людей. Таково мнение первой группы ученых.

Вторая группа ученых считает, что Иблис — это воплощение сущности джиннов, а джинны — это потомки Иблиса. Аль-Хасан аль-Басри говорит, комментируя слова Аллаха:

«... кроме Иблиса, который был из числа джиннов...»:

«Иблис не относился к ангелам не только по происхожде­нию, он был основной сущностью джиннов, как, например, Адам для людей».

Ат-Табари передает, что ибн Зейд сказал:

«Иблис — это родоначальник джиннов, как Адам — родона­чальник людей».

Подводя итоги, можно сказать, что нет достаточно убеди­тельных доказательств в подтверждение какого-либо из этих двух мнений ни из Священного Корана, ни из сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах — единственный, Кто знает об этом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.