Здавалка
Главная | Обратная связь

А. В. Брушлинский Индивид и толпа



Я не могу безоговорочно согласиться с мнением моих западных коллег, что психически нормаль­ный человек,попадая в эмоционально настроен­ную толпу, обязательно растворится в ней, ста­нет бездумной частичкой массы, способной на что угодно.

Думаю, что для этого необходимы какие-то пред­варительные условия, делающие психологию ин­дивида восприимчивой к настрою толпы. Но ведь беда в том, что мы сегодня как раз такие усло­вия и создали — экономическую и политическую нестабильность, заставляющую человека опа­саться за завтрашний день, мучительно искать выхода. И, попадая в толпу, внимая зажигатель­ным речам, он зачастую уже не в состоянии оце­нить, тот ли выход ему подсказывают... Тут все зависит от интеллекта — чем он выше, тем ус­пешнее человек может противостоять влиянию возбужденной массы. Но вся беда в том, что


общественные катаклизмы свершаются толпой индивидуумов, чей интеллект, как говорится, оставляет желать лучшего. И чтобы остановить скопление таких людей, удержать его от роковых действий, водометы и омоновские дубинки — не

самое лучшее средство. Важно изучать реальный механизм поведения толпы, которая чем дальше, тем больше будет влиять на эволюцию общества.

Источник: Не потеряй себя в бушующей толпе (www.rg.ru)

 

9 Гофман А.Б. Мода и люди. М., 2000. С. 110.

10 Там же.


Важное значение в толпе имеет взаимное стимулирование в форме ри­туала: аплодисменты, возгласы одобрения. Толпа обнажает в человеке очень многое, в том числе первобытные инстинкты. Для социолога важно другое: она обнажает исторически примитивные формы консолидации людей, ощу­щение первичной человеческой общности. В толпе, локоть к локтю, в еди­ной шеренге люди равны и чувствуют себя почти братьями друг другу. Пусть и на краткий миг.

Толпа обезличивает индивидуальности и может превратить их в стадо

В действующей толпе, особенно сплоченной, все же можно обнаружить некую структуру. В основе лежит некий поведенческий стереотип (ксено­фобия религиозная или этническая, кровная месть, «право» Линча) и роле­вой механизм (например, подстрекатели, активисты, крикуны). Нечто по­добное существует и в ситуации разобщенной, панической толпы (стерео­тип «спасайся кто и как может» и соответствующее разделение ролей), но

ролевой набор в толпе беден".

Средства массовой информации не раз демонстрировали, как ликующие толпы мусульман устраивают овации аятолле Хомейни, возвратившемуся из изгнания, христиан, спешащих на встречу с Папой Иоанном Павлом II, который прибыл на паломническом самолете, чтобы принести им свое благословение, футбольных фанатов, раз­очарованных проигрышем любимой команды, а потому низвергающих все на своем пути.

Люди, составляющие толпу, обладают удивительной внушаемостью и слепой покорностью красноречивому лидеру. Особенно если средства мас­совой информации изо дня в день твердят, какой он гениальный, как не щадит себя ради счастливого будущего своего народа. Надо лишь безогляд­но идти за ним, и он приведет к счастью.

11 Левада К).А. От мнения к пониманию. М., 2000. С. 252.

Толпа капризна, и когда чудо не наступает, то приходит разочарование в лидере.

Когда общественные отношения обостряются и достигают максималь­ного напряжения, толпа выходит на улицы. Достаточно вспомнить студен­ческие волнения 1960-х гг. во Франции. При этом вовсе не обязательно, чтобы вся толпа была вначале одинаково настроена. Психологи установи­ли: достаточно 25% дошедших до критической точки, чтобы она обезуме­ла. Вся толпа! Тогда свершаются революции. Именно так было во Франции, где народ сверг монарха. А незнание революционными лидерами психоло­гии толпы спровоцировало разгул нездоровых эмоций. В результате была разрушена Бастилия, которая очень бы пригодилась любому режиму.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.